kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Азбука пешехода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Азбука пешехода»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Наименование курса: «Азбука пешехода»

Класс: 3

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов по учебному плану: всего 34 часов, 1 час в неделю

Планирование составлено на основе: программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения».


Рабочую программу составила: учитель Масарыгина К.А.









































2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения».

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

   Программа решает следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;

  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Общая характеристика курса

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет

необходимость введения данного курса в начальной школе.

Основными принципами реализации программы являются:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия

  • игровые тренинги

  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх

  • экскурсии

  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины

  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

  • выпуск стенгазет

  • разработка проектов по ПДД

  • встреча с работниками ГИБДД

  • просмотр видеофильмов

Методами и средствами обучения являются:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Формами и методами контроля являются:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

  • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

  • организация игр-тренингов;

  • анализ результатов деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Азбука пешехода» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю.

Курс рассчитан на 34ч: в 3 классе — 34 ч.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Предметные результаты:

  • учащиеся научатся безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;

  • передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;

  • пользоваться сигналами светофора и регулировщика;

  • правильно пользоваться общественным транспортом;.

  • соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;

  • правильно читать основные дорожные знаки;

  • соблюдать меры предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс

Ориентировка в окружающем мире (10 ч)

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход (21 ч)

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир (3 ч)

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.



Тематическое планирование занятий «Азбука пешехода» 3 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Результаты обучения за год

1

Ориентировка в окружающем мире

10 ч

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

  • определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

  • определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

  • находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

  • объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

  • самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

2

Ты — пешеход

21 ч

3

Ты — пассажир

3 ч


Итого

34 ч









Календарно – тематическое планирование 3 класс

п/п

Дата


Тема занятия

по плану

по фак.

по плану

по фак.

Ориентировка в окружающем мире (10 ч)

1




Повторение правил ДД по материалам 2 класса

2




Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа

3




4




Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость


5




6




Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит


7




8




Сигналы транспортного средства. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.

9




Встреча с инспектором ГИБДД

10




Игра «Аукцион знаний»

Ты — пешеход (21 ч)

11




Особенности дорог в городе и в сельской местности

12




13




Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги

14




15




16




Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.

17




Перекресток и его виды

18




Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»

19




Проектная работа «Виды перекрёстков»

20




Регулируемый перекресток.

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.

21




22




Викторина «В гостях у Светофорчика»

23




Регулировщик, значение сигналов регулировщика. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.

24




25




Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».

26




27




Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги

28




Правила движения в темное время суток

29




Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения

30




Запрещающие и предписывающие знаки

31




Праздник «Дорожный переполох»

Ты — пассажир (3 ч)

32




Способы выхода из транспортного средства на проезжую часть

33




Экскурсия в автогородок

34




Тест «Дорожная азбука» Обобщающее занятие






















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А. М. Якупов.

  2. «Безопасность на улицах и дорогах». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева.

  3. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К. В. Агадюнова.- М.: Просвещение, 1998г.

  4. Дорожная азбука.- М., 2004.

  5. Материалы газеты «Добрая дорога детства».

  6. Правила дорожного движения. – М., 2011.

  7. Почемучка.- М.: Педагогика, 1997.

  8. «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р. П. Бабина.

  9. Энциклопедия «Все обо всем».

  10. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

  11. Е.А. Воронова. Красные. Желтый. Зеленый. (ПДД во внеклассной работе). Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

  12. Н.И. Первухина, А.П. Фомина. Помни: правила ГАИ- Это правила твои» (Методические рекомендации для родителей, учащихся школ, учителей) Курган, 2001 г.

  13. С.Н. Кузнецова Добрая дорога детства»  (Сборник методических разработок). Курган, 2001 г.

  14. Т.Г. Щелкунова. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде (методические рекомендации). Курган, 2001.

  15. В.И. Гадимов. Сборник задач по правилам дорожного движения (Для учащихся). Курган, 2000










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Азбука пешехода

Автор: Кристина Александровна Масарыгина

Дата: 18.01.2024

Номер свидетельства: 644164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Дневник пешехода "
    ["seo_title"] => string(21) "dnievnik-pieshiekhoda"
    ["file_id"] => string(6) "213530"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432083997"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок по ПДД "Азбука дороги-дорожные знаки" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-pdd-azbuka-doroghi-dorozhnyie-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "107674"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403369206"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Игра по ПДД  "Азбука безопасности на дорогах" "
    ["seo_title"] => string(46) "ighra-po-pdd-azbuka-biezopasnosti-na-doroghakh"
    ["file_id"] => string(6) "100166"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402369747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проект по ПДД "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(40) "proiektpopddazbukadorozhnoghodvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280730"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453403299"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект классного часа по ПДД "Дорожная азбука". "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-klassnogho-chasa-po-pdd-dorozhnaia-azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "232220"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442771207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства