Цель данного мероприятия: совершенствование детей о значимости хлеба.
Актуальность занятия: дети должны иметь представление о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил.
Новизна занятия в том, что на занятии ребята не только узнают путь хлеба к столу, но и сами попробуют свои силы в лепке изделий, похожих на хлебобулочные изделия. В процессе занятия дети ищут ответ на проблемный вопрос: "Почему нужно беречь хлеб?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа: "Путь хлеба к нашему столу"»
Классный час « хлеб всему голова»
3 класс УМК « Школа 2100»
Классный руководитель: Сердюк А.В.
Цели: Воспитание бережного отношения к Родине, хлебу, продукту труда людей. Прививать детям любовь к труду. Способствовать формированию навыка публичного выступления, умения самостоятельно находить дополнительные сведения по теме.
Подготовка: подборка пословиц, поговорок о хлебе, экскурсия на Хлебозавод № 3, беседа по картине Шишкина « Рожь», написание мини-сочинений о хлебе.
Оформление: выставка рисунков детей « Слава хлебу на столе», выставка хлебных изделий, каравай, рушник.
Учитель: Дорогие, ребята. Сегодня наш классный час посвящён хлебу. Я надеюсь, что после сегоднешнего классного часа вы по-другому посмотрите на хлеб, постараетесь бережнее относиться к нему. И начать его я хочу строчками из стихотворения Коршуна:
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватало, как неба, на всех!
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб соль-это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
Регина Ш:
Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь.
Орловский, рижский, заварной, пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда. Какого стоило труда
Поднять тугую целину плугами в трудную весну,
Удобрить землю под черно, чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много – всяческих преград- преодолеть нам суждено,
Запомни же как дважды два.
Народной мудрости слова:
« Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Недавно мы с вами посетили Хлебозавод № 3. Там вы познакомились с технологией изготовления хлеба. Давайте вспомним, как это было ( фотографии)
Учитель:
Пышный, мягкий, пропечённый.
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека.
Издавна кормит людей матушка-земля. В древние времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали то, что земля для них припасла: ягоды, орехи, коренья. Но бывало, что человек невзначай вместе с ягодами и кореньями приносил зёрнышки, которые случайно падали в землю и прорастали колосками. Тогда человек заметил, что можно не случайно, а специально выращивать колоски.
А думали ли вы, сколько хлебу лет?
Учёные предполагают, что первым хлебным растением следует считать дуб. Более 5 тыс.лет назад люди использовали жёлуди для приготовления хлеба.
Скорлупу жёлудей нашли в пещерах первобытных людей.
Слово «хлеб» древнегреческого происхождения. Греки выпекали хлеб, который назывался «клибанос».
В Древней Греции пекли разный хлеб.
Для рабов – чёрный, для больных – добавляли оливковое масло.Был и специальный хлеб для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм.
Некоторые ребята нашли интересные факты из истории хлеба. Давайте их послушаем…..
1 батон – 1200 зёрен
Ежедневно в нашей стране выпекают 82 000 тонны хлеба.
В России существует 750 видов хлебобулочных изделий.
В Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря – карали смертной казнью.
Святое дело вырастить хлеб. Эта профессия почётна и важна.
Данил Ф., Ульяна:
1-й Слава миру на Земле!
2-й Слава хлебу на столе!
1-й Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем круглым, пышным урожаем.
2-й С караваем соль подносим, покланясь, отведать просим.
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Учитель: Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб. Это слово – жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
Во время Великой Отечественной войны в Ленинграде, в блокаду, умерло несколько тысяч людей. Ленинградская школьница Таня Савичева в блокаду потеряла всех родных и близких. Девочка вела дневник, который состоял из 9 страниц, на 6 из них были записаны даты смерти её родственников.
Поэт Григория Люшнина после освобождения из концлагеря вынесли на руках, он весил 26 кг. Это вес ребёнка 6-7 лет.
В лагере он написал стихотворение о том, как надо береч хлеб:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Столь зёрен лежит на пашне.
Вот собрать бы их всех, да в кучу.
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой под бомбёжку,
Да, жалеть надо хлебную крошку!
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция нужна была для науки. Сейчас эта коллекция хранится на Кубани, в исследовательском центре.
Артём В. Корочка хлеба. Хлебная крошка.
Что это – много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Сказительница: ( сказка)
Учитель: Ребята, давайте вспомним правила, которые все должны знать:
Мой руки перед едой.
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Нельзя играть с хлебом.
Кристина И.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
-Вы кто такой? – спросили дети.
Забыв на время про футбол.
-Я – пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель: Хлеб – это наше богатство, это труд многих людей. Назовите? (рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, машинист, металлург, хлебороб, пекарь).
Кристина Р.
Хлеб не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Дождик, дождик поливай –
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
Инсценировка « Хлеб» ( по Г. Виеру).
Мальчик. Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорю тебе: « Спасибо!»
Хлеб: Лучше б ты не поленился,
Доброй пашне поклонился.
Мальчик: Кланяюсь тебе я, Пашня,
За горячий хлеб домашний!
Пашня: Лучше б ты не поленился –
Солнцу в небе поклонился!
Мальчик: Солнце, солнце в небе синем,
За горячий хлеб спасибо!
Солнце: Ты, б , сынок не поленился.
Дождику бы поклонился.
Мальчик: Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе!
Дождик: Лучше б ты не поленился,
Папе с мамой поклонился!
Мальчик: Вам спасибо, папа с мамой,
Хлеб даёте вкусный самый!
Папа и мама: И тебе спасибо тоже,
Ты у нас такой хороший!
Загадки. Поиграем:
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском ( хлеб)
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? ( блины)
На соломине дом,
Сто ребяток в нём. ( колосок)
А сколько поговорок и пословиц существует о хлебе. А вы, ребята их знаете?( дети называют пословицы и поговорки о хлебе)
Регина П.
А я знаю хлебные приметы:
Хлеб из рук выпадет – значит гость спешит.
Раздвоился хлеб в печи – к отъезду одного из членов семьи.
Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.
Перед Новым годом отец семейства прятался за горкой пирогов и спрашивал: « Видите меня?» Те отвечали: « Не видим». Тогда отец приговаривал: « Ну так чтоб и на следующий год так было».
Учитель: Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе народная душа, с великий труд людей.
Ваши мамы постарались, приготовили вам вкусные угощения к чаепитию. Приглашаю вас всех к столу.
Путь хлеба к нашему столу
Журкина Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования
Разделы:Технология, Внеклассная работа
Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Задачи.
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
Актуальностьзанятия:дети должны иметь представление о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил.
Новизназанятия в том, что на занятии ребята не только узнают “путь хлеба к столу”, но и сами попробуют свои силы в лепке изделий похожих на хлебобулочные изделия. В процессе занятия дети ищут ответ на проблемный вопрос:Почему нужно беречь хлеб?
Варианты решения:
Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.
Тезис: "Хлеб - всему голова".
Материал к занятию:Поговорки, стихи, презентация (Приложение №1), учебный видеофильм (Приложение №2, превышает допустимый объем, находится у автора), медиапроектор, видеокамера, раздаточные карточки (Приложение №3. Приложение №4)
Доска для лепки, стека, солёное тесто, корзинки.
Рекомендации на период подготовки занятия.
Необходимо провести предварительную работу с детьми.
Разучивание стихов для сопровождения презентации.
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Подготовить загадки.
Чтение поговорок о хлебе.
Рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (можно провести экскурсию в хлебный магазин).
Необходимо подготовить помощника для работы за компьютером.
Подготовка презентации по теме.
Подготовка учебного видеофильма.
На занятии можно использовать видеокамеру для демонстрации приёмов лепки на экран, но для этого необходимо иметь дополнительную программу карты видеозахвата, в данном случае это Pinnacle Studio.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами слепили корзинку. Чем же мы её наполним? Ответ на этот вопрос я спрятала в загадках.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый (Хлеб) (Слайд №3)
Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят, По кусочку все съедят. (Пирог) (Слайд №4)
Состав простой: мука, вода, А получается еда, То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия) (слайд №6)
А отгадка для всех загадок одна – это хлеб и продукты, сделанные из муки. Значит, сегодня мы с вами заполним наши корзинки хлебобулочными продуктами.
Но сначала я расскажу, как хлеб попадает к нам на стол, помогут мне в этом ваши друзья.
Давайте вместе пройдем этот путь.
Педагог: Дорога к хлебу начинается весной. Весной люди подготавливают почву.
Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - Побежит за трактористом Ранним утром борозда. (Слайд №7)
Педагог: Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг. Трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. (слайд№8) Она ложится большими плотными комками.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
Педагог: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной (Слайд №9), а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?
(Ответы детей - сеялки) (Слайд №10)
Педагог:
Выйдут сеялки потом, Засевать поля зерном.
Педагог: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
Педагог: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. (Слайд №11)
В землю зернышко попало, Прорастать на солнце стало Дождик землю поливал, И росточек подрастал. К свету и теплу тянулся, И красавцем обернулся.
Педагог:Во что же превратилось зернышко?
Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (Ответы детей) (Слайд №12)
Педагог: Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны. (Слайд № 13, 14)
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Ребята, а вы знаете, какие машины убирают урожай? (Ответы детей)
Хлеб созрел, В полях моторы Песню жатвы завели. В степь выводят комбайнеры Полевые корабли.(Слайд №15)
Педагог: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья, молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. (Слайд №16)
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (Ответы детей)
Слышен, летом до заката, Гул комбайнов у реки, И везут на элеватор Урожай грузовики.(Слайд №17)
Педагог: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (Слайд №18)
Убран хлеб и тише стало, Жарко дышат закрома. Поле спит. Оно устало. Приближается зима.(Слайд №19)
Педагог: Куда везут зерно с элеватора?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, на мельницу. (Слайд №20)Отгадайте загадку.
Вот на мельнице пшеница, Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Слайд №21)
Педагог: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни. (Слайд №22)
Что делают из муки на хлебозаводах или пекарнях? Отгадайте загадку.
Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Слайд №23)
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Слайд №24)
Педагог: Наконец-то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим. (Слайд №25)
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(Ответы детей)
Педагог дополняет:
"Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест".
Педагог: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.(Слайд №26)
Педагог:
Вот он, каравай душистый С хрупкой корочкой витой, Вот он мягкий, золотистый, Словно солнцем налитой!(Слайд №27)
Педагог:Давайте немного передохнём. Представим себя маленькими зёрнышками.
В землю зернышко попало, (присели) Прорастать на солнце стало (приподняться) Дождик землю поливал, (качают руками) И росточек подрастал (ещё приподнимаются) К свету и теплу тянулся (поднимают руки и встают) И красавцем обернулся. (Руки на поясе поворачиваются из стороны в сторону)
Дети садятся.
Педагог:Настало время и нам стать пекарями, сегодня мы изготовим хлебные изделия своими руками.(Слайд №28).
Ребята! Давайте проверим, готово ли наше рабочее место. (Слайд №29)
1. Доска для лепки.
2. Стека или карандаш.
3. Кусочек солёного теста.
4. Сухая тряпочка для вытирания рук.
Всегда помните, что во время работы необходимо сидеть прямо, следить за своей осанкой, сидеть нужно на всей плоскости стула.
Начинаем работать все вместе. Следите за последовательностью выполнения на экране и выполняйте вместе со мной, а я буду следить за вашей работой. (Слайды №30-34)
Кроме того у вас на столе есть листочки с примером выполнения некоторых изделий. (Слайд №35) и их внешним видом. (Слайд №36).
Необходимо разделить кусочек теста на 4 (четыре) части.
Из первого кусочка сформируем кирпичик хлеба.
Кирпичик хлеба размещаем на корзинке.
Из второй части сделаем форму батона. Раскатаем эту часть в толстенькую небольшую колбаску.
Сформируем из колбаски небольшой овал с зауженными закруглёнными краями.
При помощи стеки или карандаша сделаем, характерные для нарезного батона углубления.
Помещаем батон на корзинку.
Из оставшихся двух частей лепите то, что вам интересно.
Для подсказки на столах у вас есть карточки последовательности выполнения некоторых форм и иллюстрации самих форм.
Бублики и баранки: раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы).
Крендельки: раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.
Все вылепленные изделия прикрепляем к корзинке.
4. Итог занятия
Педагог:
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
Оставляем корзинку на столе для полного просушивания.
На следующем занятии мы раскрасим наши хлебные изделия, поэтому вы должны внимательно рассматривать хлеб и булки, которые будут у вас дома, чтобы правильно подобрать цвета для раскрашивания. (Слайд №37)
Рекомендации по ходу ведения занятия.
В течение всего занятия нужно следить за настроением детей.
При показе слайдов, подсказывать детям, когда они должны читать стихи, так как место своего выступления они не знают, знают, только, за кем читают своё стихотворение.
При переходе к практической части, возможна демонстрация учебного фильма (см. Приложение №2).
Длясамостоятельной работы предлагаются раздаточные карточки с последовательностью выполнения и других хлебных изделий. (Приложение №3), а также карточки с изображением хлебных изделий (Приложение №4).
Рекомендации на время подведения итогов занятия
В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет наиболее удачные. Оставляет сушиться корзинки с хлебом, для того, чтобы на следующем занятии раскрасить изделия.
