разработка "Современный урок в профессиональном образовании"
Разработка "Современный урок в профессиональном образовании"
Основные пути повышения эффективности урока
постановка и решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
Применение интерактивных и деятельностных технологий обучения;
организация самостоятельной деятельности учащихся;
единство формирования профессиональных (специальных) и общих компетенций;
организация оперативной обратной связи;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка "Современный урок в профессиональном образовании" »
Современный урок в профессиональном образовании
Алгоритм проектирования учебного занятия
1. Анализ предыдущего занятия с целью выявления проблем
2. Выбор темы следующего учебного занятия с учетом проведенного анализа
3. Осуществление целеполагания
4. Определение типа урока и его структуры
5. Определение методов на каждый этап урока
6. