Цель урока: закрепление умений и навыков ручной обработки древесины, изготовление скворечника из древесины;
Задачи:
- обучающие – познакомить с технологией изготовления скворечника, закрепить выполнение рациональных и безопасных приемов работы ручными инструментами при пилении, сверлении.
- развивающие – формировать умения качественно создавать изделия, развивать общеучебные и специальные умения и навыки, уметь координировать свои действия, доводить начатую работу до конечного результата, развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию.
- воспитательные - развивать аккуратность, воспитывать трудолюбие, любовь к животным, воспитывать эстетические качества, самостоятельность, ответственность за общее дело, собранность, терпение.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Дополнительные материалы: текст о значении скворечников
Используемые технологии: ИКТ, технология ЛОО, проектная технология.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке; содействовать формированию ценностно – смысловых ориентаций.
Познавательные УУД: уметь находить достоверную информацию в разных источниках (тексты, схемы), анализировать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные УУД: содействовать обеспечению организации учебной деятельности: определить целеполагание, пути решения учебных задач на основе того, что уже усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы, планировать деятельность, выбирать средства достижения целей, оценивать способ степень достижения цели. Слушать и контролировать ответы одноклассников, принимать учебные цели, планировать последовательность действий, осуществлять контроль выполнения задания, сравнивая его с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять взаимоконтроль, прослушивать ответы.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, контролировать свои действия, учиться анализировать деятельность в группе. Принимать активное участие в принятии решения в группе, согласовывать свои действия, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обосновывать свое мнение, понимать на слух ответы учащихся, определять функции участников, способы взаимодействия в группе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: овладение технологией изготовления скворечника, умение подготовить рабочее место и инструменты для работы
Метапредметные: развитие мотивов и интересов к познавательной деятельности, умение организовывать и регулировать свою деятельность, быть готовым к сотрудничеству.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение организовывать самостоятельную работу, согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности, норм и правил культуры труда, воспитание любви и уважения к пернатым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 5 классе "Проект "Скворечник" »
Урок технологии
(учитель: Большаков Сергей Александрович)
Предмет: технология
Тема урока: Проект «Скворечник».
Цель урока: закрепление умений и навыков ручной обработки древесины, изготовление скворечника из древесины;
Задачи:
- обучающие – познакомить с технологией изготовления скворечника, закрепить выполнение рациональных и безопасных приемов работы ручными инструментами при пилении, сверлении.
- развивающие – формировать умения качественно создавать изделия, развивать общеучебные и специальные умения и навыки, уметь координировать свои действия, доводить начатую работу до конечного результата, развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию.
- воспитательные - развивать аккуратность, воспитывать трудолюбие, любовь к животным, воспитывать эстетические качества, самостоятельность, ответственность за общее дело, собранность, терпение.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Дополнительные материалы: текст о значении скворечников
Используемые технологии: ИКТ, технология ЛОО, проектная технология.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке; содействовать формированию ценностно – смысловых ориентаций.
Познавательные УУД: уметь находить достоверную информацию в разных источниках (тексты, схемы), анализировать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные УУД: содействовать обеспечению организации учебной деятельности: определить целеполагание, пути решения учебных задач на основе того, что уже усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы, планировать деятельность, выбирать средства достижения целей, оценивать способ степень достижения цели. Слушать и контролировать ответы одноклассников, принимать учебные цели, планировать последовательность действий, осуществлять контроль выполнения задания, сравнивая его с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять взаимоконтроль, прослушивать ответы. Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, контролировать свои действия, учиться анализировать деятельность в группе. Принимать активное участие в принятии решения в группе, согласовывать свои действия, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обосновывать свое мнение, понимать на слух ответы учащихся, определять функции участников, способы взаимодействия в группе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: овладение технологией изготовления скворечника, умение подготовить рабочее место и инструменты для работы
Метапредметные: развитие мотивов и интересов к познавательной деятельности, умение организовывать и регулировать свою деятельность, быть готовым к сотрудничеству.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение организовывать самостоятельную работу, согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности, норм и правил культуры труда, воспитание любви и уважения к пернатым.
Ход урока
Организационный момент урока, этап мотивации.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рад вас видеть на сегодняшнем уроке. У нас с вами сегодня необычный урок, на нем присутствует много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь. А сейчас взгляните друг на друга, пожелайте друг другу удачи. И я желаю вам успехов в работе.
Все привыкли вы к порядку?
Утром делали зарядку?
Приготовились к труду?
Если, друзья, не лениться,
Можно многого добиться,
Так давайте же скорей трудиться!
Актуализация знаний:
Учитель: Ребята, в течении долго времени мы с вами изучали технологии ручной обработки древесины. С чем мы с вами знакомились?
Ответы детей: (графическим изображением деталей, рабочим местом и инструментом, последовательностью изготовления деталей, разметка, пиление, строгание, сверление древесины, соединение деталей из древесины).
Учитель: И так, тему мы с вами изучили, что нам нужно сделать на сегодняшнем уроке?
Ответы детей: закрепить, повторить.
Учитель: в нашем предмете есть две стороны: теоретическая и практическая. Начнем с теории. В тетрадях нарисуйте линеечку самооценки и оцените себя, как вы считаете, насколько вы хорошо знаете теоретический материал по данной теме.
Вопросы:
Столярная операция, заключающаяся в разрезании древесины на части? (пиление).
Как называется рабочее место столяра? (верстак)
Какие основные части имеет гвоздь? (шляпка, стержень, острие)
Как называется слой древесины, защищающий ее от внешнего воздействия? (кора).
Что необходимо для изготовления любого изделия? (инструменты и материалы).
Чем фуганок отличается шерхебеля?
Какие бывают отверстия (глухие и сквозные).
Какие способы соединения деталей существуют?
Какое соединение деталей гвоздями будет наиболее прочным?
Учитель: Молодцы!
А сейчас давайте вспомним, какие инструменты нам пригодятся в работе с деревом. (загадки). Попробуйте отгадать мои загадки:
Пила
Зубов много, А ничего не ест.
Гвоздь
Он в дощечках частый гость
Любопытный, тонкий …
Молоток
Я у людей всегда в ходу,
Хоть мой характер крут.
Где надо стукнуть — я приду,
Ведь мой ударный труд.
Рубанок
У конька у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая бежит.
Сверло
Телом вертким, как змея, В доску вкручиваюсь я ...(сверло)
Рулетка
Не поможет глазомер, Нужен точный мне размер. Где надо, ставлю метки С помощью ... (Рулетки)
Топор.
Кланяется, кланяется придет домой растянется.
Фуганок.
По доске шершавой вдруг
Он пройдется как утюг
И тогда наверняка
Гладкой станет та доска.ет та доска.
)Учитель: А сейчас снова себя оцените. У кого совпала самооценка. Кто занизил самооценку? А кто завысил?
И так, вы молодцы! Вы знаете теоретическую часть по данной теме, а чтобы закрепить практические навыки и узнать , что мы с вами будем делать на уроке, посмотрите небольшой видеофрагмент и попробуйте сформулировать тему урока. (ВИДЕОФРАГМЕНТ мультфильма «Про кота Васю и охотничью катавасию»).
Учитель: Что мы будем делать сегодня на уроке? Какая у нас тема урока? («Скворечник») Учитель: А какая цель нашего урока? – Изготовление скворечника.
Учитель: Какие задачи мы с вами перед собой поставим? Через какие этапы мы пройдем делая скворечник? (показать образец)
Разметить детали.
Отпилить детали.
Выпилить отверстие (ПРИКРЕПИТЬ К ДОСКЕ)
Собрать изделие.
С помощью чего мы будем осуществлять сборку изделия? (гвозди)
Учитель: Скворечники бывают самые разнообразные: от простых до декоративных Посмотрите на слайды.
Учитель: Ребята, а для кого и почему люди строят скворечники?
Учитель: дополнительную информацию вы сможете найти работая в парах с документом и отвечая на вопросы.
Документ:
Прежде всего скворечник помогает птицам устроить гнездо, особенно это актуально весной, когда птицы возвращаются с теплых стран. Скворечник – принятое название конструкции для искусственного гнездовья преимущественно насекомоядных птиц. Кроме собственно скворцов, в перечень чаще всего селящихся в них пернатых можно включить поползней, мухоловок, синиц и прочих. Размещение скворечников в парках призвано привлечь в конкретные зоны птиц Построить птицам дом – очень благородный поступок, ведь именно из-за деятельности человека из привычного ореола обитания вытесняются многие виды пернатых.
Внутренняя поверхность скворечника не должна быть гладкой, иначе птенцы не смогут добраться до летка. Для этого внутреннюю поверхность оставляют неструганой, или делают на ней насечки. Размещается скворечник на дереве в лесу, парке, на балконе, стене или под крышей дома.
Вопросы:
Для чего нужен скворечник?
Что называют скворечником?
Кто может размещаться в скворечнике?
Где можно разместить скворечник?
Учитель: Что вы узнали нового?
Учитель: Для изготовления скворечника мы с вами разобьемся на группы. Нашим основным девизом будет следующий «Не будь тороплив, а будь терпелив». В каждой группе необходимо выбрать бригадира, который будет отвечать за работу всей группы.
Учитель:Перед работой давайте вспомним правила работы в группе.
Уважай своего товарища.
Умей выслушать каждого.
Не согласен - предлагай.
Учитель: Что нам потребуется для работы? (Линейки, ножовки, гвозди, молоток).
Но прежде чем приступить к работе нам необходимо вспомнить правила техники безопасности.
1 группа – ТБ при пилении (стр. 36)
2 группа – ТБ при сверлении (стр. 48)
3 группа – ТБ при соединении гвоздями (стр. 54)
Для изготовления пригоден тес, различные куски досок, рейки.
Стандартные размеры для скворечника посмотрите на чертеже.
Последовательность сборки домика: к донышку крепятся боковые стенки, затем - передняя планка и, наконец, задняя. Наиболее простым в изготовлении является домик с прямоугольными стенками, без наклонной или двускатной крыши. Желательно, чтобы дно домика имело форму квадрата.
Практическая работа (25 мин.)
4.Заключительная часть.
Учитель: Мы справились с работой. Наши скворечники готовы.
Учитель: А теперь давайте подведем итоги, вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли мы ее? Давайте продемонстрируем друг другу результаты нашей работы.
Учитель: Какая модель больше понравилась? Оцените. У вас на партах лежат птички, возьмите их и прикрепите к тому скворечнику, который вам больше нравится.
Учитель. Наш урок подходит к завершению, и я хотел бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы: ( Рефлексия предлагается по принципу незаконченного предложения).
-На сегодняшнем уроке я узнал…
-В практической работе мне понравилось…
-Было интересно…
-Знания, полученные на уроке…
- В группе мне…
-Было трудно…
-Было интересно…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Найти информацию о том, как правильно закреплять скворечник.
Учитель: А я хочу сказать спасибо всем, кто активно работал на уроке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Как закреплять скворечник.
Высота развески должна составлять от 3-4 до 4-6 метров.
На одно дерево вывешивается только одно гнездовье, на расстоянии 15-50 и более метров от другого дерева. Домики для скворцов можно размещать скученно, в пределах 2-3 м.
Гнездовье должно висеть вертикально или с небольшим наклоном вперед.
Лучше всего привязывать домики к деревьям при помощи мягкой проволоки, алюминиевой или отожженной стальной. Подойдет также любая синтетическая веревка или шнур. Ни в коем случае не прибивайте домики гвоздями!