Нужно дать задание ребятам по поиску и заучиванию поговорок о хлебе.
Блюдо из хлеба.
Быстрая сладкая пицца с яблоками и творогом
1 батон белого хлеба, 100 г сливок, 250 г творога, щепотка корицы, 2 яблока.
Батон белого хлеба разрезать пополам, вынуть мякиш. Половинки батона обмакнуть в сливки, разложить на противне, начинить творогом. Сверху выложить порезанные кружочками яблоки. Залить яйцом, взбитым со сметаной, посыпать корицей. Запекать в духовке, разогретой до 245° С 25 мин.
«Цена хлеба»
Адресовано родителям для бесед с детьми о ценности и важности хлеба в жизни человека.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Рыба- вода, ягоды - трава, а хлеб - всему голова
Хлеб – батюшка, водица – матушка. Хлеба ни куска, так в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай. Хлеб соль ешь, а правду режь.. Хлеб да каша- пища наша. Хлеб – всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. .
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Горька работа, да хлеб сладок.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Хлеб на стол, так и стол – престол.
Земля – матушка, а хлеб -батюшка.
Хлеб да соль, и обед пошёл.
Хлеб на стол – и стол – престол, хлеба ни куска – и стол – доска
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Загадки
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. ( Хлеб).
Золотой он и усат
В ста карманах – сто ребят. (Колос)
В долг зерно возьмет, Каравай вернет. (Поле)
Он идет – волну сечет, Из трубы зерно течет. (Комбайн)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
“Если примечу кусок в небреженье – В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердце движенье – Поднять и спасти это чудо земли!”(Е. Благинина)
Правила обращения с хлебом.
1.Хлеба нужно брать столько, сколько потребуется.
2.Хлеб нужно положить в чистый бумажный или полиэтиленовый пакет.
3.Резать его лучше на чистой деревянной дощечке тонкими ломтиками, используя для этой цели специальный, остро отточенный нож.
4.Не выбрасывайте чёрствый хлеб. Его можно освежить и снова сделать аппетитным и вкусным.Для этого хлеб сначала заворачивают в чистую и влажную салфетку на 5 минут, а затем вынимают и ставят на 15-20 минут в едва нагретый духовой шкаф.
5.Хранят хлеб в специальных хлебницах. Можно для этой цели использовать и полиэтиленовые пакеты.
Вопросы по истории хлеба:
Когда примерно появился первый хлеб и каким он был?
Из чего выпекали первый хлеб?
Сколько процентов всего хлеба уходит на бутерброды?
Какие необходимые для питания человека вещества есть в хлебе?
Закон Мэрфи.
С чем Гомер сравнивал пшеницу?
Как называли мастеров, которые готовили хлеб?
Секрет производства ржаного хлеба.
Какой существовал обычай у славян?
Хлеб войны.
Состав военного хлеба
Кроме закваски, ржаной , ячменной, соевой муки, ржаной обойной муки (муки грубого помола) в хлеб входили:
- льняной жмых (макуха, колоб, дуранда, избоина, жмак) — семена масличных растений после выделения из них жира прессованием; побочный продукт маслобойного производства; - концентрированный корм для сельскохозяйственных животных с большим содержанием белка (15—40 %); один из компонентов комбикормов);
- сметки муки с оборудования и пола
- выбойка из мешков
- хвоя
- лебеда
- отруби
- подсолнечная лузга
- трава
- веточки с зернышками
- шелуха от мороженых овощей
- отбросы и очистки
- отжимки сахарной свеклы
- древесные опилки
- картофель
- коренья
- желуди
- семена лебеды
- клей
- солома.
И часто я ловлю себя на том,
Что если б все куски поднять из пыли,
Попали бы они голодным людям в дом
И сколько б жизней сохранили.
Воспоминания Валентины Борисовой:
Война была голодным временем, дети часто не видели хлеба, не говоря уже о сладостях. Порой сутками с матерью и сёстрами мы стояли в очереди за хлебом у магазина. Часто бывало, что мать будила нас в 3-4 часа утра и ставила в свою очередь, а сама уходила на работу.
Воспоминания Веры Григорьевны Бочаровой:
Хлеб мы получали по карточкам на всех иждивенцев, включая детей, которые выдавались на каждый новый месяц. Взрослые получали 300 г. хлеба, а дети -500 г. на день. Состав хлеба был из ржи, овса, ячменя и просо. Этот состав смешивали и пекли хлеб. При потери карточки человек оставался без нормы хлеба.В 1944году хлеб стал лучше, стали добавлять немного пшеничной муки.
