Урок технологии, 6 класс (мальчики) "Отделка изделий"
Урок технологии, 6 класс (мальчики) "Отделка изделий"
В разработке представлен сценарий урока технологии "Обтделка изделий", в ходе которого обучающиеся ознакомятся с видами отделки изделий из металла, профессиями металлургической отрали, связанными с отделкой изделий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок технологии, 6 класс (мальчики) "Отделка изделий"»
Тема: Отделка изделий из металла
Составитель: В.А. Глухов, учитель технологии, МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить знания обучающихся об отделке изделий из металла, дать представление о специальностях металлургического производства
Задачи урока:
- закрепить первоначальные знания о видах отделки изделий из металла;
- развивать познавательный интерес в области металлургической промышленности, познакомить со специальностями лудильщик, гальваник, металлизатор;
- воспитывать технологическую культуру; бережное отношение к имуществу.
Методы:
опрос;
беседа;
объяснительно-иллюстративный,
исследовательский
Формы организации:
фронтальная;
групповая
Оборудование:
ТСО:
компьютер;
проектор;
экран
Наглядные пособия:
иллюстрации изделий из разных материалов;
иллюстрации изделий из металлов
иллюстрации видов декоративно – защитных покрытий;
Раздаточный материал:
для индивидуальной работы:
рабочий лист № 1 (текст «Отделка изделий»);
рабочий лист № 2 (Виды декоративно-защитных покрытий)
для работы в группах:
план работы в группах; карточки – пазлы для сбора иллюстраций «Профессии металлургической промышленности»; карточки – названия: «Свойства металлов», «Отделка изделий», «План работы», «Правила техники безопасности», «Виды декоративно-защитных покрытий»; учебник
Инструменты, принадлежности, материалы и приспособления:
бархатные напильники; шлифовальная шкурка; изделия, сделанные на предыдущих уроках: шаблоны, ручки, нутромеры;
маркеры; клей-карандаш
Планируемый результат:
личностные: развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
метапредметные: проявление познавательных интересов; планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
предметные: получат первоначальные знания о видах отделки изделий, о профессиях металлургической промышленности
Этапы урока:
Организационный
Цель: настрой на учебную деятельность
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку
Отчет дежурного: посещаемость, готовность к уроку
Результат: обучающиеся приготовили к уроку необходимые принадлежности, настроились на учебную деятельность
Актуализация знаний
Цель: повторение учебного материала, изученного в 5-6 классах, выявление знаний обучающихся в области отделки изделий
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Рассмотрите иллюстрации.
Что изображено?
Обучающиеся перечисляют изделия, изображенные на слайде
Из каких материалов выполнены изделия?
Обучающие перечисляют материалы, из которых выполнены изделия
Чем похожи все изделия, выполненные из разных материалов?
Вариант ответа обучающихся:
- на всех изделиях выполнена отделка;
- все украшены
Результат: обучающиеся актуализируют основные понятия по теме «отделка изделий из разных материалов»
Постановка темы и задач урока
Цель: формулирование цели и задач урока, определение плана работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Рассмотрите изделия.
Чем они все похожи?
Используя ваши высказывания, сформулируем тему урока
Обобщает и фиксирует на доске:
«Отделка изделий из металлов».
Для организации деятельности на уроке, нам необходимо составить план.
При изучении и работе с металлами, что нам надо знать?
Что мы можем узнать по теме урока?
Что мы должны соблюдать при выполнении отделки из разных материалов?
Изучая отрасли промышленности, мы знакомимся с различными профессиями.
Изучая виды отделки мы также познакомимся с профессиями, связанными с отделкой изделий из металлов.
После ознакомления с теоретическим материалом какую необходимо выполнить работу на уроке?
Вариант ответа обучающихся:
- они все выполнены из разных металлов;
-на всех изделиях выполнена отделка
изделия из металла;
отделка металлических изделий
Свойства металлов (вызванный ученик прикрепляет на доску карточку)
Виды отделки изделий (вызванный ученик прикрепляет на доску карточку)
Правила техники безопасности (вызванный ученик прикрепляет на доску карточку)
Знакомство с профессиями, связанными с отделкой изделий из металлов (вызванный ученик прикрепляет на доску карточку).
Практическая работа (вызванный ученик прикрепляет на доску карточку)
На доске выстраивается план работы:
Повторение свойств металлов.
Знакомство с видами отделки изделий.
Правила техники безопасности при отделке изделий.
Знакомство с профессиями, связанными с отделкой изделий из металлов.
