Просмотр содержимого документа
«Беседа о сквернословии»
Беседа о сквернословии
(открытое мероприятие по русскому языку)
Учитель:
- Вставить крепкое словцо в разговоре сегодня не считается чем-то неприличным. Матерятся все: старики, взрослые, подростки и даже дети. За публичное сквернословие никто не несёт ответственности. Но ведь ненормативная лексика потому так и называется, что это не норма. Норма- выходить на улицу одетым. Если человек вышел голым- это аномалия. То же самое и с бранными словами: сквернословие должно вызывать неприятие, как раздетый на людях человек.
Издревле на Руси бранные слова, матершина именуются сквернословием, от слова «скверна».
Корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам, а в языческие времена был распространён культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая изо дня в день, из года в год на свою голову и на своих близких несчастья и проклятия.
Заблуждением является общепринятое мнение насчёт того, что мат- славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царствования Алексея Михайловича Романова услышать мат на улицах было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование «непотребных» слов налагалось жестокое наказание- вплоть до смертной казни.
Потом пришли другие времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Послушайте сообщение на тему «Сквернословие и здоровье». (Сообщение заранее подготовленного ученика)
Проблема сквернословия стоит довольно остро и в нашей школе. Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование, которое выявило довольно-таки страшную картину.
В анкетировании принимали участие 25 учащихся.
Как часто ты произносишь бранные слова в своей речи?
23- редко. 1 человек не определился, 1 человек ответил, что часто.
Что ты чувствуешь, когда произносишь бранные слова?
Стыдно- 4 человека, делаю неправильно- 1, ничего- 20.
Как ты думаешь, плохо ли это?
Да, это плохо- 24. Для кого как- 1.
Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается?
Ничего, привык- 17. Мне неприятно- 3. Не хочу с таким человеком общаться-5.
Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял бранные слова в своей речи?
Ничего, потому что это бесполезно- 18. Не знаю- 2. Не выводить меня- 1. Работать над собой- 4.
Ненормативная лексика - не единственная болезнь нашего языка. Частенько в своей речи мы используем так называемые слова-сорняки, жаргонизмы, сленг. Сленг, то же, что и жаргон - буквально «испорченный язык».
100 лет назад эти фразы русский человек не знал. Переведите их.
Я торчу от этой песни. 5. Отпад.
Ловлю кайф. 6. Прикол.
Выделываться. 7. По барабану.
Тащиться. 8. Прикид.
Задание оказалось несложным. Можно сделать определённые выводы.
Послушайте по этому поводу одну забавную историю. (Учитель читает текст из книги И. Они)
- Забава тебе будет, -сказал дядя.- Умница попугай! Живой, говорящий, -он поощрительно погладил Гошу по холке.- Из очень интеллигентной семьи.
Сначала Геша Гоше обрадовался. Но скоро разочаровался. Уж слишком живой и говорящий. Живые и говорящие тоже вредными бывают. Как начнёт попугай умничать, его ничем не уймёшь. И поучает, и поучает, будто для этого в клетку посажен.
- Ты тут не за красивые глаза,- говорил Геша,- а чтоб увеселять меня. Попка-дурак. Понял, нет?
Попугай открывал рот, чтобы возразить, но Геша орал:
- Не чирикай! А то щас как мызну по кумполу, крылышки пообломаю.
Всё семейство- мама, папа и бабушка Клава- с интересом и надеждой следили за поединками Геши и Гоши.
- Может, Гоша нашего Гешу перевоспитает?- мечтала мама.- Всё-таки 250 лет от роду. Ума палата. Из интеллигентной семьи. Вон как выражается красиво.
- Наш Геша тоже орёл! И выражается тоже дай Бог!- мрачно замечал папа.
- Шамый опашный вожраст,- прошамкала бабушка (то же самое она говорила, когда Геше было десять, пять…).
Мама с папой поспорили. Мама утверждала, что Гоша Гешу победит. Папа- что Геша Гошу. А бабушка Клава вздохнула глубокомысленно.
Всё семейство стало ждать с волнением, как будут дальше развиваться события. Кто кого?
