Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Название: Личные деньги (Деньги в сказках)
Учитель: Антонова Татьяна Владимировна
2024 год
Аннотация
Занятие по финансовой грамотности по теме «Личные деньги. Деньги в сказках».
Урок предназначен для учащихся 4 класса. Материал занятия знакомит ученика с тем, что уже в юном возрасте можно иметь личные деньги и грамотно ими распоряжаться. Дети знакомятся со сказочными персонажами, у которых возникают проблемы с деньгами. Рассматриваем с детьми, как можно решить этот вопрос, как можно потратить без потерь личные сбережения.
Ученикам предлагается поучаствовать в планировании личных сбережений, рассмотреть, что значит тратить деньги «с умом».
Рассматриваем модель финансово грамотного поведения героев с личными деньгами, приоритеты при трате денег.
В сказке «Курочка Ряба» можно оценить такое качество, как забота. Приходим к выводу о пользе личных сбережений. В сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» оцениваем качество – щедрость.
Вводим понятия «разумные траты» и «траты под ноль».
Урок по теме «Личные деньги. Деньги в сказках».
Предмет: Математика.
Тема занятия по основной образовательной программе: Сложение и вычитание в пределах 1000.
Учитель: Антонова Татьяна Владимировна
Категория участия: Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности
Цель занятия: формирование представлений о значении личных денег и умения ими распоряжаться в различных ситуациях.
Задачи:
1. Познакомиться со сказочными героями, у которых возникают проблемы с деньгами.
2. Рассмотреть ситуации, откуда берутся личные сбережения.
3. Рассмотреть варианты, как можно распоряжаться личными сбережениями.
4. Упражняться в сложении и вычитании чисел в пределах 1000.
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, принимать мнение и позицию других, формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Формы организации работы: беседа, работа с иллюстративным материалом, решение практических ситуаций, творческие задания.
Место занятия в модуле: занятие продолжает знакомство с модулем «Учимся копить и тратить».
Элементы содержания урока: Личные деньги. Тратить «с умом». Разумные траты. Траты «под ноль».
Ход урока:
Этапы урока
Время
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 Организация урока
1 мин
Фронтальная словесный слово учителя
Приветствие учителя:
На уроке я сижу -
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если надо – отвечаю.
Проверим готовность к уроку.
(слайд 1)
Ученики слушают учителя, проверяют готовность к уроку.
2 Актуализация знаний
2 мин
Фронтальная
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Жил он в высоком тереме. Было у царя три сына. Решил царь сыновей женить. А на свадьбу нужны деньги…
Поможем царю и решим задачу 1 (Приложение 1):
У царя три сына. Каждому сыну надо по 300 рублей на свадьбу. Сколько денег должен приготовить царь для своих сыновей? (900 рублей).
(слайд 2)
Слушают учителя
Решают задачу устно
3 Постановка учебной задачи
3 мин
Фронтальная словесный слово учителя
Оказывается, чтобы жить счастливо и богато, даже сказочным персонажам нужны деньги.
(слайд 3)
Сегодня герои сказок помогут разобраться нам в некоторых финансовых вопросах.
Поговорим с вами о том, откуда берутся личные деньги и как ими распоряжаться.
Что значит выражение «личные деньги»?
Отвечают на вопрос
4 Работа по теме урока
7 мин
Групповой
практический
Нам сегодня помогут разобраться в нашей теме сказочные герои.
Переставьте буквы местами и отгадайте имя первого героя.
РОЧКУКА БАРЯ
Это курочка Ряба.
(слайд 4)
Как в этой сказке разбогатели герои?
Иногда, мы говорим, что «деньги падают с неба». Объясните смысл этого выражения.
Что делать, если деньги появились неожиданно?
Напишите, что бы вы сделали, если бы у вас сегодня неожиданно появилась одна тысяча рублей. Как бы вы потратили личные сбережения?
Заслушать варианты, предложенные детьми.
Отгадывают анаграмму
Дают ответ (курочка снесла золотое яичко).
Дают ответ (достаются легко, без усилий).
Ученики высказывают свои мысли (например, что-то купить, положить под проценты в банк, положить дома в укромное место, рационально потратить)
Практическое задание
5. Физкультминутка.
2 мин
Коллективный практический
(слайд 5)
На горушке три забора,
Три избушки, три Егора.
Справа – дедушка Егор,
Слева – дядюшка Егор,
А у среднего забора
Не Егор, а пол-Егора.
Потому что он пока
От горшка два вершка.
Выполняют движения
6 Работа по теме урока
10 мин
Групповой
практический
Переставьте буквы местами и отгадайте имя второго героя.
ХАМУ КОЦОХАТУ
Это муха-цокотуха.
(слайд 6)
Откуда у мухи появились деньги?
Иногда люди находят деньги.
Как вы поступите, если найдёте деньги?
