Цель данного урока ознакомиться с устройством токарного станка для точения древесины. Рассмотреть виды токарных станков и способы их применения. Устройство станка изучается по учебнику. Проводится практическая работа. В предложенную таблицу требуется записать основные характеристики токарного станка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устройство токарного станка для точения древесины »
Урок по технологии на тему: «Устройство токарного станка для точения древесины»
Предмет: технология.
Составитель: учитель технологии Васильев М.Н..
Класс: 6.
Цель: ознакомиться с устройством токарного станка для точения древесины.
I. Повторение пройденного материала.
Беседа по вопросам:
Для чего служат двигатель, передаточный и исполнительный механизмы в машине?
Из каких звеньев состоит зубчатая передача?
Из каких звеньев состоит цепная передача?
Какие звенья называют ведущими и ведомыми?
Что такое передаточное отношение?
Какую деталь называют шпонкой?
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы.
Изготовление вручную цилиндрической детали хорошего качества является сложной задачей. Гораздо быстрее и точнее можно сделать такую деталь на токарном станке.
Токарные станки предназначены для изготовления (точения) деревянных изделий, имеющих в поперечном сечении форму круга.
Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводом применяли ещё в далёкие времена (рис. 29). На них вытачивали из древесины детали прялок, столов и стульев, посуду и многие другие изделия.
В России один только механик А. К. Нартов разработал и изготовил около 40 конструкций различных токарных станков. Один из них приведён на рис. 30.
На современных промышленных предприятиях применяют токарные станки различных конструкций и назначения, в том числе станки-автоматы и станки с числовым программным управлением.
В школьных мастерских применяют токарные станки моделей ТД-120 (рис. 31) и СТД-120 М (рис. 32).
Станок ТД-120 имеет станину с направляющими 1 (рис. 31). На направляющих станины размещена передняя бабка 2, в которой установлен шпиндель 3, соединённый клиноременной передачей 4 с электродвигателем 5.
На направляющих станины установлена каретка с подручником 6 и задняя бабка 7. Задняя бабка состоит из выдвижной втулки (пиноли), винтовой передачи, маховика и центра задней бабки.
Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.
Включают и выключают станок кнопками 8 «пуск» и «стоп».
На рис. 32 изображено устройство станка СТД-12М.
На шпиндели станков навинчивают патрон (рис. 33, а), планшайбу (рис. 33, б) или трезубец (рис. 33, в), в которых крепят обрабатываемые заготовки.
Патрон применяют для крепления коротких и небольшого диаметра заготовок. Заготовку крепят в патроне винтом (рис. 34, а).
Трезубец применяют для крепления длинных заготовок с поджатием их центром задней бабки (рис. 34, б). Поджатие осуществляют вращением маховика задней бабки, который перемещает пиноль с центром при помощи винтовой передачи.
Закреплённые в патроне и трезубце заготовки точат путём перемещения стамески вдоль оси вращения заготовки. Такое точение называют продольным.
Если необходимо точить заготовку небольшой длины и большого диаметра, например, для изготовления тарелок, шкатулок, дисков, то её крепят шурупами к планшайбе (рис. 35, а). («Планшайба» в переводе с немецкого означает «плоский диск».) Под шурупы вначале размечают, а затем прокалывают шилом или просверливают глухие (несквозные) отверстия на длину ввинчиваемой части шурупа.
Для разметки положения шурупов заготовку прикладывают к планшайбе и через отверстия на её обратной стороне очерчивают места расположения шурупов (рис. 35, а).
Шурупы не должны входить в обрабатываемую часть заготовки, для чего на заготовке очерчивают, а затем стамеской надрезают линию глубины расположения шурупов (рис. 35, б).
Плоские заготовки на планшайбе обрабатывают перемещением стамески перпендикулярно оси вращения заготовки. Такое точение называют поперечным (торцовым, лобовым), так как заготовку обрабатывают с торца.
Детали конической формы точат при одновременном перемещении стамески вдоль и перпендикулярно оси вращения заготовки. Такое точение называют продольно-поперечным.
Вращательное движение заготовки при точении называют главным движением резания, так как без него вообще невозможно точение. Поступательное движение стамески называют вспомогательным движением, т. е. движением подачи. Главное движение резания на кинематических схемах обозначают V, вспомогательное – Vs.
Вначале заготовку обтачивают на малой частоте вращения (n = 710 для ТД-120 и n = 770 для СТД-120М), пока не уменьшится её биение. При небольшой частоте вращения шпинделя обрабатывают также заготовки большого диаметра.
Окончательно и начисто обработку заготовок проводят на большой частоте вращения (n = 1000 для ТД-120 и n = 1450 для СТД-120М). Необходимую частоту вращения шпинделя получают, устанавливая ремень ременной передачи на шкивы различных диаметров.
На кинематической схеме токарного станка (рис. 31, б) изображены электродвигатель «М», клиноременная передача, ведущий шкив, находящийся на шпинделе. Как видно из схемы, шпиндель приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу.
Винтовой механизм задней бабки, изображённый на кинематической схеме, преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.
Правила безопасности
Не включать станок без разрешения учителя.
Не включать станок без ограждённой ременной передачи.
Не опираться на части токарного станка.
Не класть инструменты и другие предметы на станок.
Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немедленно сообщать учителю.
Практическая работа
Изучение устройства токарного станка для точения древесины
Изучите вначале устройство токарного станка по учебнику или плакату. Найдите электродвигатель, клиноременную передачу, шпиндель, переднюю бабку, подручник с кареткой, заднюю бабку, кнопки «пуск» и «стоп».
Изучите кинематическую схему станка. Расскажите, как передаётся вращение на шпиндель? Как перемещается центр задней бабки?
С разрешения учителя, убедившись, что станок отключен, снимите защитный кожух с клиноременной передачи и посмотрите, как можно изменять частоту вращения шпинделя, переставляя ремень на шкивы разных диаметров. Потренируйтесь в перестановке ремня.
Переместите заднюю бабку в крайнее правое положение и измерьте линейкой расстояние между центрами трезубца и задней бабки. Это расстояние равно наибольшей длине заготовки, которую можно точить на данном станке.
Замерьте линейкой расстояние в мм от линии центров до направляющих станины. Это и есть наибольший радиус обрабатываемой заготовки.
Измерьте вылет (выдвижение) пиноли задней бабки относительно торца корпуса задней бабки, вывинтив и ввинтив задний центр до упора. Вычислите разность этих расстояний в мм. Это есть наибольшая величина вылета пиноли задней бабки.
Выпишите в таблицу основные характеристики токарного станка.
Частота вращения шпинделя, об/мин
Расстояние между центрами, мм
Расстояние от линии центров до станины, мм
Величина вылета пиноли, мм
Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, в центрах, на планшайбе).
III. Итог урока.
Вопросы самоконтроля:
Назовите основные части токарного станка.
Каково назначение передней бабки, задней бабки и подручника токарного станка?
Для чего служат патрон, планшайба, трезубец и станина токарного станка?
Какое движение в станке называют главным, а какое – вспомогательным?
Что изображает кинематическая схема токарного станка?
Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание. Подготовить (выбрать) материал для изготовления картофелемялки на токарном станке.