Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок «Посвящение в читатели»»
Библиотечный урок в 1 классе «Посвящение в читатели»
Цели:
Познакомить учащихся с основными понятиями – библиотека, книжный фонд, отделы библиотеки.
Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях библиотеки.
Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.
Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке.
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже научились хорошо читать, и теперь перед вами открывается широкая и интересная дорога к знаниям. Сейчас я хочу задать вам несколько вопросов.
Скажите, где можно найти много книг: рассказов и сказок, стихотворений и детских журналов? Где можно выбрать книгу по интересу, перелистать страницы газет и журналов? Конечно же, в библиотеке.
Библиотека – волшебное место.
Где книгам не скучно, где книгам не тесно.
На полках рассказы, стихи и романы,
Истории разные, дальние страны…
Драгунский, Бианки, Голявкин и Носов
Ответят на кучу ребячьих вопросов.
Сегодня я вам проведу первый библиотечный урок, который называется «Посвящение в читатели».
Давайте посмотрим, что обозначает слово «библиотека»? Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что означает книга, и слова «тека», которое означает хранилище. Если перевести дословно с греческого языка на русский библиотека – это хранилище для книг.
Итак, библиотека – это дом книг, где хранятся книги, но и выдают читать на дом. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья.
Все книги в библиотеке хранятся на стеллажах, полках, книжных шкафах и книжных выставках.
- Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответ детей). Библиотекарь.
Библиотекарь поможет вам найти нужную книгу, посоветует что взять. У каждой книги есть свое место на полке, и только библиотекарь знает, где она стоит, как её найти и куда её поставить.
Хочу вас познакомить с нашей библиотекой. Состоит библиотека из следующих отделов
Абонемент – это место, где выдают книги на дом. Рабочий стол библиотекаря называют библиотечной кафедрой выдачи литературы. Если вы хотите взять книгу домой, то обязательно должны на абонементе записаться, и уже сможете взять любую книгу на 7 дней. Но в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку, ведь она нужна другим детям. А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку и попросите продлить срок чтения книг.
На кафедре есть картотека читательских формуляров. На каждого из вас заводится вот такая книжечка, которая называется «формуляр читателя». На первой странице записывается ваша фамилия, имя, класс и домашний адрес. А на второй и третьей страницах записываются книги, которые вы хотите взять почитать домой.
А теперь, ребята, мы познакомимся со следующим отделом – это читальный зал.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры, -
В вестибюле, коридоры!
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.
Это место в библиотеке, где всегда тихо и все читают. Книги из читального зала домой не выдаются, их можете почитать только здесь.
Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Здесь вы можете познакомится с энциклопедиями «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир», «Все обо всем». Этот книги, которые знают всё, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Так же в читальном зале можно прочесть свежие газеты и журналы. В библиотеке их называют периодическими изданиями.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правила пользования школьной библиотекой:
Наша библиотека работает
с 8 час. до 16 час.30 мин.
Выходной - воскресенье
Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 7 дней, т.е. на неделю.
Правило № 3. Выбранную книгу надо записать на абонементе. Незаписанные книги из библиотеки выносить нельзя.
Правило № 4. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило № 5. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги. А если потерял книгу? Не расстраивайся! Принеси взамен другую.
Правило № 6. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
Вы, ребята, наверно, знаете, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
Слайд 13
Правило №1. Не рисовать, не писать ничего в книгах.
Правило № 2. Не вырывать листы, не вырезать картинки.
Правило № 3. Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы.
Правило № 4. Не читать книги во время еды.
Правило № 5. Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок.
Правило № 6. Пользоваться закладкой.
Сегодня вы много узнали о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо обращаться с книгами, как вести себя в библиотеке. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.
Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал).
Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).
Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).
Что за книжечка, где записывают книгу, которую вы взяли почитать домой? (Формуляр читателя)
Какие книги не выдаются в библиотеке на дом? (Энциклопедии, и справочники)
Что нельзя делать с книгами?
На сколько дней в библиотеке выдают книги?
- Молодцы!
- Дорогие ребята! Нас в гости пригласили сказки.
- Скажите, а вы любите сказки? Назовите свои самые любимые сказки?
Ведь нет ничего лучше на свете, чем прочитать интересную сказку или послушать. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло. С ней мы начинаем знакомиться с самого раннего возраста. Сейчас мы поиграем, вспомним сказки и сказочных героев.
Задание«Угадай героя сказки».
- Вы любите отгадывать загадки? Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
1. Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал её кто-то. Кто распростился с зелёною кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. В диких джунглях он живёт, Волка он отцом зовёт. А удав, пантера, мишка – Друзья дикого мальчишки. (Маугли)
В Простоквашино живет,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней –дядя… (Печкин)
Слайд 17
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утёнок)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена…(Крокодил).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит).
Она была подружка гномов
И вам конечно же, знакома. (Белоснежка)
Задание «Исправь ошибку».
Я целую неделю читала сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
– «Царевна-Индюшка»;
– «По собачьему веленью»;
– «Иван царевич и зеленый волк»;
– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
– «Петушок - золотой пастушок»;
– «Лапша из топора»;
– «Красная шляпочка».
Задание «Волшебный сундучок».
В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а вы по очереди будите отгадывать из какой сказки данный предмет.
Ключик – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Ласточка – «Дюймовочка»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоня – «Гуси-лебеди»
Задание «Телеграммы».
Пока мы с вами вспоминали сказки к нам пришли телеграммы. Вы должны угадать автора каждой телеграммы
Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк)
Очень расстроена. Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)
Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)
Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)
От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)
Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)
Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)
Закончился весь мёд. Иду в гости к кролику. (Винни- Пух)
Засиделись вы немножко. Давайте разомнемся и поиграем в игру под названием «Соберись в книжку». Я раздам каждому карточки с именами сказочных героев. Ваша задача отыскать героев своей сказки и встать в кружок. Как только соберитесь все вместе, назовите название своей книжки. Ещё раз внимательно посмотрите на карточку с именем героя, определите в какой книге он живет. Итак приготовились. Начали.
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь.
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы настоящие читатели! Итак, сегодня мы с вами узнали, что такое библиотека, правила поведения в ней, узнали, как надо правильно обращаться с книгами и даже поиграли в игры! Книжкин дом открыт для вас. Всегда ждем вас в гости!