Практическая работа.
Результат: сформулирована цель и задачи урока (составлен план)
Работа по теме (теоретическая часть):
Цель: повторение знаний о свойствах металлов; ознакомление со способами отделки изделий из металлов
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Необходимо повторить, какими свойствами обладают металлы.
На доске расположены опорные карточки. Используя их, восстановите таблицу «Свойства металлов»
Уточним ваши знания. Прочитайте текст на рабочем листе № 1. Что узнали?
Вариант ответа обучающихся:
- для украшения изделий,
- для защиты изделий
Читают текст (приложение № 1).
Слушает высказывания
Рассказывают о новых знаниях:
отделка - завершающая операция приизготовлении изделий;
цель: защита и красота;
3 вида отделки
Рассмотрим некоторые виды отделки изделий. Познакомимся с ними с помощью текста на рабочем листе № 2.
Знакомиться с видами отделки будем валфавитном порядке.
Называйте вид. Что узнали.
Какой вывод можно сформулировать?
Читают и рассказывают о видах декоративно-защитных покрытий(приложение № 2)
Называют виды отделки и рассказывают о:
- воронении (чернении)
- золочении;
- лакировании;
- оксидировании;
- серебрении;
Вариант ответа обучающихся:
Формулируют вывод: видов отделки существует множество, однако выбор конкретного способа зависит от целесообразности применения этого метода с определенным изделием, а также от пожеланий заказчика
Результат: каждая группа обучающихся находит информацию по заданию и представляет одноклассникам
Динамическая пауза
Цель: избежание перегрузки обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Встаньте возле рабочих мест и отдохните
Обучающиеся выполняют комплекс упражнений, направленный на снятие утомления с мышц туловища
Результативность: формируется ценностное отношение к своему здоровью.
Работа по теме (теоретическая часть, продолжение):
Цель: формулирование правил техники безопасности при отделке поверхности изделий
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Вы узнали о различных видах отделки изделий.
В нашей школьной мастерской можно выполнить некоторые виды механической отделки и декоративно-защитных покрытий.
Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с лако-красочными материалами?
Обучающиеся формулируют правила ТБ, размещают на доске карточки:
Правила техники безопасности при отделке изделий
Выполнять работы по окраске и лакированию в проветриваемом помещении.
Следить за чистотой рук и одежды.
Не касаться грязными руками глаз и лица.
Окрашивать и лакировать изделия вдали от нагревательных приборов
Тщательно мыть руки с мылом после завершения работы
Использовать специальную одежду для защиты лица, рук и верхней одежды
Профессии металлургического производства, связанные с отделкой изделий(работа в группах)
Цель: расширение представлений обучающихся о специальностях металлургической отрасли: лудильщик, гальваник, металлизатор
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Для знакомства с профессиями металлургической отрасли, связанными с отделкой изделий работу организует в группах по плану (каждой группе предлагается знакомство с одной из специальностей).
Выполняют работу по плану:
Прочитайте текст (приложение № 3).
Составьте по тексту рассказ о профессии металлургической отрасли, связанной с отделкой изделий из металлов по плану (приложение № 4).
План рассказа о профессии:
1. Как называется профессия.
2. Где можно пройти обучение.
3. Какими профессиональными качествами (знаниями, умениями) должен обладать.
Запишите на карточках опорные слова.
Соберите из пазлов иллюстрацию к рассказу. Наклейте на лист-основу с помощью клея-карандаша.
Расскажите одноклассникам о профессии по предложенному плану.
Результат: обучающиеся знакомятся со специальностями лудильщик, гальваник, металлизатор
Практическая работа
Цель: Отделка поверхностей изделий
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организует выполнение практической работы с соблюдением правил техники безопасности
Выполняют практическую работу по плану:
1. Зачистите с помощью бархатных напильников и шлифовальной шкурки поверхности изделий, сделанных на предыдущих уроках: шаблона, ручки, нутромера и др.
2. Нанесите на поверхности изделий соответствующее покрытие: краску, эмаль, лак, окисную пленку и др.
3. Проверьте качество покрытия и внешний вид изделия.
Результат: обучающиеся выполняют отделку поверхностей изделий с соблюдением правил техники безопасности.
8. Итог урока
Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания обучающихся на значении изучения данной темы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организует рефлексию с помощью приема «Незаконченная фраза»
«Закончи фразу» «Сегодня на уроке мне удалось:
- узнать…
- понять…
- научиться…
- применять…
- использовать…
- я чувствую…
- могу помочь сделать другим….
