Просмотр содержимого документа
«Статья Роль эстетического воспитания на уроках трудового обучения.»
Статья
Тема: Роль эстетического воспитания на уроках трудового обучения.
Учитель технологии: Сукнев Ю.И.
В специальных школах задачи профессионального обучения, связаны с коррекцией наиболее значимых сторон деятельности школьников и некоторых негативных свойств их личности. Продуктивность коррекционной работы в трудовом обучении зависит от ряда условий. Во-первых, это необходимость длительного воздействия, поскольку коррекция дефекта – процесс трудоемкий, требующий целенаправленных, настойчивых и продолжительных по времени усилий учителя. Обучение, которое ставит своей целью только знакомство с учебным материалом, малоэффективно в отношении коррекции. Из опыта моей практики обучения известно, что умственно-отсталые дети усваивают познавательный учебный материал без достаточного понимания, многие из них способны правильно повторить отдельные сведения из объяснений учителя, но ответить на поставленные в косвенной форме вопросы и обосновать собственные высказывания они не могут. Такие знания быстро забываются.
В этом плане я немаловажную роль уделяю эстетическому воспитанию. Педагогическое воздействие на личность аномальных детей в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным, потому что сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес. Организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности. Образность материала в рисунках и картинках заставляет работать воображение. Такая мотивация, в свою очередь зависит от трудовой умелости школьников: дело, которое хорошо получается, создает положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно, прежде всего, включает в сферу педагогического воздействия чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональных дифференцировок. В ходе эстетического воспитания заметно расширяется кругозор детей, активизируется познавательные процессы, совершенствуется внимание, воля.
За первые 2-3 года обучения в учебных мастерских, многие учащиеся специальной коррекционной школы не овладевают трудовыми действиями на уровне сформированных навыков. Наблюдая за действиями Дениса Щ. и Сергея П. в столярной мастерской, следя за тем, как они пытаются выполнить разметку или пиление, где требуются определенные допуски, я видел, что их движения скованны, не регулируется сила нажима на карандаш. У обоих учеников наблюдался низкий темп и качество работы при выполнении других операций. Тем не менее, при должном старании ученики пришли к необходимым результатам с допустимыми для данного класса погрешностями.
При обучении в 4-5 классе я придерживаюсь традиционной технологии обучения, как бы подготавливая детей к более сложным действиям, а обучая старшеклассников организуя процесс, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывала бы у них необходимость действовать по нормам общественных отношений (каждый может оказать помощь другому, терпимо относиться к чужой работе, т.к. у всех разные физические и умственные способности). Наряду с традиционной технологией обучения здесь взаимодействует технология коллективной мыследеятельности, ведь основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме коллективной мыследеятельности состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей – способностей, на котором находятся обучаемые). На первом этапе создается постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения, коллектив становится механизмом развития личности. Одним из качеств готовности учеников к усвоению учебного материала служит достаточно развитое чувство понимания воспринятого сообщения. На этом основаны самоконтроль понимания и желание задавать вопросы учителю для выполнения непонятного. Умственно отсталые школьники развиты и психически, и физически по- разному. Между сильными и слабыми учениками идет деление по группам. В этот момент я осуществляю второй этап обучения, работаю по группам. В каждой группе обсуждается формирование способов деятельности, вырабатывается индивидуальная позиция, подходы к изучаемой теме. При этом, усваивая больший объем информации, более сильные ученики выполняют практическую работу большей сложности, а более слабые выполняют изделия, где сложность работы усиливается постепенно. На третьем этапе происходит окончание рабочего процесса. Ученики анализируют свои и чужие изделия. В этот момент рефлексивно происходит оценка своего труда, своих возможностей. Выравнивание в обучении идет постепенно. Желание быть сильным учеником, заставляет лучше усваивать получаемую информацию, выполнять сложные работы. От учителя в этот момент требуется более дифференцированный подход в оценке труда учащихся. В конце урока, во время оценки практической работы, я заостряю внимание на том, чтобы изготовленное изделие имело приятный вид, было эстетически красиво. С этой целью показываю им образцы изделий, подвожу к выявлению того, что делает предмет особенно привлекательным: форма, цвет или сочетание цветов, качество исполнения. Добиваясь, чтобы в художественном оформлении вещи участвовало воображение, чтобы дети придумывали, как можно сделать вещь более привлекательной. Под влиянием средств эстетического воспитания заметно активизируется познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.