kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа "Из истории правил вежливости и культуры поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Из истории правил вежливости и культуры поведения"»

Завалишина Э.Н.

Методическая разработка воспитательной беседы

Тема: Из истории правил вежливости и культуры поведения.

Цель: Формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей правил этикета и культуры поведения.

2. Воспитывать потребность неформального соблюдения правил вежливости и этикета.

3.Предложить практические ситуации проявления этикета в обыденной жизни;

4.Воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам и взрослым людям.

Форма проведения: Этическая беседа с элементами театрализации.

Психолого-педагогическое обоснование

1.Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.

Характеристика участников – 23 человека. 2 класс. 7 - 8 лет.

2.Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

3.Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.


4.Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.

5.Просветительская функция этической беседы заключается в расширении знаний учащихся в вопросах морали. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания.

6.Направляющая функция помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей. Помогает нарабатывать свой опыт нравственного поведения, вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

7.Формирующая функция формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения, собственной нравственной позиции.



Подготовительная работа

1. С помощью школьного библиотекаря подобрать проблемные ситуации этического характера для их решения, в ходе беседы.

2. Подготовить выставку рисунков учащихся «Вежливость на каждый день».

3. Записать на электронный носитель ситуации, на тему этической беседы и провести рубрику «У нас в гостях Ералаш».

4.Предложить учащимся вместе с родителями подготовить «Словарь Вежливости»: пословицы, поговорки, высказывания выдающихся людей.

5.Подготовиться учащимся и родителям к созданию проекта - «Уроки вежливости кота Бантика».

Краткий конспект беседы

I. Вступительное слово классного руководителя:

-Сегодня у нас беседа, но начнем мы её с вами необычно, не так, как всегда. Послушайте внимательно и скажите, о чём мы будем говорить сегодня.

II. Cитуации, разыгрываемые детьми.

Ситуация 1. Мама: Лёшенька! Вставай! Пора в школу! Лёшенька: Не хочу! Не пойду! Отстань! Надоела!

Ситуация 2. Старушка: Мальчик! Мальчик! Помоги мне, пожалуйста! Подскажи, где находится остановка троллейбуса № 5? Мальчик: А я откуда знаю! Что, я езжу на нем?

Ситуация 3. Бабушка: Ой, кто это конфеты все съел? Я ведь приготовила всем по конфетке? Внучка: Ну, я. Подумаешь, конфеты тебе жалко. Ты ведь уже старая, тебе их есть нельзя.

Учитель: Можно ли считать детей, которых вы только что услышали, невежливыми? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о вежливости. Как вы думаете, что означает слово «вежливость?»

Ответы детей.

- Какое произведение вы читали дома? Как оно связано с нашей темой? Почему у бабушки, брата, сестры и старичка изменилось отношение к Павлику? Почему слова вежливости мы называем волшебными? В чём их волшебство? Ответы детей (Приложение с.2-3).

Обращают внимание на словарь «Вежливости» (пословицы, поговорки).

III. Игра: «Поговорим о вежливости».

-Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

( Приложение с.3- 6).

-Давайте попробуем представить себе вежливого человека и написать на доске его качества, по которым мы можем сразу это определить.

– Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

( Приложение с. 6 ).

IV. Составление ассоциограммы на выражение «вежливый человек».

Учитель: Как вы думаете, ребята, всегда ли существовали правила проявления вежливости и когда, по вашему мнению, они появились?

Ответы учащихся.

Чтобы ответить правильно на этот вопрос, давайте обратимся к профессору Вежливых наук, который откроет нам тайну этого вопроса.

Выходит ученик, одетый в мантию, с указкой в руке ( презентация).

Профессор Вежливых наук: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мальчики и девочки! Мне очень приятно быть сегодня вашим гостем и, чтобы не злоупотреблять вашим временем, я приглашаю вас к экрану, который поможет нам отправиться в древние времена и посмотреть, как развивалась наука о Вежливости.

Слайд № 1. На экране — Древний Египет.

Профессор Вежливых наук: Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте.

Слайд № 2.

Профессор Вежливых наук: В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.

Слайд № 3. Церемония встречи послов в средние века.

Профессор Вежливых наук: Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.

Учитель: Уважаемый профессор! А когда в России появились правила поведения, и какие из них сохранились по сегодняшний день?

Профессор Вежливых наук: Написанные правила вежливости появились во времена Петра I, русского царя. Они назывались «Юности честное зерцало». В них было написано, как должен вести себя человек в гостях, как здороваться со знакомыми людьми, как пользоваться вилкой и ножом.

Учитель: Подумайте и скажите, как можно отличить вежливого человека от невежливого? Приведите примеры.

V. Работа в группах. Обсуждение стихотворных ситуаций, художественных произведений (Приложение с.1-2).

Ребятам предлагается обсудить стихотворные ситуации, приведенные выше и определить, в чем выражается невежливость стихотворных персонажей.

Затем ребята зачитывают ситуации и называют действия, которые можно назвать невежливыми.

VI. Герои «Ералаша».

Учитель: Сегодня у нас в гостях герои «Ералаша». Сейчас мы с вами встретимся с ними и определим, правильно ли они поступают и как нужно поступать в такой ситуации.

Учащиеся смотрят ситуации из «Ералаша» и определяют, что делают участники «Ералаша» неправильно.