А вы знаете,что…?А вы знаете, что хлеб появился примерно 15 тысяч лет назад? Он был в виде жидкой кашицы.
А вы знаете, что первый хлеб выпекали из желудей?
А вы знаете, что около 50% всего хлеба идет на бутерброды?
А вы знаете, что в хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмалы, жиры?
А вы знаете, что по закону Мэрфи хлеб всегда будет падать маслом вниз?
А вы знаете, чтоещё Гомер сравнивал пшеницу с мозгом человека, имея в виду её значение в жизни людей?
А вы знаете, что мастеров, которые готовили хлеб называли хлебниками?
А вы знаете, чтопроизводство ржаного хлеба было большим искусством, секрет приготовления которого держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение?
А вы знаете, чтоиздавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь?
Беседа: « Хлеб- всему голова»
Организационный момент:
Дети рассаживаются по местам.
Учитель: « Ребята, отгадайте загадку. Отгадав ее вы сами сможете назвать тему нашей сегодняшней беседы:
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит ,холят степи.
Пред гостями он лежит парной,
Ситный , белый, черный и ржаной.
Совершенно верно , в загадке говорится о хлебе. Наша беседа будет посвящена хлебу.
II.Беседа.
Хлеб –это слово всегда было святым. Хлеб- наша жизнь и наше богатство. Он воплощает в себе труд миллионов людей. Бережливое , уважительное отношение к хлебу- это гражданский долг. Недаром озаренная восходящим солнцем земля , крестьянский серп и рабочий молот – сложили герб первой социалистической державы. Серп –это знак труда земледельца, а обрамляют колосья – символ труда и народного блага.
Прочитайте, пожалуйста, на доске строчки , посвященные хлебу:» Хлеб- всему голова», « Есть хлеб- будет и песня», « Мы будем жить , пока стоят хлеба».
Как вы понимаете эти строчки?
Совершенно верно , без хлеба жизнь человека невозможно. Хлеб необходим нам каждый день.
Великий русский поэт Н. А. Некрасов писал о том, как раньше тяжело доставался крестьянский хлеб.
Руки , что вывезли борозды эти
Высохли в щепку ,повисли, как плети.
Очи потухли и голос пропал ,
Что заунывную песню певал,
Так на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.
Первым декретом большевистского правительства декрет о мире, декрет о земле. В музее « Современной истории» лежит под стеклом кусочек хлеба .Весит он 50 гр. Это была норма рабочего в 1919 году.( показ кусочка хлеба).
Началась Великая Отечественная война. Хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – значило остаться без хлеба целый месяц . Хлеба давали мало. Да и был он совсем не такой.( показ хлеба весом 125 гр.)Вот он кусочек ленинградского хлеба.
Ольга Бергольц писала: « О ночное , воющее небо
Дрожь земли , обвал невдалеке ,
Бедный ленинградский ломтик хлеба
Он почти не весит на руке….»
Вот этот кусочек хлеба-норма, которую давали ленинградцам.
Каким же он был военный хлеб?
« Военный хлеб» ( читают учащиеся)
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды,
В нем в каждой крошке ,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На ней беде замешан круто
Нелегкий хлеб, нелегких дней,
Но как сладка была минута ,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли ,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел ,а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Я знал : война, но что такое,
Совсем-совсем не понимал.
И только слышал, как порою
Средь ночи запад грохотал.
А сейчас я хочу рассказать историю одного стихотворения о хлебе. Написано оно в фашистском лагере смерти Бухенвальде, умирающем от голода поэтом Григорием Лютниным. Когда советские войска освободили Бухенвальд Лютнин не мог двигаться от голода. Он весил всего 25 кг ,меньше, чем некоторые из вас. Послушайте это стихотворение:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Столько зерен лежит у пашен!
Вот собрать их вместе –да в кучу,
Хлеб бы выпекали белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали
Мы б тюремные стены сломали
Снова вышли бы в бой, под бомбежку,
Да жалеть надо хлебную крошку.
Да жалеть надо хлебную крошку. Никогда не забывайте, что и сейчас во многих странах дети не знают, что такое хлеб, не забывайте людей, умерших во время Великой Отечественной войны голодной смерть в Ленинграде , в фашистских лагерях смерти, для того, чтобы вы могли сейчас жить ,для того чтобы у Вас на столе каждый день был хлеб.