Утром, когда Геша потягивался в постели, попугай интеллигентно кхекал и изрекал высоким ровным голосом:
- Я бы советовал вам, молодой человек, уже вставать. Сделать зарядку, холодное обтирание, самому приготовить себе завтрак.
- Не выпендривайся, закрой варежку, кричал Геша.- Фингал влеплю!
- Простите,- недоумевал Гоша.- Я не понимаю, о чём вы толкуете…
- Ах, как вы невежливы. И какой у вас странный язык!
К Геше приходил приятель Потехин. Для Гоши это были самые страшные часы.
- Врубай музон!- требовал Потехин.
Геша «врубал музон». Гоша падал с жёрдочки и сучил ножками, постанывая и моля о пощаде.
- Молодые люди! Вы испортите себе слух. Разве это музыка? Это какофония.
- Музыка- мощь, -хохотал Потехин.
- Е-е-е,- смаковал музыку Геша.
А Гоша сидел в клетке ни жив ни мёртв. Он вспоминал молодость, минуэты, тихую жизнь в интеллигентной семье.
- Выключите, прошу,- всхлипывал Гоша.- И соседей жалко.
- Ничо, птица, уши не увянут. А соседи привычные!
«Привычные» соседи иногда жаловались в домоуправление, а бедному Гоше некому было пожаловаться. Он стал быстро стареть, похудел, ещё позеленел и выглядел уже на все пятьсот.
Когда Геша с Потехиным разговаривали на каком-то чужом, непонятном ему языке, у Гоши начиналась истерика.
- Молодые люди!- сквозь слёзы пытался вставить слово старец-попугай.- Какой язык! Какие манеры! Наша речь- универсальное средство передачи информации, выработанное человечеством, всей его эволюцией на пути от животного мира к человеческому обществу.
- Это кто из нас животное? А ну, не встревай, птеродактиль, не выступай!- срезал его Геша.
- Язык и речь должны быть понятны. Если они непонятны, информация не может быть принята, и тогда люди перестают понимать друг друга.
- Во ханурик, выступает не по делу! – хихикал Потехин.
Тогда Гоша замолкал и покачивался из стороны в сторону, будто пытался что-то вспомнить.
Однажды дядя Лёша пришёл проведать Гешу и Гошу.
-Ну, как тут мой попугай?- весело спросил он Гешу.
- Уже не фурычит,- сказал десятиклассник.
- Что?- не понял дядя Лёша и обратился к Гоше:- Как дела?
Гоша поднял голову, просверлил дядю колючими глазами и завопил не своим голосом:
- С катушек гикнулся? А ты чё варежку разинул? Чеши отсюдова. Пили, жми, дуй… И не чирикай!
И тут попугай Гоша зарыдал.
- Не чирикай?! Что это?- испугался дядя Лёша.- Обманули меня! А говорили, попугай из интеллигентной семьи. Двести пятьдесят лет ему.
Попугай Гоша залаял по-собачьи.
- Что я говорил?- ехидно спросил папа у мамы. Он ведь выиграл пари.
А бабушка Клава прошамкала:
- Шамый опашный вожраст.
Интересно, кого она имела в виду- 250-летнего Гошу или шестнадцатилетнего Гешу?
В нашей школе была проведена акция «Давйте не будем словами браниться- давайте в слова будем с вами играть!» Вы могли предложить игры со словами. Хочется поблагодарить тех, кто не остался безучастным, проявил активность. В самые интересные игры мы с вами сейчас и поиграем.
Матрёшка (в большом слове прячутся маленькие слова): аквариум, крокодил, ровесник, номинация, антерприза, директор.
Абракадабра (найти слово в беспорядочно разбросанных буквах) словарь, жаргон.
Футбольные ворота! Забьём 6 голов.
г
о
л
г
о
л
г
о
л
г
о
л
г
о
л
–ере-, -оро-, -ара-. Придумать существительные с указанными буквами, приписав в начале и в конце каждого сочетания по одной букве (парад, перец, порох).
Подведение итогов.
Хочется надеяться, что наш разговор не пройдёт бесследно. Язык- это наш «клад, наше достояние». В анкете был ещё один вопрос. Хочешь ли ты, чтобы твои дети употребляли бранные слова. Все 25 человек ответили отрицательно. Значит, есть надежда на то, что язык наш будет очищен от скверных слов.