Результат: выполнена самооценка деятельности на уроке, формируется представление о значении изучения данной темы.
Домашнее задание
Цель: закрепление полученных знаний по изученной теме, развитие познавательной активности, расширение кругозора
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предлагает разноуровневые задания
Обучающиеся выбирают задание из предложенных с учетом своих возможностей и фиксируют в дневниках:
- учебник: §23; ответить на вопросы, с. 111;
- перечитать материал на рабочих листах № 1 и № 2; составить 3 вопроса;
- подобрать иллюстрации по теме «Отделка изделий».
- составить кроссворд по теме «Отделка изделий»
Результат: фиксация домашнего задания в дневнике обучающегося.
Информационные источники:
Арефьев И. П. «Занимательные уроки технологии для мальчиков. 6 класс». – М.: «Школьная пресса», 2004 г.
Муравьев Е. М. «Технология обработки металлов». – 5-е изд., с измен. и доп. – М. : Просвещение, 2002.
Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под редакцией В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2012 г.
https://www.google.ru/search
Приложение № 1
Рабочий лист № 1
Отделка изделий
Отделка – это завершающая операция при изготовлении изделий.
После проведения всех слесарных и иных работ поверхности готовых металлических изделий необходимо не только защищать от коррозии и прочих вредных воздействий, но и придать им красивый внешний вид, в чем и состоит цель отделки.
Все процессы отделки классифицируются по трем основным видам: механическая отделка — шлифование и полирование; нанесение декоративно-защитных покрытий — чернение, эмалирование, окрашивание красками, лаками и эмалями и др.; химическая или электромеханическая обработка — анодирование, химическое окрашивание и др.
Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки в учебной мастерской может включать зачистку кромок, шлифование деталей и окраску. Эти операции придают изделию красивый внешний вид и увеличивают его сопротивление износу и коррозии.
Приложение № 2
Рабочий лист № 2
Виды декоративно-защитных покрытий
Оксидирование - вид отделки, применяется для изделий и сплавов, в состав которых входит серебро. Этот вид отделки выполняет как защитную, так и декоративную функцию, на поверхности изделий создается покрытие, имеющее различные оттенки серого и черного цветов.
Лакирование - вид покрытия, применяемый для многих материалов и изделий, представляет собой прозрачное покрытие (матовое или блестящее). Лакирование может носить как декоративный характер, так и выполнять защитную функцию.
Золочение - это процесс нанесения тонкого слоя золотистого покрова на всю поверхность или часть изделия. Золочение может выполняться как с защитной целью, так и для придания нужного декоративного эффекта изделию. Золочение изделий происходит гальваническим методом. Если же речь идет о золочении изделий из таких материалов, как фарфор, сталь или дерево, то возможно применение сусального золота.
Серебрение - вид отделки, который предусматривает нанесение на всю поверхность или часть изделия тонкого слоя серебра.
Воронение (чернение) - способ получения на поверхности металла (стали, чугуна) тончайшей пленки окислов железа с целью предохранения его от коррозии и для придания поверхности металла определенной окраски.
В зависимости от применяемых масел, кислот и степени нагрева металл приобретает черный, темно-синий, фиолетовый или красный оттенок.
Приложение № 3
Профессия гальваник. Кто такой гальваник
Особенности профессии
Гальваник - рабочий этой профессии занимается гальваническим покрытием деталей и изделий. Он обслуживает установки, в которых протекают процессы электролиза.
Содержание труда
Подготавливает и осуществляет работы по гальваническому покрытию никелированию, хромированию и т.п.), а также по гальванопластическому изготовлению и восстановлению изделий производственного и бытового назначения. Придает изделиям заданную форму и размер, прочность и надежность, внешнюю привлекательность.
В зависимости от уровня общего и профессионального образования, опыта и способностей выполняет простые, сложные и очень сложные работы.
В последнее время отдельные операции в гальванических цехах автоматизируются - их выполняет оператор-гальваник.
Рабочие положения - стоя и в движении. Возможно большое физическое напряжение. Работает в закрытом помещении, при воздействии испарений химических веществ.
Профессия преимущественно мужская, для женщин нежелательна.
Должен знать
Знания и склонность к изучению химии (особенно неорганической химии) и физики, хорошая подготовка по электротехнике и электрохимии, знание принципов действия, устройства и правил обслуживания электролизных ванн, регулирующих приборов; знание и соблюдение техники безопасности.
Профессионально важные качества
физическая сила;
выносливость;
высокие показатели остроты зрения;
цветоразличения и обоняния;
хороший глазомер и пространственное воображение;
наглядно-образное мышление;
интерес и наблюдательность по отношению к природным и техническим процессам;
аккуратность;
осторожность;
организованность.
Пути получения профессии
Колледж, учебные центры.
Профессия металлизатор. Кто такой металлизатор
Особенности профессии
Металлизатор – это рабочий, который осуществляет нанесение суспензий, паст из порошков металлов и сплавов различными способами на детали и изделия.
Металлизатор может работать в организациях различных видов экономической деятельности, где выполняются работы по металлизации деталей и изделий.
Характеристика работ
Металлизация легкоплавкими металлами и цветными металлами газотермическим и электродуговым способами простой и средней сложности конфигурации деталей и изделий. Нанесение суспензий и паст из порошков металлов и сплавов на детали и изделия с прямолинейными поверхностями.
Металлизация деталей и узлов простой конфигурации вручную. Подготовка металлизационных аппаратов, проволоки и порошка к работе и поверхностей деталей и изделий под металлизацию. Составление растворов для металлизации. Установление и регулирование режима металлизации в зависимости от материала и назначения изделий под руководством металлизатора более высокой квалификации. Проведение простейших операций по профилактике металлизационных аппаратов.
Знания и навыки
Основы ведения технологического процесса металлизации легкоплавкими проволочными материалами; устройство и правила работы на газовых и электродуговых металлизационных аппаратах; составы растворов, суспензий и паст для металлизации; основные требования, предъявляемые к подготовке металлизационных аппаратов и поверхностей деталей и изделий под металлизацию; основные свойства материалов, на которые производится напыление.
Таким образом, рабочие должны хорошо знать свойства металлов и сплавов, устройство установок для отделки изделий.
Профессионально важные качества
хорошо развитая координация движений;
развитая зрительная память;
хорошо развитая функция координации и переключения внимания.
Непосредственно на производстве, в техникуме, учебных центрах.
Профессия лудильщик. Кто такой Лудильщик
Особенности профессии
Лудильщик - тот, кто занимается лужением (Луже́ние — нанесение тонкого слоя расплавленного олова на поверхность металлических изделий. Лужение производится для защиты металла от коррозии или для подготовки к пайке)..
Ремесло лудильщика известно с древности.Профессия была почетной и весьма распространенной. На Руси лудильщики чинили медную посуду, самовары и т.д. Нам сейчас трудно представить, насколько большие масштабы имело в начале прошлого века применение медной посуды.
Именно из профессии лудильщика образовалась более поздняя профессия — сварщик.
Деятельность сварщиков заключается в соединении металлов и пластмасс без специальных крепёжных приспособлений. Такую задачу они осуществляют при помощи специальной сварочной техники. К настоящему времени изобретено большое количество разных видов аппаратуры, которая используется в данной отрасли. В связи с этим появилась масса видов сварщиков. Среди них газосварщики, электрогазосварщики, сварщики термитной варки, сварщики на электронно-лучевых сварочных установках и др. Их профессиональные навыки позволяют трудиться в таких сферах, как строительство, промышленность, энергетика, нефтедобывающая промышленность, машиностроение, кораблестроение.
Пути получения профессии
Непосредственно на производстве, в техникуме, ВУЗе.
Знания и навыки
После обучения должен знать:
- технологический процесс нанесения металлического покрытия на стальную основу; - физико-химические основы процесса, проходящего в ваннах лужения; - устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации обслуживаемого оборудования;
- дефекты, получаемые в процессе нанесения покрытия и способы их устранения.
Должен уметь:
Производить настройку толщины покрытия путем регулировки силы токов по ваннам лужения. Вести процесс очистки поверхности стальной основы перед нанесением покрытия. Производить завешивание оловянных (цинковых) анодов на анодные мосты ванн лужения с вывалкой отработанных; производить перевалки отжимных и прижимных роликов.
Данная профессия является физически тяжелой, поэтому, ее принято считать преимущественно мужской.
Приложение № 4
План работы в группе
Прочитайте текст.
Составьте по тексту рассказ о профессии металлургической отрасли, связанной с отделкой изделий из металлов по плану.
План рассказа о профессии:
1. Как называется профессия.
2. Где можно пройти обучение.
3. Какими профессиональными качествами (знаниями, умениями) должен обладать.
Запишите на карточках опорные слова.
Соберите из пазлов иллюстрацию к рассказу. Наклейте на лист-основу с помощью клея-карандаша.
Расскажите одноклассникам о профессии по предложенному плану.