Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Количество часов по учебному плану: всего 34 часов, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе: программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения».
Рабочую программу составила: учитель Масарыгина К.А.
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Общая характеристика курса
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет
необходимость введения данного курса в начальной школе.
Основными принципами реализации программы являются:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подходапредполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности.У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности.Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Формами и методами контроля являются:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Азбука пешехода» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю.
Курс рассчитан на 34ч: в 3 классе — 34 ч.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметные результаты:
учащиеся научатся безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;
передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;
пользоваться сигналами светофора и регулировщика;
правильно пользоваться общественным транспортом;.
соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;
правильно читать основные дорожные знаки;
соблюдать меры предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс
Ориентировка в окружающем мире (10 ч)
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход (21 ч)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир (3 ч)
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Тематическое планирование занятий «Азбука пешехода» 3 класс
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Результаты обучения за год
1
Ориентировка в окружающем мире
10 ч
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
2
Ты — пешеход
21 ч
3
Ты — пассажир
3 ч
Итого
34 ч
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ п/п
Дата
Тема занятия
по плану
по фак.
по плану
по фак.
Ориентировка в окружающем мире (10 ч)
1
Повторение правил ДД по материалам 2 класса
2
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа
3
4
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость
5
6
Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит
7
8
Сигналы транспортного средства. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.
9
Встреча с инспектором ГИБДД
10
Игра «Аукцион знаний»
Ты — пешеход (21 ч)
11
Особенности дорог в городе и в сельской местности
12
13
Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги
14
15
16
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.
17
Перекресток и его виды
18
Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»
19
Проектная работа «Виды перекрёстков»
20
Регулируемый перекресток.
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.
21
22
Викторина«В гостях у Светофорчика»
23
Регулировщик, значение сигналов регулировщика. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.
24
25
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».
26
27
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги
28
Правила движения в темное время суток
29
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения
30
Запрещающие и предписывающие знаки
31
Праздник «Дорожный переполох»
Ты — пассажир (3 ч)
32
Способы выхода из транспортного средства на проезжую часть
33
Экскурсия в автогородок
34
Тест «Дорожная азбука» Обобщающее занятие
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А. М. Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К. В. Агадюнова.- М.: Просвещение, 1998г.