- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и настроимся на плодотворную работу.
- Скажите, какой у нас сейчас урок?
ОТВЕТ:
- Сейчас у нас урок сельскохозяйственного труда.
УЧИТЕЛЬ:
- Какой он по счету?
ОТВЕТ:
-По счету урок …...
II.Сообщение темы и цели урока.
Цель: активизировать деятельность учащихся
на уроке.
УЧИТЕЛЬ:
-Ребята, на этом уроке мы будем изучать тему: «Строение и некоторые особенности томата ». Сегодня вам предстоит познакомиться со строением растения томата, формой плода и некоторыми биологическими особенностями . Записать тему в тетрадь.
- Но сначала мы совершим заочную экскурсию на наш пришкольный участок. По ходу экскурсии мы повторим и закрепим материал по теме «Значение парника и теплицы в овощеводстве». Девизом нашей поездки будет русская народная пословица. А какая – вы узнаете, если поставите слова в правильном порядке.
Всякий человек у дела познается.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Я вижу, что вы готовы к путешествию, тогда отправляемся (звучит музыка «Голубой вагон»)
III. Повторение темы: «Значение парника и теплицы в овощеводстве ».
Цель: закрепить имеющиеся знания по теме.
Остановка «Тепличная»
- Ребята, перед вами огромное тепличное хозяйство. На улице снег, а здесь царствует лето. В одних краснеют помидоры, в других – зреют огурцы.
Вопросы по теме:
- Что такое теплицы?
(Это самые сложные сооружения защищенного грунта)
- Какие бывают теплицы?
(Зимние и весенние)
- Для чего используют зимние теплицы?
(Осенью в них выращивают зеленые культуры (салат, укроп). Зимой выгоняют лук, петрушку, выращивают рассаду огурца и томата и к концу весны уже собирают урожай).
- Какие могут быть весенние теплицы?
(С пленочным или стеклянным покрытием)
- Когда начинают использовать весенние теплицы и для чего?
(Начинают использовать с марта. Выращивают лук на перо, рассаду овощных культур, затем – ранние овощи).
- А какой вид теплицы в нашем хозяйстве и что мы в ней выращиваем?
(Весенняя)
- А мы отправляемся дальше в путешествие (звучит музыка).
Остановка «Парниковая»
- Какие бывают парники?
(Углубленные и наземные, стационарные и переносные, односкатные и двускатные)
- Когда их используют и что выращивают?
(Используют с ранней весны и до осени. Выращивают рассаду овощных и цветочных растений, ранние овощи).
- Ребята, скажите, а какие парники есть на нашем школьном участке и для чего мы их используем? (беседа)
- А сейчас, чтобы еще раз проверить ваши знания по данной теме, мы выполним небольшую самостоятельную работу в виде теста.
Тест. 1. Когда в парники набивают навоз?
А) в марте Б) в мае В) в июне
2. Назвать самый простой вид защищенного грунта.
А) утепленный грунт Б) теплица В) парник 3. Какой навоз кладут в парники?
А) свежий Б) перепревший В) любой 6. Парник весной…
А) только слегка приоткрывают Б) всегда держат открытыми
- Молодцы! Ребята, я поняла, что вы усвоили материал по теме: «Значение парника и теплицы в овощеводстве».
Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохните.
IV. Физминутка
Цель: соблюдение охранительного режима.
А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- А теперь, ребята, нам пора возвращаться в школу, чтобы приступить к изучению нового материала.
V. Объяснение нового материала .
Цель: познакомить учащихся со строением и некоторыми особенностями томата.
УЧИТЕЛЬ:
- Ребята, скажите, какой овощ мы выращиваем в основном в теплице? (томат)
- Вот сегодня на уроке мы познакомимся со строением томата, формой его плода. А также поговорим о значении томата в нашей жизни.
Рассказ учителя с использованием плаката.
Томат – однолетнее растение. В год посева оно заканчивает полный цикл развития: образуется стебель, корни, листья, цветки, плоды и семена. Стебель молодого растения томата округлый, сочный, мягкий, хрупкий, покрыт волосками, которые выделяют вещество, отпугивающее насекомых. Когда на стебле начинают расти плоды, он грубеет . В пазухах листьев главного стебля образуются боковые побеги – пасынки. Они растут, и стебель начинает ветвиться. Высота стебля зависит от сорта растения. Листья томата крупные, сложные, состоящие из нескольких долей, долек, долечек. Бывают листья гладкие и гофрированные. Цветки томата желтые, собраны в соцветие – завиток, которое называют цветочной кистью. Кисти могут быть простые и сложные и иметь от 3 до 20 цветков. Цветки в кисти раскрываются постепенно. Сначала расцветают те, которые ближе к стеблю.
Плод томата – это сочная ягода различной массы, формы и окраски. В зависимости от сорта они бывают округлыми, округло – плоскими, часто встречаются удлиненно –цилиндрические или удлиненно – овальные, сердцевидные. Окраска плодов в зрелом виде – красная, розовая, малиновая, желтая, темно-красная, коричневая.
- Мы познакомились с новыми словами: пасынки, цветочная кисть.
-Что же такое пасынки? Цветочная кисть?
(боковые побеги)(цветки томата, собранные в соцветие – завиток)
VI. Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить знания и умения по теме «Строение растения томата»
1.Работа с учебником на стр.76.
Задание: рассмотрите рисунок №35 и расскажите о строении растения томата.
2. Работа в тетрадях.
Задание: зарисовать формы плодов томата и подписать названия.
Учитель
- А сейчас я вас познакомлю с некоторыми особенностями томата.
3. Рассказ учителя
Томат – теплолюбивое и светолюбивое растение Благоприятная температура для роста растений 20-25’. При температуре ниже 15’ растения не цветут, а при температуре ниже 10’ прекращают рост. При хорошем солнечном освещении плоды растения развиваются и созревают быстрее, в них накапливается много сахара. В начале роста растения потребляют мало воды, но почва должна быть влажной. В период цветения и усиленного роста плодов потребность в воде увеличивается. Если не поливать, то плоды становятся мелкими. Однако при высокой влажности растения страдают от болезней, на плодах образуются пятна гнили.
Вопросы:
- Какие условия нужны для выращивания томата?
- Как влияет освещенность на развитие томата?
- Когда растения нужно поливать больше, а когда – меньше?
4. Работа с учебником на стр.80.
Задание: прочитать значение томата и побеседовать .
VII. Итог урока. Домашнее задание.
Цель: прививать обучающимся навыки самоконтроля.
-Ребята, что нового вы узнали на уроке?
ОТВЕТ:
-На уроке мы узнали о строении растения томата, его формах и, какую пользу приносит этот овощ.