kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа на тему "Проблема сквернословия в современном обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: привлечь внимание к "бранной эпидемии", свирепствующей в мире, поговорить об истоках и причинах ее возникновения, и по возможности заставить задуматься о действенных методах борьбы со сквернословием.

Задачи:

охарактеризовать определение сквернословия, причины возникновения,

способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков,

способствовать воспитанию общей культуры и культуры поведения.

Форма проведения: нравственная беседа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему "Проблема сквернословия в современном обществе" »

КЛАССНЫЙ ЧАС

"ПРОБЛЕМА СКВЕРНОСЛОВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ"



Цель: Привлечь внимание к "бранной эпидемии", свирепствующей в мире, поговорить об истоках и причинах её возникновения и по возможности заставить задуматься о действенных методах борьбы со сквернословием.

Задачи:

- охарактеризовать определение сквернословия, истоки возникновения;

- способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков;

- способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.


Форма проведения: нравственная беседа.

Подготовительная работа к классному часу:

1. Подбор необходимой литературы, подготовка презентации слайдов.

2. Подготовить карточки с вопросами для группы.


Ход классного часа.

1. Вступительное слово классного руководителя.

По ходу нашей беседы вам необходимо ответить на несколько вопросов (опрос по карточкам). Опрос студентов на тему: "Шокирует ли вас, если вы услышите непристойное ругательство: а) с киноэкрана; б) прочтёте в газете; в) в романе; г) услышите от студентов своего возраста и пола; д) в присутствии мужчин; е) в женском обществе".


Тема нашей встречи сегодня - это сквернословие. Нет и никогда не было общества, в котором не существовало бы запрещённой лексики, как нет общества, не ведущего с такой лексикой борьбу. В последние десятилетия проблема сквернословия, как известно, приобрела в России - и не только в ней - особое значение. В жизни самых крупных культур - в американской, английской, русской - сквернословие настолько распространилось, что оставаться равнодушным к этому явлению общество уже не имеет права.

Обратите своё внимание на слайды. Согласны ли вы с данными утверждениями:


- Сквернословие - показатель необразованности, вульгарности, невежества.

- Употребление непристойных слов - это один из пороков нашего времени.

- Явление сквернословия - характеризует нравственную деградацию общества, в котором теряются главные ценности человечества - любовь, красота и добро.

- Сквернословие побуждает нечистые представления, затем похотливые желания. Привыкнув к омерзительному греху на словах, дети легко соблазняются и допускают его на деле.


Главная мысль этих утверждений в том, что сквернословие является национальным бедствием! И нашу молодёжь надо срочно спасать.


1-й ведущий. Полезно вспомнить, что брань берёт своё начало уже с самых истоков цивилизации, т.е. с первобытного общества. Уже тогда, во время обрядов, она широко использовалась как средство выражения эмоций первобытного человека. Через бранные слова люди выражали свой гнев, страх, агрессию.

В первобытном обществе подобные ритуалы проводились исключительно мужчинами. Женщины и дети на них не допускались, а их присутствие на ритуале могло обернуться для них немедленной смертью. Использование бранного лексикона было тогда прерогативой мужчин, женщины и дети строго наказывались, если пытались посягнуть на чисто мужскую "привилегию" употребления бранной речи.

Видимо, этим объясняется, что до сих пор в обществе брань, сквернословие более присущи в употреблении именно мужской части населения. Использование брани женщиной ощущалось во все времена как измена своему половому статусу, как что-то низкое и недостойное образа матери и хранительницы очага. С древних времён обращение к брани и резким выражениям в присутствии женщин и детей резко осуждается обществом, особенно цивилизованным.


2-й ведущий. Несложно представить, что бранные слова более свойственны людям завистливым, корыстным. малообразованным, не достигшим чего-либо в жизни, чем тем кто добился успехов в обществе, личной жизни и т.д., получил хорошее образование, с уважением относится к себе и к окружающим.Употреблять брань, ругательства - значит расписаться в собственной слабости и бескультурии, бедности своего лексикона.

Брань - оружие слабых.


3-й ведущий. Давайте попробуем ответить на вопрос: "Что такое сквернословие: порок или болезнь?"

Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё не втянулся, можно остановить, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), - безусловно порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Турета, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время приняло угрожающие черты и формы.

Сквернословие охватило почти все возрасты. В детском саду подчас не знают, что делать с ребёнком, который учит "родному языку" всю группу. Не раз доводилось слышать, как подростки общаются между собой, используя в основном ругательства.

Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах сигарет, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас и наше подсознание. Известны случаи, когда находясь под наркозом, ругаются интеллигентные люди.

Осторожнее следует относиться и к новым словечкам, заменяющим ругательства, например, к очень распространённому сегодня слову "блин".


4-й ведущий. Чем опасна ненормативная лексика?

Исследования показали, что регулярное употребление мата свидетельствует о скрытой гомосексуальности или с проблемой с потенцией. Нормальный здоровый человек далёк от подобной лексики. Употребление матерных слов ведёт к гормональным нарушениям. Особенно это заметно у женщин. Женщины, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин становится грубее, они становятся мужеподобными.

Матерная речь тлетворно влияет на человеческий организм. Русские учёные испробовали влияние нецензурной брани на воде. Вода обладает сильной "памятью". Учёные обругали воду отборным матом, после чего полили семена пшеницы. Взошли эти семена лишь на 40% из 100. А после полива водой, над которой читали молитвы , семена проросли на 96%.

Учёные зафиксировали: сквернословие вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек употребляющий матерные слова, подобен получающему такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва. Особенно губительное воздействие оказывается на детородные органы и половые функции мужчин и женщин. В конечном итоге проблемой будет не только родить ребёнка, но и невозможность иметь интимные отношения. Так что , дорогие мои, мат - это яд, умертвляющий не только душу, но и продолжение рода. Мат - это хамство, это раковая опухоль на нашем теле общества.


5-й ведущий. Американскими социологами был проведён опрос студентов на тему: "Шокирует ли вас, если вы услышите непристойное ругательство". Результаты показали, что число тех, кого по прежнему шокирует сквернословие ничтожно мало по сравнению с числом тех, кто перестал обращать на это внимание.

Это не может не настораживать общество в целом. Некоторые исследователи усматривают связь роста популярности брани различных слоёв населения с утратой людьми идеалов, кризисом семейных устоев, катастрофическим падением авторитета правительства и вообще всех и всяческих авторитетов. Это очень опасно, т.к может вырасти поколение отчуждённых, замкнутых в себе, порождающих асоциальную культуру. Формируется общество, лишённое крепких традиций, которые были бы способны цементировать любую нацию.

Вот почему всё общество в целом и каждый человек в отдельности должны бороться с любыми проявлениями сквернословия и встать на защиту чистоты языка и моральных ценностей, не допустить падения мировой культуры, созданной веками.


Классный руководитель. Теперь посмотрим, а как же вы ответили на те же самые вопросы.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Надёжных рецептов нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Тезис первый. Не говорить плохих слов самому.

Тезис второй. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом.

Тезис третий. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности. Расслабляться совсем не значит пить вино и сквернословить.

Тезис четвёртый. Как быть с теми кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

Тезис пятый. Совет Иоанна Златоуста:"Если в вас рождается скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова".

Тезис шестой. Элементы несогласия, даже насилия в жизни, пожалуй неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже любимого человека, не выплеснуть обиду - возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.


Заключение.

У меня от хамства нет защиты

И на этот раз оно сильней

Звонкие хрусталики разбиты -

Позывные доброты моей.


Только слышно как в душе играет

На старинной скрипочке печаль

И слова для мести выбирает

Что забыты были невзначай!


Ну а хамство руки потирает,

Всё ему пока что сходит с рук.

Сколько мир от этого теряет?!

Только нам сплотиться недосуг.


У меня от хамства нет защиты

Как обидно, что в душе моей

Звонкие хрусталики разбиты,

А ведь я берёг их для людей.

А. Дементьев

Хочется пожелать вам "...пусть никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающему". Евангелие.


Литература


1. Журнал "Классный руководитель" №3, 2012г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лебёдкина Светлана Михайловна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118689


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства