Урок РР. Дискуссионный клуб. «Легко ли быть молодым?»
Цели.
Предметные: сбор и систематизация рабочих материалов к дискуссии и сочинению-рассуждению; подготовка к написанию сочинения - рассуждения;
Личностные: формирование навыков самооценки, помочь учащимся осознать значимость приобретаемых навыков и знаний, формировать систему ценностных ориентиров; формировать культуру работы в команде.
Метапредметные: содействовать развитию умений анализировать полученную информацию, перерабатывать и применять; развивать монологическую и диалогическую речь у учащихся; формировать навыки аргументации , умения вести диалог.
Предварительное домашнее задание: подготовить аргументы для отстаивания своей точки зрения, вопросы оппонентам.
Оборудование: памятка «Правила ведения дискуссии» , презентация, раздаточный материал "Письмо Д.С.Лихачева "Умей спорить с достоинством".
Ход урока
?. 1. Оргмомент. Учитель: Знакомы ли вам работы Д.С.Лихачева?
- тексты изложений для подготовки к ГИА взяты из книги Д.С.Лихачева.
2. Представление Д.С.Лихачева. Слайд 1
Слайд 2
3.Работа с письмом Лихачева «Уметь спорить с достоинством»
Какие рекомендации дает Д.С.Лихачев в своем письме? Сформулируйте правила дискуссии.
( Работа с раздаточным материалом.)
УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая —и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.
Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д.
Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, – как это красиво!
Ответы учащихся.
Сверка со слайдом 3.
II. 1. Актуализация знаний учащихся. Целеполагание.
Учитель: Чтение отрывка из письма в редакцию : « Дорогая редакция, я человек немолодой, и хочу поделиться с вами своими сокровенными мыслями о современной молодежи. Меня волнует, какими людьми станут те, кто сейчас сидит за партой. Как мне кажется, они не хотят ни учиться. ни работать, одни развлечения на уме. Но, с другой стороны, время сейчас непростое, и им трудно вступать во взрослую жизнь. Вот и думаю: то ли жалеть их, то ли ругать. Прочитайте мое письмо, может, кто-нибудь откликнется».
? О чем размышляет автор письма?
? Можем ли мы ему помочь?
Цель: во время дискуссии ответить на предложенные вопросы.
III. Ход дискуссии. (ученики разделены на 2 группы:
1 группа - считают быть молодым трудно
2 группа - считают быть молодым легко)
Примерная аргументация.
Почему быть молодым трудно? //Почему быть молодым легко?
1. Зависимость от родителей, учителей: постоянный контроль, ругают, обижают, упрекают// 1. Это очень хорошо, что вы зависите от старших, потому что сами не всегда можете принять правильное решение, а взрослые переживают за вас, поэтому таким образом стараются помочь избежать ошибок, Т.Е. вы ни за что практически не отвечаете-это легко
2. Материальная зависимость. Очень многое хочется, но своих денег нет.// 2. Это временное явление: начнете работать- будете зарабатывать.
3. Отсутствие взаимопонимания с родителями, учителями. // 3. Вы молоды, обидчивы, требуете, чтобы поняли вас, но не всегда хотите понять позицию взрослых.
4. Пугает неясность будущего: еще не решено, кем быть, где учиться, работать.//4. М.Матусовский писал: «Быть молодым-это значит смело мечтать и дерзать». У вас вся жизнь впереди, есть время для выбора, для ошибок и их исправления.
5. Очень много соблазнов подстерегает молодых людей на жизненном пути.//5. Нужно воспитывать себя, учить различать добро и зло, понимать, что все достается трудом и настраивать себя не на развлечения и безмятежную жизнь, а на то , что придется отвечать за все.
Итог.
? Как вы считаете, кто из вас прав?
- скорее всего, однозначного ответа нет: пора молодости – это трудное время, ответственное, но и самое легкое, счастливое.
Чтение высказываний Д.С.Лихачева: (слайды 4,5)
IV. Рефлексия.
Что дал вам урок?
Д.З. написать сочинение-рассуждение на тему:
1. «Легко ли быть молодым?»
2. О чем я задумался, участвуя в дискуссии?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дискуссионный клуб»
Дискуссионный клуб. «Легко ли быть молодым?»
Цели.
Предметные: сбор и систематизация рабочих материалов к дискуссии и сочинению-рассуждению; подготовка к написанию сочинения - рассуждения;
Личностные: формирование навыков самооценки, помочь учащимся осознать значимость приобретаемых навыков и знаний, формировать систему ценностных ориентиров; формировать культуру работы в команде.
Метапредметные: содействовать развитию умений анализировать полученную информацию, перерабатывать и применять; развивать монологическую и диалогическую речь у учащихся; формировать навыки аргументации , умения вести диалог.