Что сделала муха?
Правильно ли потратила свои деньги муха?
Что выгоднее для мухи: позвать гостей на праздник домой или пригласить их отметить праздник в торговом центре?
Задача 2 (приложение 1).
В торговом центре муха решила заказать блюда для гостей.
Стоимость блюд:
300 р – салат
200 р – суп-пюре
350 р – паста
50 р – чай
100 р - сок
200 р – пирожное
200 р – торт
200 р – чизкейк
300 р – фруктовая тарелка
Что из меню может выбрать муха для одного гостя на 1000 рублей? Предложите 2 варианта меню.
Муха потратила все деньги, «под ноль».
Что значит выражение «тратить под ноль»?
Отгадывают анаграмму
Ответы учащихся (она их нашла).
Отвечают на вопрос (вернуть хозяину, оставить, где нашли и др.)
Отвечают (позвала гостей на праздник)
Выполняют задание (например,
200 р суп,
300 р салат,
200 р торт,
100 р сок)
Ответы учащихся (потратить всю сумму полностью)
7 Закрепление материала
10 мин
Групповой
Практический
Переставьте буквы местами и отгадайте имя третьего героя.
РАБУНОТИ
Это Буратино.
(слайд 7)
Откуда у Буратино появились деньги?
Как Буратино решил потратить свои денежки?
Что вы посоветуете Буратино?
Игра. Выберите, что может приобрести Буратино на личные сбережения.
Предметы: поездка на море, открытка, покупка куртки для папы Карло, шоколадка, цветы для Мальвины, билет в театр.
Личные сбережения лучше потратить на себя.
Буратино решил по совету лисы Алисы и кота Базилио закопать деньги в землю. Он решил их приумножить таким способом. Что вы об этом думаете?
Задача.
Папа Карло в течение 10 дней давал Буратино по 50 сольдо на личные нужды. Половину этой суммы Буратино решил потратить на подарок Мальвине. На какую сумму может получить подарок Мальвина? (250 сольдо).
Буратино хотел приумножить свою сумму денег. Деньги не должны лежать просто так, они должны «работать».
Что можно сделать с личными деньгами, чтобы деньги «работали» на тебя?
Вы решили потратить деньги сразу. Составьте план ваших трат на сумму 1000 рублей.
Заслушать варианты ответов.
Отгадывают анаграмму
Отвечают (ему подарил деньги Карабас-Барабас)
Отвечают (закопать в землю, чтобы выросло денежное дерево)
Высказывают своё мнение
Выполняют задание
Высказывают своё мнение
Выполняют задание
Отвечают (положить в банк под проценты, копить на что-то, но недолго, потому что деньги могут обесцениться, купить акции)
Выполняют задание
8 Итог урока
5 мин
Фронтальная словесный беседа
Мы сегодня рассмотрели, откуда могут появиться личные деньги: появляются неожиданно, деньги могут подарить, можно деньги найти.
Наличие собственных денег позволяет нам чувствовать себя самостоятельными. Мы сами решаем, на что их можно потратить. Тратить деньги надо правильно, «с умом».
Что значит выражение «тратить деньги с умом»?
Поговорили о том, как можно распорядиться личными сбережениями, как их можно приумножить.
Получая деньги, мы их используем по личному усмотрению. Важно научиться тратить деньги так, чтобы они приносили радость, пользу.
Только на своём опыте мы сможем научиться управлять деньгами: рационально тратить, сберегать.
Слушают
Отвечают на вопрос
9 Рефлексия
5 мин
Практический
(слайд 8)
У нас в классе неожиданно появилась волшебная лампа Алладина.
Если её потереть три раза, то исполнится три желания.
1 желание.
Каким способом вы хотели бы получить доход?
2 желание.
Что бы вы сделали, чтобы эта сумма денег увеличилась?
3 желание.
На что потратите свои личные деньги?
Учащиеся письменно дают ответы на поставленные вопросы
Источники:
1. Введение в финансовую грамотность: рабочая тетрадь 4 для начальной школы / Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. / под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 28 с.
Приложение 1.
Задача1.
У царя три сына. Каждому сыну надо по 300 рублей на свадьбу. Сколько денег должен приготовить царь для своих сыновей?
Задача 2.
В торговом центре муха решила заказать блюда для гостей.
Стоимость блюд:
300 р – салат
200 р – суп-пюре
350 р – паста
50 р – чай
100 р - сок
200 р – пирожное
200 р – торт
200 р – чизкейк
300 р – фруктовая тарелка
Что из меню может выбрать муха для одного гостя на 1000 рублей?
Предложите 2 варианта меню.
Задача 3.
Папа Карло в течение 10 дней давал Буратино по 50 сольдо на личные нужды. Половину этой суммы Буратино решил потратить на подарок Мальвине. На какую сумму может получить подарок Мальвина?