Просмотр содержимого документа
«Беседа "Как зимуют лесные звери?"»
Беседа на тему: « Как зимуют дикие звери»
Цель: Расширить знания детей 1 класса о том, как живут дикие животные в лесу»
Задачи:
Способствовать воспитанию у детей любви к Родине , природе, родному краю
Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
3. Развивать у детей интерес к жизни диких животных
Методы и приемы:
вопросы, ответы, указания, художественное слово, рассказ воспитателя, индивидуальная работа, игра.
Предварительная работа:
Беседа о диких животных и птицах, чтение произведений о зверях и птицах, просмотр иллюстраций.
Оборудование:
Звукозапись со звуками, которые издают дикие животные, картинки с изображением диких животных и птиц; карточки к дидактическим играм
Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег. Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды. Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит, не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши. На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека. Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу. Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Прослушивание записи звуков зимнего леса.
Создание проблемной ситуации:
Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?
- Что спасает их от зимней стужи?
- Что спасает их от хищников?
- Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.
-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда?
-ответы детей:
Правильно, ребята, его легко мог увидеть хищник или охотник.
-Почему же не страшен холод зверям?
-ответы детей:
- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь?
Правильно, ребята, медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.
Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.
- А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?
- Правильно, ребята, если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые.
- Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?
-ответы детей:
-Правильно, медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.
- Как готовится к зиме белка?
- Верно, белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.
Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.
- Что делает ёж, чтобы пережить зиму?
- Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.
- Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?
- Правильно, зимой они не спят, а охотятся.
- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?
-ответы детей:
- Правильно, ребята, лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.
- Как проводит зиму заяц?
-ответы детей:
- Правильно, заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.
- Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам?
-ответы детей:
- Правильно, ребята, нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.
- А вы знаете, как называются зайчата, которые рождаются зимой?
-Они называются «настовиками», маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.
- Что можно сказать про волков?
-ответы детей:
- Правильно, ребята, волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.
- Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Дети, что нового вы узнали о зверях?
-ответы детей:
- А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?
-ответы детей:
- Какие вопросы о зверях для вас были трудными и вы не знали на них ответа?
-ответы детей:
- Что вам больше всего понравилось?
-ответы детей:
- А какое настроение у вас сейчас?
-ответы детей:
- Ребята, мне понравилось, как вы работали сегодня: внимательно
В конце занятия дети читают подготовленные произведения:
1.
– Что, Медведь, спишь ещё? – Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без про́сыпу. Все бока отлежал. – А может, Медведь, нам вставать пора? – Не пора. Спи ещё. – А не проспим мы с тобой весну-то с разгону? – Не бойся! Она, брат, разбудит. – А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём тяжёл! – Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось на залежишься! Спи уж, пока сухой.
2. Э. ШИМ. УКРЫВУШКИ, ХОРОНУШКИ, ПОКАЗУШКИ. КАК ЗВЕРИ И ПТИЦЫ ПЕРВЫЙ СНЕГ ВСТРЕЧАЮТ?
К вечеру вызвездило, ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.
Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые — ужасно удивились, потому что никогда не видели снега.
На берёзе молоденький Тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит — падают с неба мохнатые снежинки.
— Что за че-че-пуха?- забормотал Тетерев.- Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются. — Нет, родимый, это не мухи! — сказал старый Тетерев — А кто же это? — Это наши укрывушки летят. — Какие такие укрывушки? — Они землю укроют,- отвечает старый Тетерев, — одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько… — Ишь, ты! — обрадовался молодой Тетерев.- Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится! И стал ждать, когда на земле пуховое одеяло расстелется.
Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает — спускаются с неба мохнатые снежинки. — Вот тебе на! — удивился Зайчишко.- Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит! — Глупенький, разве это цветочный пух! — сказала старая Зайчиха. — А чего же это такое? — Это наши хоронушки летят. — Что ещё за хоронушки? — Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой. — Уй, как интересно! — закричал Зайчишка.- Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!
В лесу, по голому осинничку, бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит — падают с неба лёгкие снежинки. — Ай-яй! — сказал Волчонок.- Ни как гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и перышки роняют? — Что ты, разве это пух и перышки! — засмеялся старый Волк. — А что же это? — Это, внучек, наши показушки летят. — Не знаю я никаких показушек! — Скоро узнаешь. Лягут они ровным-ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки — и тотчас узнаем, в какую сторону за добычей бежать… — Ловко! — обрадовался Волчонок.- Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!
Только разузнали молодые звери и птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветерком.
Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.
Э. ШИМ. БЕЛЯК И РУСАК
3.
— Ты, Русак, в полях живешь, на раздольных местах. Должен бегать лучше меня, лесного зайца. — Я и так лучше бегаю. Тебе, Беляку, за мной не угнаться! — А давай во-он до того дерева пробежим. Кто скорей? — Давай! … — Ну что, Русак? Обогнал я тебя? — Обогнал… Уффф!.. — Так-то! Не хвались, что лучше меня, лесного зайца, бегаешь. У вас в полях снег всегда крепкий, его ветром обдувает, настом прикрывает. А у нас в лесу снег всегда рыхлый лежит, и чтоб по нему бегать, — надо вот такие лапы иметь! — Это какие же? — А вот глянь: пальцы врастопырочку, между пальцев – шёрстка. Что твоя лыжа! Где тебе, необутому, за мной угнаться!