Предварительное домашнее задание: подготовить аргументы для отстаивания своей точки зрения, вопросы оппонентам.
Оборудование: памятка «Правила ведения дискуссии» , презентация
Ход урока
Ḭ. 1. Оргмомент.
Представление Д.С.Лихачева. Слайд 1
Учитель: Знакомы ли вам работы Д.С.Лихачева?
- тексты изложений для подготовки к ГИА взяты из книги Д.С.Лихачева. Слайд 2
.
3.Работа с письмом Лихачева «Уметь спорить с достоинством»
Какие рекомендации дает Д.С.Лихачев в своем письме? Сформулируйте правила дискуссии.
( Работа с раздаточным материалом.)
УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая —и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.
Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д.
Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, – как это красиво!
Ответы учащихся.
Сверка со слайдом 3.
II. 1. Актуализация знаний учащихся. Целеполагание.
Учитель: Чтение отрывка из письма в редакцию : « Дорогая редакция, я человек немолодой, и хочу поделиться с вами своими сокровенными мыслями о современной молодежи. Меня волнует, какими людьми станут те, кто сейчас сидит за партой. Как мне кажется, они не хотят ни учиться. ни работать, одни развлечения на уме. Но, с другой стороны, время сейчас непростое, и им трудно вступать во взрослую жизнь. Вот и думаю: то ли жалеть их, то ли ругать. Прочитайте мое письмо, может, кто-нибудь откликнется».
? О чем размышляет автор письма?
? Можем ли мы ему помочь?
Цель: во время дискуссии ответить на предложенные вопросы.
III. Ход дискуссии. (ученики разделены на 2 группы:
1 группа - считают быть молодым трудно
2 группа - считают быть молодым легко)
Примерная аргументация.
Почему быть молодым трудно?
Почему быть молодым легко?
1. зависимость от родителей, учителей: постоянный контроль, ругают, обижают, упрекают
1. это очень хорошо, что вы зависите от старших, потому что сами не всегда можете принять правильное решение, а взрослые переживают за вас, поэтому таким образом стараются помочь избежать ошибок Т.Е. вы ни за что практически не отвечаете-это легко
2. Материальная зависимость. Очень многое хочется, но своих денег нет.
2. Это временное явление: начнете работать- будете зарабатывать
3. отсутствие взаимопонимания с родителями, учителями
3. Вы молоды, обидчивы, требуете, чтобы поняли вас, но не всегда хотите понять позицию взрослых
4. пугает неясность будущего: еще не решено, кем быть, где учиться, работать
4. М.Матусовский писал: «Быть молодым-это значит смело мечтать и дерзать». У вас вся жизнь впереди, есть время для выбора, для ошибок и их исправления.
5. Очень много соблазнов подстерегает молодых людей на жизненном пути.
6. Нужно воспитывать себя, учить различать добро и зло, понимать, что все достается трудом и настраивать себя не на развлечения и безмятежную жизнь, а на то , что придется отвечать за все.
? Как вы считаете, кто из вас прав?
- скорее всего, однозначного ответа нет: пора молодости – это трудное время, ответственное, но и самое легкое, счастливое.
Чтение высказываний Д.С.Лихачева: (слайды 4,5)
IV. Рефлексия.
Что дал вам урок?
Д.З. написать сочинение-рассуждение на тему:
1. «Легко ли быть молодым?»
2. О чем я задумался, участвуя в дискуссии?
Просмотр содержимого презентации
«Дискуссионный клуб»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 —1999 г.) —филолог, искусствовед, академик РАН.
«Письма о добром и прекрасном»
Уметь спорить с достоинством
В чем смысл жизни
Большое в малом
Молодость – вся жизнь
Путями доброты
Учитесь учиться
Правила дискуссии
Сохранять человеческое достоинство
Уметь выслушать оппонента
Возражать, но не обвинять
Приводить аргументы
Не отклоняться от темы дискуссии
Доводить дискуссию до конца
Д.С.Лихачев . Слово к молодежи.
А вопрос об особом положении молодёжи возник не сегодня. Еще в Древнем Египте об этом говорили. Молодёжи трудно всегда, но она даже биологически сильнее, и у неё есть возможности доказать свою жизнеспособность. А если молодёжи будет очень легко, то в философы, музыканты и поэты пробьются люди бездарные.
Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(220) "Элективный курс для 9-11 классов "Правовой всеобуч через участие в работе дискуссионного клуба «Легко ли быть молодым?»" "
["seo_title"] => string(127) "eliektivnyi-kurs-dlia-9-11-klassov-pravovoi-vsieobuch-chieriez-uchastiie-v-rabotie-diskussionnogho-kluba-lieghko-li-byt-molodym"
["file_id"] => string(6) "146384"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1419169000"
}
}