VII. Составление своего Ералаша - «Уроки вежливости кота Бантика».

Учитель: Ребята, я предлагаю вам составить свой Ералаш по теме «Вежливость». Главным действующим лицом в этой работе будет котенок Бантик. Назовем мы наш мультфильм «Уроки вежливости кота Бантика».

Каждая группа готовит свой кадр по теме мультфильма и представляет его.

Выполнение учащимися задания.

Ребята распределяются на группы. Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры, карандаши и рисует кадр для мультфильма. Затем ребята представляют свой кадр мультфильма.

VIII. Подведение итогов этической беседы.

Учитель: Ребята, о каких правилах вежливости (этикета) вы узнали?

Ребята, обратите внимание на то, что слова вежливости только тогда становятся «добрыми» словами, когда говорятся приветливым тоном. Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных случаях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечания, стараться исправить плохое в своём поведении.

IX. Рефлексия.

-Какую оценку вы бы себе поставили и почему?

-Оцените свою собственную деятельность на сегодняшнем занятии.

-Если ты узнал что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит «Солнышко».

Если ты не извлек никакой нужной информации, то пусть ненадолго выйдет «Тучка».








Использованная литература

  1. Богданова, О. С. Калинина, О. Д. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», 1982 год.

  2. Дереклеева, Н. И. «Азбука классного руководителя»: Начальная школа. – М: 5 за знания, 2008 год.

  3. Максименко, Н. А. «Спутник классного руководителя» , 2007 год.

  4. http://www.detkityumen.ru/biblio/61644/ - загадки для детей.

  5. http://www.liveinternet.ru/community/4012277/post223191779/ - картинка «солнышко с тучкой»

  6. http://www.nadyozhino-school.ru/index.php?newsid=164 – картинка

«солнышко»



Самоанализ проведенной беседы

1. Актуальность темы, учет возраста учащихся.

Анализ реакций учащихся на предложенную тему.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Поэтому, знание правил вежливости и культуры поведения, помогает формировать у детей нравственно-этические нормы, воспитывает желание быть вежливым.

Тема данной беседы – «Из истории правил вежливости и культуры поведения», близка возрасту (7-8лет) и эмоциональному опыту учащихся.

Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

По - моему, реакция учащихся на предложенную тему оказалась очень хорошей, так как всем сразу же захотелось быть вежливыми и культурными.

Но, два ученика отреагировали на это задание негативно, наверное потому, что часто нарушают правила культуры поведения.

2. Подготовительный период: что сделано? Что получилось? Что не получилось? Почему?

По - моему, подготовительный период этической беседы прошёл отлично. Что было запланировано (работа с библиотекарем, запись ситуаций из Ералаша, составление словаря «Вежливости», конкурс рисунков - «Вежливость на каждый день») всё получилось на высоком уровне.

Особенно понравилась в ходе беседы, совместная работа родителей и детей в проекте - «Уроки вежливости кота Бантика». Так как подготовка к проекту была очень серьёзной.

3. Проблемы, возникшие в ходе проведения беседы; их причины; возможные пути их решения.

Я считаю, одна из проблем, возникших в ходе беседы, это то, что всем детям хочется высказаться, отстоять свою точку зрения. Правильно, беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов. Но, при этом, необходимо выслушать каждого ребёнка, а время как всегда ограничено (40 - 45 мин.).

Мне кажется, если дети не устали, то этическую беседу, с элементами театрализации по времени можно продлить.

4. Удачные моменты в проведении воспитательного мероприятия.

«Эмоциональный пик» занятия.

Самый удачный момент данного воспитательного мероприятия, это работа в группах.Обсуждение стихотворных ситуаций, художественных произведений (Приложение с.1-2).

Вот где мы увидели «Эмоциональный пик» занятия. С каким энтузиазмом работали учащиеся в группах. И каждый ребёнок показал себя, свои знания правил вежливости. Все группы выступили отлично.

5. Общая самооценка этической беседы.

Данная этическая беседа не развивалась по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети говорили именно то, что они на самом деле думают. Я могла высказывать свою точку зрения, если не согласна с мнением своих учеников, но обязательно аргументировала свою точку зрения.

Все поставленные мною задачи реализованы. Учащиеся в период подготовки и проведения беседы проявили высокую активность, интерес и самостоятельность.

В ходе беседы высказались почти все желающие. Конечно, нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.

Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Нравственная готовность моих школьников к подобным беседам, по – моему, находится на высоком уровне, так как тема вежливости, культуры поведения, учащимся очень близка и понятна.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.   



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседа "Из истории правил вежливости и культуры поведения"

Автор: Логинова Марина Николаевна

Дата: 06.12.2022

Номер свидетельства: 619300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Классный час по теме "Вежливость, культура, этикет.""
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi_chas_po_tiemie_viezhlivost_kul_tura_etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "467227"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524397832"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "кружок "Детский фольклор" "
    ["seo_title"] => string(25) "kruzhok-dietskii-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "158638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421770336"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект классного часа для 4 класса на тему «Хорошие манеры в поступках и примерах». "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-klassnogho-chasa-dlia-4-klassa-na-tiemu-khoroshiie-maniery-v-postupkakh-i-primierakh"
    ["file_id"] => string(6) "237644"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444361382"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект классного часа  на тему «Хорошие манеры» "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-na-tiemu-khoroshiie-maniery"
    ["file_id"] => string(6) "169253"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423391060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) ""Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_formirovaniia_navykov_beskonfliktnogo_vzaimodeistviia_u_detei_starsh"
    ["file_id"] => string(6) "546890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587036923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства