Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (Классный час)
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (Классный час)
Доброта... Что означает это слово
Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
Доброта ~это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (Классный час) »
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (Классный час)
Цели:
формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
развивать умения отличать “плохое” от “хорошего”;
формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;
развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формировать умение совместно работать в группе;
способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа, которую вы отгадаете чуть позже. Сначала отгадайте загадку:
На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга)(Слайд2,3,4)
2. “Одеваем радугу”.
Вспомните, сколько цветов имеет радуга? (7). Расположите цвета так, как они расположены в радуге, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) (Слайд5,6)
Дарить
Обществу
Благородство
Радость
Общение
Талант
Азарт (Слайд6-12)
- Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
- О чем будем говорить? (О доброте). (Слайд 13,14)
- Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.
3. Чтение стихотворенияучащимися:
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы. 1 – ый Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто здравствуйте, Больше ведь мы ничего не сказали. 2 - ой Отчего же на капельку солнца, Отчего же на капельку счастья Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь? 3 – ий
4. «Открытие» темы классного часа.
- И действительно. Слова: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» - всем известны с детства. Задумывались ли вы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой? Ведь это с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царили непонимание и страх, посеять зерна теплого чувства. Кстати, есть такие люди, для которых быть добрыми и вежливыми так же просто и естественно, как дышать чистым воздухом. И как, наверное, странно бывает им слышать жалобы о том, что кто-то не хочет и выслушать кого-то, не желает посочувствовать ему в беде и в радости.… В чем же тут дело? (пауза)
Чтобы разобраться в этом, я приглашаю вас к разговору о силе слов, точнее, о тех чувствах, которые могут быть в них скрыты.
Поговорим о доброте и о вежливости. Прочтите тему классного часа: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». (Слайд 15)
5. Доброта
Как вы бы объяснили значение этих двух замечательных слов – «доброта» и «вежливость»? (Слайд 16)
- Что такое доброта? «Доброта»… - что скрыто за этим словом, какой тайник человеческой души открывается этим ключом? (Слайд 17) Как вы думаете? (Доброта – это тепло души, ведь с добрым человеком всегда тепло. Доброта – это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного. Добрый человек – это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит, охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце.)
- Вот как написал о доброте в своем школьном сочинении второклассник:
Доброта – это, наверное, состояние души. Это состояние души такое, когда тебе хочется сказать хорошее слово и этим самым поддержать человека. И неважно, какой человек, главное, чтобы проснулось это чувство. Наверное, надо, чтобы у всего населения планеты появилась доброта. И тогда планета наша будет жить спокойно.(Слайд 18)
- Воспользуемся толковым словарем Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе… Добрый – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…»(Слайд 19)
«Остров пословиц»
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста (Слайд 20) Как вы объясните эти пословицы?
- Каким должен быть добрый человек? (Добрый и милосердный, благородный и честный, ответственный, умный, добросердечный, дружелюбный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный)
Итак, добрый человек – это тот, кто:
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
любит природу и бережет ее;
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.
6. Вежливость
- А что же такое вежливость? (Ответы детей.)
Вежливость – одно их важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», - Тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. (Слайд 21)
Правила вежливости:
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. (Слайд 22)
- Чтобы определить, как вы знаете правила вежливости, давайте поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми – захлопаете в ладоши, а если нет – то будете сидеть тихо.
Поздороваться при встрече…(вежливо).
Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
Свистеть, кричать, шуметь в школе…(невежливо).
Уступить место старшим…(вежливо).
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо).
Попрощаться, уходя…(невежливо). (Слайд23)
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»:
Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
Когда нас бранят за шалости, говорим …(простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания). (Слайд24)
- Молодцы! Ваши ответы очень правильные. Надеюсь, что вы все так и поступаете.
7. Мыс Культуры
- Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в ситуациях, о которых я расскажу? Найдите ошибки и скажите, в чем дети были не правы?
Ситуация 1. (Читает 1-ый ученик) Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой!” “А ты как его зовешь?” - спросила мама. – “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. (Читает 2-ой ученик) В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям “Здравствуйте!”)
8. Обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Белка и волк»
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.
- Послушайте сказку и ответьте на вопросы:
В чем нравоучительный смысл сказки?
Чему она учит?
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: – Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: – Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.(Слайд 25)
(Вывод: не делай зла, будь добрым. Хорошо тому, у кого доброе сердце)
9. Викторина. На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”- хором.
Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)
Можно ли стать добрым на время? (Нет)
Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да)
Легко ли быть добрым? (Да)
Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да)
- У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Что же приносит с собою доброта? (Радость окружающим людям.) Какими нужно быть, чтобы радость людям дарить? (Добрыми и вежливыми.)
Прочитайте правила добрых поступков:
Здоровайся при встрече.
Не груби, даже если сердит.
Проявляй доброжелательность.
Будь вежлив и воспитан. (Слайд 26)
- Если вы согласны быть добрыми и вежливыми вы можете дать «Обещание», но помните, что свои обещания нужно держать. (Слайд 27)
10. Практическое задание
- Ребята, как вы думаете, а можно ли измерить доброту? (Ответы детей). Вспомните, какие поступки совершили вы за прошлые выходные? Были ли среди них те, о которых вы сожалеете и вспоминать не хотите? Были ли те, о которых вы с радостью поделились бы с нами? Возьмите каждый по бусинке белой или черной и положите на чашу весов: левую или правую (символично добро и зло).
Ребята подходили по очереди, опускали бусинки в чаши весов и называли вслух совершенный поступок. В завершении этого задания чаша весов с белыми бусинками (добрыми поступками) была переполнена, а на другой чаше была лишь одна черная бусина…
Вывод. Молодцы! Приятно осознавать, что в нашем классе живет доброта.
11. Подведение итогов классного часа
- Наш классный час подходит к концу. И в его завершении я хотела бы рассказать одну притчу. Рассказ учителя.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”
- Как бы вы ответили на месте мудреца? (Ответы детей.) А вот как было дальше.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
- Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках” (жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).
- У человека две дороги. Какую выберите вы? Задумайтесь об этом.
- Я хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо с вами работать.
Сейчас вы можете сказать комплементы друг другу. Ребята встают друг против друга и, глядя друг другу в глаза, говорят комплименты. Звучит музыка. (Слайд 28)