Орг. момент. Приветствие, готовность (учебник, шаблон урока, ручка, дневник) Мотивация. Целеполагание. На листках в таблицу вычеркните названия инструментов для работы с древесиной Запишите последовательно, не переставляя оставшиеся буквы под цифрой 1 в клетки. Прочитайте получившееся слово (струги). Ш | С | М | О | Л | О | Т | О | К | Т | И | Н | С | Т | А | М | Е | С | К | А | Л | О | Р | У | Л | О | Б | З | И | К | О | Ж | К | И | Я | Н | К | А | Г | И | Как вы думаете, для чего используют эти инструменты? (Для строгания) Тема урока: «Строгание заготовок из древесины». Запишите тему на листок. (Слайд 1) Что узнаем об этих инструментах на уроке? Чему научимся? (как выглядят, из каких частей состоят, как ими работать) Сформулируйте цель урока. (Узнать какие бывают струги, из каких частей они состоят, как на них работать и какая техника безопасности при этом необходима. Научиться их различить ). Актуализация. Поднимите руку, кому приходилось строгать ножом деревянную палочку. Опустите. А, как вы думаете, легко ли прострогать ножом деревянную дощечку. Почему? (долго, трудно, неровная) Чтобы придать будущей детали нужные нам формы и размеры, мы и будем использовать струги. Изучение нового материала. Для ручной обработки заготовок из древесины строганием чаще используют 2 вида стругов (Слайд 2) Назовите эти виды, разгадав ребусы.(1 вариант – 1 ребус, 2 вариант – 2) Рубанок З=Р ,, 67 Ш ерхебель ,,, Л Запишите ответы над линиями на листок. Откройте учебник на стр.38. Рассмотрите рисунок 32. Прочитайте составные части рубанка и шерхебеля. Что вы можете сказать о названиях частей стругов? (одинаковый) Какая деталь у стругов выполняет основную функцию строгания? (нож) Заточенная часть ножа – лезвие. Чем отличается лезвие шерхебеля от лезвия рубанка? (У рубанка лезвие шире и заточено по прямой линии, у шерхебеля – полукруглое, уже) Это главное различие между шерхебелем и рубанком. Существует 2 вида строгания (Слайд 3) Черновое строгание – предварительное строгания заготовки. Чистовое строгание - окончательное строгание заготовки. Соотнесите изученные инструменты к виду строгания. Каким инструментом выполняют черновое точение? (Чистовое точение?) Почему? (более ровное выполняем рубанком, неровное строгание - шерхебелем) Подпишите на листок в квадраты. Со временем появились струги с металлическиой колодкой, состав их отличается, его мы рассмотрим на следующем уроке. А вот принцыпы работы точно такие же как и у стругов с деревянной колодкой. Как работать со стругами вы узнаете из видеоролика. ( просмотр видео) https://youtu.be/14PJg8FZVzE Сейчас широко применяются электрические струги, так как работа на них выполняется быстрее, качественнее и этот процесс требует меньше сил (Слайд 4 ). У меня 2 заготовки, как проверить, у которой из них строгание выполнено более качественно (версии учеников). Проверяем качество строгания визуальным способом, т.е. на глаз (Слайд ). Линейку прикладываем по длине несколько раз (по ширине, по диагонали) и проверяем на просвет. Там, где просветы невидны, там работа выполнена более качественно. (Желающий ученик проводит проверку качества строгания) Во время работы необходимо выполнять правила безопасности. Какие правила безопасности вы можете назвать? (ответы детей) Обобщение и дополнение учителя (Слайд ) (1- надёжно закреплять заготовку перед работой, 2- остроту лезвия не проверять рукой, 3- струги класть боком на крышку верстака, 4- стружку из ленты извлекать щепкой со стороны клина). Отработка умений и навыков. 1)Технологический диктант (Слайд ) Понятия | Определения | лезвие | Н - рабочая деталь струга | нож | И - окончательное строгание заготовки, в результате которого получается ровная поверхность заготовки. | стружка | А - тонкие слои древесины, срезаемые во время строгания | черновое строгание | З -заточенная часть ножа | чистовое строгание | Е- это ручные инструменты для изменения формы, размеров деревянной заготовки строганием | струги | Н - предварительное строгание заготовки, в результате которого получается не очень ровная поверхность заготовки | Найдите соответствия в таблице между терминами и понятиями. Запишите на лист в задание 3 соответствующие буквы. Какое слово у вас получилось (Знание). 2) Назовите части рубанка (Слайд ) (на слайде рисунок рубанка с пронумерованными цифрами, при проверке нажимаем на цифру появляется термин) Рефлексия. Продолжите фразу: (Слайд ) «На уроке я узнал…» «Я научился…» Контроль. Оценка. За работу на уроке поставила… Домашнее задание: пар.9, ответ на вопр.1-3(Слайд ) |