Данная разработка «Посиделки у бабушкиного сундука» отвечает всем, возможным в данной тематике, требованиям к условиям реализации программы ФГОС НОО. Мероприятие позволит познакомить детей с некоторыми обычаями и обрядами русского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Посиделки у бабушкиного сундука»
Тема: «Посиделки у бабушкиного сундука»
Цели:
воспитание уважения к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю;
активизировать познавательный интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков;
развитие творческих способностей.
Задачи:
Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.
Дать представление об избе, о печке – главной части избы.
Продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками. Употреблять их в разговорной речи, формировать и обогащать речь детей образными, меткими выражениями русского фольклора.
Добрый день, гости дорогие. Мне очень приятно всех вас видеть сегодня у нас в гостях.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Сегодня занятие у нас не обычное. В гости нас к себе пригласил музейный экспонат. Что за экспонат вы сможете узнать, разгадав загадку:
У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у неё
В уголочке.
В нём бабушка держит
Халаты, носочки,
Отрезы на платья,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Но только не дверца,
А крышка на нём.
Тяжелая очень
С висячим замком. (Сундук)
Посиделки.
Вот и мы у этого сундука посидим, поговорим, много нового узнаем.
В старину, когда были закончены огородные работы, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки - прибаутки и работали: вязали, вышивали, пряли, плели лапти и корзинки. Назывались такие встречи – ПОСИДЕЛКИ. Начинаются наши посиделки с песни.
Песня – хоровод «По малину в сад пойдем»
1. По малину в сад пойдем, В сад пойдем, в сад пойдем, Плясовую заведем, Заведем, заведем.
Припев: Солнышко на дворе, А в саду тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка!
2.Ты, малинка, не в роток, Не в роток, не в роток, - Насыпайся в кузовок, В кузовок, в кузовок. Припев.
4.Пирогов мы напечем, Напечем, напечем. Всех соседей позовем, Позовем, позовем! Припев:
Сборы на посиделки.
В русских деревнях, когда девушка собиралась на посиделки, занавешивались в доме окна, но не изнутри, а снаружи. Чтобы это значило?
(В те времена зеркала были доступны не каждому, они очень дорого стоили. Потому-то занавешивали застеклённые окна снаружи ставнями, чтобы в них можно было смотреться изнутри как в зеркало.)
Готовиться к посиделкам начинали заранее. Парни и девушки надевали самую лучшую одежду.
А вы знаете предметы крестьянской одежды? Давайте проверим.
(на выставке: предметы женской одежды: сарафан, рубаха, кокошник, кичка, передник, душегрея и мужской одежды: порты, зипун, кафтан, треух, картуз, лапти и онучи).
Чтобы показать свою красоту, девушки использовали косметику.
Давайте попробуем навести красоту при помощи бабушкиных средств.
Конкурс 1. «Я ль на свете всех милее». (Из сундука достаю на подносе свекла, морковь, лук, мука, угольки, картофель).
Раньше не было таких косметических средств, как сейчас, поэтому девушки для этих целей использовали овощи. Девицы – красавицы для вас конкурс «Я ль на свете всех милее».
Коса – девичья краса. До замужества девушка ходила с непокрытой головой. А вот замужней женщине опростоволоситься считалось непозволительным. Девушки старались показать своё умение в косоплетении, косы украшали лентами, бусами.
Наши дети хотят, чтобы их мамы всегда были красивыми. Примите, пожалуйста, наши подарки.
«Дом вести – не рукавом трясти» - гласит пословица.
Вокруг сундука вы видите множество предметов, о каждом из них в народе придумали загадку. Давайте мы их разгадаем.
1.Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело тёплое, крови нет,
Сесть, на неё сядешь,
А не везёт. (Печь)
Юра. Печь играла в доме главную роль. Появилась даже такая поговорка «Плясать от печки», то есть начинать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около неё держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.
Учитель. У печи находилась большая часть утвари. Кто знает, что может означать это слово?
Утварь - это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (чугунок)
А кто знает его назначение?
Кто сможет показать чугунок?
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
Кто сможет показать ухват?
А кто знает его назначение?
Ухват – устройство для передвижения горшков и чугунов в печи.
Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой.
А вы хотите попробовать?
Дети пробуют поднять ухватом чугунок.
А вот ещё одна загадка.
Чёрный конь
Скачет в огонь.(Кочерга)
Кто сможет показать ухват?
А кто знает её назначение?
Кочерга – приспособление для размешивания углей в печи.
Другом кочерги был предмет, о котором следующая загадка.
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся — чистый пол! (Веник)
Веник находился тоже возле печи. Именно под веником, по народным поверьям, жил Домовой.
Конкурс "Шутка домового".
А вот посмотрите, тут у нас еще какая-то тарелка с перемешанными рисом и горохом! Наверное, это домовой над нами подшутил! Давайте разберем все по сортам.
Музыка: народная песня "Я горошек молочу".
Вот ещё экспонаты, без которых не обходилась ни одна изба.
Три братца
Пошли купаться;
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Коромысло с вёдрами)
А кто знает их назначение?
Да, воду носили на коромысле. Без особой сноровки это было сложно. Попробуйте и сами в этом убедитесь.
Звучит песня «Пошла млада за водой» в исполнении мам. (Приложение № 1)
Дети переносят два ведра с водой на коромысле.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это главное место в избе.
Как вы думаете, что значит красный угол?
Ксюша. Красный - значит красивый, главный. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу. Это было самое почетное место. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки.
Учитель: Прежде, чем сесть за стол, необходимо было воспользоваться этими предметами:
Три ноги, два уха, а шестое брюхо. (Рукомойник.)
Тая. Рукомойником раньше был глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам, и лишь потом появился медный рукомойник с одним носиком. Под ним стояла деревянная лохань, куда стекала грязная вода.
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)
На стол выставлялась посуда.
Из каких материалов раньше в нашей местности делали посуду и почему?
(Чаще всего посуда была глиняная, берестяная и деревянная.)
Многих кормил;
Упал – пропал,
Никто костей не собрал. (Горшок)
В соседней деревне Шуломень жили хорошие гончары. Их посуда славилась по всей округе.
Ваня. Берестяной туесок. В берестяном туесе можно хранить ягоды, а можно – грибы, можно держать там сливки, масло коровье, творог, сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко, и творог не кисли. В берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой,
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот. (Ложка)
Стоит бычок подбоченивши бочок шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
И без этого предмета жизнь человека немыслима.
То взад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (Утюг)
Постникова Е.М. Скорее всего, первыми утюгами были тяжёлые камни, которыми придавливали ткань. Потом появились рубель и валёк. Позднее появились утюги чугунные (литые). Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А в 1882 году американец Генри Сили изготовил утюг с электрическим нагревателем.
Следующий экспонат был необходим при покупке, например, сахара или муки.
Сам худ, голова с пуд.(Безмен).
Учитель: Итак, мы с вами совершили небольшое путешествие в мир русской избы.
Частушки
На праздничных посиделках любимым развлечением были частушки.
1.Пропоём мы вам частушки,
Замечательны таки.
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.
2.В Городецке мы живем,
Сушки - пряники жуем.
Мы частушек много знаем,
И сейчас для вас споем.
3.Хлебом-солью всех встречаем
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
4.Ты расти, расти, коса,
до шелкова пояса,
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
5.Наши девы — молодицы,
На все руки мастерицы:
Вяжут, шьют, прядут и ткут
И умело дом ведут.
6.Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас,
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ.
7.Ах, мое приданое
Крепкое, не рваное —
Вышивала я узор
На свой свадебный убор.
8.Мальчики:
Девочки - беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
9.У меня не сарафане
Косолапы петухи.
Только я не косолапа,
Косолапы женихи.
10. На берёзе сидит Ёжик.
Белая рубашка.
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
11.В сундуке моем добро
Бережно хранится.
Когда времечко придет,
Доченьке сгодится.
12.Старый бабушкин сундук...
Тайны жизни в нем живут,
Наша женская судьба
Место в нем свое нашла.
Вместе: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
Мы бы очень все хотели
Чтобы нам похлопали!
Небылицы в лицах.
Ну-ка сядем - ка рядком,
Да поговорим ладком.
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щёлкают орешки,
Да говорят потешки.
Выходят девицы и молодцы, говорят потешки.
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зашить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
Один ворот остался.
Фома, что из леса нейдёшь?
Медведя поймал.
Так веди сюда.
Да он нейдёт.
Так сам иди.
Да он не пускает!
Ванюша, голубок,
Что плачешь?
Да об калитку головой ударился.
Скажи, а когда это случилось?
Да вчера вечером.
А, что же ты сегодня плачешь?
Вчера вечером дома никого не было.
Кум, ты куда?
Да в лес по дрова.
А, что везёшь?
Сено.
Какое сено, ведь это дрова.
А коль видишь, что спрашиваешь?
Тая.
Старый бабушкин сундук
В бабушкином доме, в дальнем уголке.
Притаилось чудо в старом сундуке.
Очень любопытно, что хранится в нем?
Что же прячет бабушка в сундуке своем?
Обещала бабушка показать добро,
хоть не накопила злато-серебро.
Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках дорогие сердцу предметы, согретые руками нескольких поколений.
Чего только не хранилось в бабушкином сундуке. (Открываю крышку.) Раньше девушка не могла выйти замуж, пока не приготовит себе сундук приданого. Там должно было быть постельное бельё, полотенца, скатерти, одежда. Всё украшалось вышивками. В сундуке хранились и дорогие вещи: письма от родственников, украшения, редкие покупные игрушки, которые доставали по праздникам.
Достаю куклу-оберег. Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Подорожница - верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать.
Неразлучники - символ и оберег крепкого союза, дарят молодожёнам на свадьбу. Делается как бы на одной руке, чтобы идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и беде.
Травница - кукладля очищения воздуха в избах.
Чаепитие. Заканчивались посиделки чаепитием.
Бабушка Марины Рябовой: Все знают о японских и китайских чайных церемониях. Но и у наших предков тоже были свои традиции, связанные с чаем. Очень любили травяные чаи. И я предлагаю участникам наших посиделок попробовать чай по старинным русским рецептам.
Определить, что завариваем (в мисочках разные виды трав)
Показать, как пили чай наши предки (с блюдечка, из чашки, вприкуску)
Выбрать из предложенного посуду для чаепития.
А сейчас мы приглашаю всех на чаепитие с пирогами.
Гостей и близких привечаю
Ароматным сладким чаем угощаю.
От всех невзгод, от всех болезней
Вкусный чай всегда полезней.
Наш гость сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай.
Викторина (РЕФЛЕКСИЯ)
1 вопрос: Как называется обряд, с которым мы сегодня познакомились?
2 вопрос: Как называлось главное место в доме?
3 вопрос: Помещение, где проходили посиделки.
4 вопрос: Где и на чём готовили пищу?
5 вопрос: Коротенькая песенка с юмористическим содержанием.
6 вопрос: Обрядовый символ. (кукла)
Учитель:
Отдохнули все по праву.
Мастерам воздали славу.
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем,
долго-долго помнить будем,
дело по душе найдем!
Приложение № 1
Пошла млада за водой.
Пошла млада за водой Коромысел золотой Эй-эй люли, Коромысел золотой.
Коромысел золотой Ведерки дубовые Эй-эй люли Ведерки дубовые.
Брошу ведра по гору Сама в пляску я пойду. Эй-эй люли
Сама в пляску я пойду.
Сама в пляску я пойду, Рассыплюся яблонькой. Эй-эй люли,
Рассыплюся яблонькой.
А кто будет в гусли грать, А кто будет в гусли грать, А кто будет танцевать? Эй-эй люли,
А кто будет танцевать?
Ваня будет в гусли грать Таня будет танцевать. Эй-эй люли Таня будет танцевать.