Оформление сцены: деревенская горница, расшитые полотенца, скамейки, старинный кованый сундук.
В сундуке : домотканые половики ( стелют на скамейки), шали узорные, валенки, деревянные ложки, трещотки, лапти.
1 ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие!
Давно мы Вас поджидали,
Праздник без вас не начинаем.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко
2 ведущий:
Удобно ли вам, гости дорогие!
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:
Кому пляску, кому сказку, кому песенку.
1 ведущий:
Веселья вам да радости!
Что там дома сидеть.
Вышли петь для плясать,
На других поглядеть
И себя показать.
(Выходят на сцену ребята в русских костюмах, ведущие вместе с ними.)
Песня «Ой, вы гости» исп. все учащиеся
2 ведущий:
Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Выходи скорей,
Торопись народ!
1 ведущий:
Станем кругом мы ходить,
Да народ веселить.
Хоровод заведем,
Дружно все запоем.
1 ведущий:
Где песня льется,
Там и весело живется!
Песня «На горе-то калина» 3 класс
2 ведущий:
Не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать.
Красна песня ладом, а сказка складом.
1 ведущий:
А слыхали вы когда-нибудь как деревенские сказочницы рассказывают сказки?
2 ведущий:
А рассказывали они занятно!
1 ведущий:
Жили-были два гуся- вот и сказка вся!
2 ведущий:
А ты другую расскажи.
1 ведущий:
Другую?
Дед Ермил
В речке рыбу ловил,
Уловил карася,
Вот и сказка вся!
2 ведущий:
Кто сказки слушал, тот меду покушал.
Потешили мы Вас!
А теперь споем для Вас.
Появляется бабушка (услышала песню)
Бабушка:
Кто это так славно поет?
Как услышала так и молодость вспомнила.
Ох, гостей полна изба, а я гуляю до поздна.
Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы.
Появляются внук и внучка (стук-стук. Внук и внучка тянут сундук) (Ставят сундук посреди сцены, вытирают пот со лба)
Внучка:
Бабушка, бабушка, а мы что-то нашли.
Бабушка: Это сундук.
Внук: Что это?
Презентация о сундуке.
1.Учащийся: Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохранятся.
2.Для чего же сундук был нужен нашим предкам? Что в нем хранилось?
3.Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратилась к различным источникам -энциклопедиям, книгам, Интернету. Из разных источников мы узнали, что термин сундук (сандук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI века. Позднее он начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов.
Изготавливались они из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина.
4.К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.
В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева (дуба, ясеня).
5. « В бабушкином сундуке были спрятаны очень важные, дорогие для нее вещи: на самом дне – иконы, альбом с фотографиями, письма ее сына, узелок «на смерть», отрезы материи. Так и хочется вспомнить стихи, написанные Анжеликой Анисимовой:
«В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука- Истории семьи строка».
Внук:
Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем……
Внучка:
Ну и пылище! Открываем? Что же там лежит?
Бабушка:
Ох, внученька! Я и сама давно этот сундук не открывала. Сейчас я вместе с вами вспомню мою молодость. (обращается к залу):
А Вы, хотите посмотреть, что там лежит?
Все :
Хотим!
Бабушка:
Давайте посмотрим.(открывает сундук и достает дорожки тканые). Ребятки, это половичок- пол устилали в горенке. Это теперь ковры везде да паласы, так с этими половичками меня и в дом не пускают. Вот теперь и храню это в сундуке. Нравится Вам?
Все ребята:
Нравится.
Бабушка:
Вот мне выбрасывать их и жалко(кладет обратно)
Бабушка: А это мои вышивки (достаёт полотенце, дорожки и т.д.)
Каждая незамужняя девушка готовила себе приданое: вышивала, вязала, выбивала на машинке узоры. (показывает)
Выступление Николаевой И.К.
Одна из девочек:
А вы присядьте, отдохните, а мы танец станцуем сейчас.
(Бабушка садится на стул. Исполняют русский танец 4 класс
Бабушка:
Вот, спасибо.
(Выбегают мальчики к сундуку)
Мальчики:
Бабушка, мы тоже хотим посмотреть, что есть в сундуке.
(Достают ложки и играют на ложках)
Песня «На зеленом лугу» исп. Мальчики 3 класс
1 ведущий:
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах.
Щелкают орешки, да говорят насмешки.
2 ведущий:
Фольклорные перевертыши!
1 ученик:
Ехала деревня мимо ямщика,
Вдруг из подворотни лают ворота.
2 ученик:
Крыши полетели,
Сели на ворон.
Лошадь понужает
Ямщика кнутом.
3 ученик:
«ТПРУ», - сказала лошадь,
А ямщик заржал,
Лошадь пошла в гости,
А ямщик стоял.
4 ученик:
Лошадь ела шаньги,
А ямщик овес.
Лошадь села в сани ,
А ямщик повез.
Внук:
Хватит небылицы рассказывать!
Я еще раз хочу взглянуть в бабушкин сундук (достает валенки)
Бабушка(поет):
Валенки, валенки,-
Не подшиты стареньки.
Ох, как я любила эту песню…
(продолжает):
Не в чем к милому ходить,
Надо валенки подшить.
Песня «Валенки» Валя Чинарева
Бабушка:
А весело мы, ребятки, раньше время проводили. Не было у нас ни магнитофонов, ни компьютеров, но русская душа проявлялась в песнях, танцах и частушках.
Внук:
Бабушка, говорят, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде.
Внучка:
Только разве дело в моде,
Если любят их в народе!
Внучка и внук:
Ребята, споем для бабушки «Морквашские страдания». Исп.2 класс
Внучка (подбегает к сундуку):
Бабушка, а про сапожки забыла,
Бабушка: Что ты внученька, это был праздник
Когда разрешали в праздник одеть сапожки
Да на свидание к милому в них пройти
Песня «Сапожки русские» исп.Низамиева Айсылу
Внук: Бабушка, а помнишь, а в чём ты по улице в детстве бегалаБабушка: Ой. Милые, этого, наверное, никто не забудет – босиком, а как чуть похолодает, одна обувь была-это лапти.
Бабушка (берет лапти, показывает всем):
Эх, лапти мои,
Лапотушечки,
До чего же хороши,
Как игрушечки.
Внучка:
Бабушка, а я песню вспомнила, которую ты мне пела.
Внучка поет песню «Во деревне то было в Ольховке». 4 класс
1 ведущий:
А вот и конец - делу венец.
Приходите снова к нам.
Рады мы всегда гостям!
2 ведущий:
Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла.
Здоровья, радости, успеха
Всем вам сегодня и всегда!
«К нам гости пришли» все
Угощают блинами