Просмотр содержимого документа
«Строение и некоторые особенности растения томата»
Конспект урока по сельскохозяйственному труду
в 8 классе
Строение и некоторые
особенности томата
Тема урока: Строение и некоторые особенности томата.
Цель урока: познакомить учащихся со строением и особенностями растения томата.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить строение томата и его особенности.
- изучить значение томата в жизни человека.
Коррекционно – развивающие:
- развитие логического мышления обучающихся.
- коррекция и развитие зрительного восприятия через применение наглядного материала и средств ИКТ;
- расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов: боковой побег (пасынок), цветочная кисть, гофрированные листья, соцветие-завиток.
Воспитательные:
- воспитывать навыки самостоятельной работы;
- способствовать развитию у учащихся понимания важности с/х труда для самостоятельной жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и материалы: учебники, тетради, индивидуальные карточки-задания, тесты, проектор, презентация.
Эмоциональный настрой (диалог учителя с учениками). (Слайд 2)
Учитель: Все вы слышали звонок? (Да)
Можно начитать урок? (Да)
Настроение на «пять»? (Да)
Хотите новое познать? (Да)
Тихо за парты сядем сейчас,
И я урок начну для вас
Сегодня на уроке за каждый правильный ответ вы будете получать необычные смайлики.
Актуализация опорных знаний.
Ребята, перед вами кроссворд, отгадав его, вы узнаете тему нашего урока. (Слайд 3)
Задания к кроссворду:
Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке, Бурая – не мишка, В норке - но не мышка. Картошка
Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. Горох
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его... Лимон
Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. Капуста
Голова съедобная,
Цвета солнца жёлтого,
Варят, жарят, запекают,
Даже семечки съедают! Тыква
- Посмотрите внимательно, какое слово у нас получилось. Правильно, ТОМАТ.
- Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, я хочу, чтобы вы посмотрели на слайд. Что изображено на нем? Найдите лишнее изображение. (Лимон) (Слайд 4)
- Почему лимон лишний? (Потому, что лимон – это фрукт, а все остальные – овощи).
- Правильно. И сегодня на уроке мы продолжим изучать овощные культуры.
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: «Строение и некоторые особенности томата». (Слайд 5)
Вам предстоит познакомиться со строением растения томата, формой плода и некоторыми его биологическими особенностями. А также мы поговорим о значении томата в нашей жизни.
Откройте свои учебники на странице75, тетради и запишите число и тему урока.
Изучение новой темы.
(Рассказ учителя с использованием презентации)
Томат – однолетнее растение. В год посева оно заканчивает полный цикл развития: образуется стебель, корни, листья, цветки, плоды и семена. Корневая система томата во многом зависит от условий выращивания растения. (Слайд 6) При выращивании посевом семян в грунт главный (стержневой) корень достигает 1-1,5 м. При выращивании рассадным способом корни располагаются на глубине 30-60 см. (Слайд 7)
- Ребята, а каким способом томат выращивается в нашей местности? (Рассадным способом).
Стебель молодого растения томата округлый, сочный, мягкий, хрупкий, покрыт волосками, которые выделяют вещество, отпугивающее насекомых. (Слайд 8) Когда на стебле начинают расти плоды, он грубеет и древеснеет. В пазухах листьев главного стебля образуются боковые побеги – пасынки. (Слово пасынки вывешивается на доске, учащиеся записывают его в тетрадь и проговариваютвслух). Они растут, и стебель начинает ветвиться. Высота стебля зависит от сорта растения. (Слайд 9)
Листья томата крупные, сложные, состоящие из нескольких долей, долек, долечек. Бывают листья гладкие и гофрированные. (Слово гофрированные вывешивается на доске, учащиеся записывают его в тетрадь и проговариваютвслух).
Цветки томата желтые, собраны в соцветие – завиток, которое называют цветочной кистью (Словосочетания цветочная кисть , соцветие-завиток вывешиваются на доске, учащиеся записывают их в тетрадь и проговариваютвслух). Кисти могут быть простые и сложные и иметь от 3 до 20 цветков. Цветки в кисти раскрываются постепенно. Сначала расцветают те, которые ближе к стеблю.
Плод томата – помидор. (Слайд 10) Это сочная ягода различной массы, формы и окраски. В зависимости от сорта они бывают округлыми, округло – плоскими, часто встречаются удлиненно –цилиндрические или удлиненно – овальные, сердцевидные. Окраска плодов в зрелом виде – красная, розовая, малиновая, желтая, темно-красная, коричневая.
Физ. минутка(Слайд 11)
Давайте присядем столько раз, Сколько учениц у нас. Сколько учениц у нас, Столько мы подпрыгнем раз.
А сейчас давайте посмотрим на слайд и еще раз повторим строение растения томат. (Слайд 12)
- Мы познакомились с новыми словами: пасынки, цветочная кисть.
-Что же такое пасынки? (боковые побеги)
Цветочная кисть? (цветки томата, собранные в соцветие – завиток)
- А сейчас я вас познакомлю с некоторыми особенностями томата. (Слайд 13)
Томат – теплолюбивое и светолюбивое растение. Благоприятная температура для роста растений 20-25’. При температуре ниже 15’ растения не цветут, а при температуре ниже 10’ прекращают рост. При хорошем солнечном освещении плоды растения развиваются и созревают быстрее, в них накапливается много сахара. В начале роста растения потребляют мало воды, но почва должна быть влажной. В период цветения и усиленного роста плодов потребность в воде увеличивается. Если не поливать, то плоды становятся мелкими. Однако при высокой влажности растения страдают от болезней, на плодах образуются пятна гнили.
Вопросы:
- Какие условия нужны для выращивания томата?
- Как влияет освещенность на развитие томата?
- Когда растения нужно поливать больше, а когда – меньше?
Разминка для глаз «Буратино» (Слайды 14-16)
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетрадях.
Рассмотрите рисунок «Строение растения томата» и подпишите его части.
(После выполнения задания правильность ответов учащиеся проверяют на слайде 17, если допущены ошибки, исправляют их в тетрадях самостоятельно).
2. Работа с учебником на стр.80.
Задание: прочитать значение томата цепочкой.
Вопросы:
(вопросы для учащихся, имеющих более высокий уровень способностей овладения материалом, учащиеся отвечают устно).
Какое место занимает томат по распространению среди овощных культур?
В чем заключается ценность томата?
В каком виде томат используют в пищу?
(вопросы для учащихся имеющих трудности в освоении материала, учащиеся отвечают письменно по карточкам) (Приложение 2)
Какое место занимает томат по распространению среди овощных культур в южных районах?
Что можно приготовить из плодов томата?
Как используются плоды томата?
Игра: «Мешок с вопросами» (Слайд 18)
Вопросы:
Как человек использует плоды томата?
Какие по форме бывают плоды томата?
Как называется боковой побег томата?
Какие по цвету бывают плоды томата?
Какие условия нужны для выращивания томата?
Если кто-то затрудняется ответить, остальные учащиеся могут дополнить.
Тест по теме «Строение и некоторые особенности томата». (Приложение 2)
(После выполнения задания учащиеся обмениваются тестами и выполняют взаимопроверку, затем каждый вопрос теста обсуждается и ответы проверяются на слайде) (Слайд 29)
6.Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 20)
Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Какое у вас настроение после урока?
Оценим свои достижения – на уроке, посчитав смайлики. (Выставление оценок).
Сегодня все вы хорошо работали и многому научились. Молодцы!
Запишите д/з: 75-80, вопросы стр.80.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Всем спасибо, до новых встреч!
Приложение 1
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Приложение 2
Допиши предложения:
По распространению, томат среди овощных культур в южных районах занимает _________ место.
Из плодов томата можно приготовить: ______________, ________________, _________________.
Плоды томата используют _________________________________, _____________________,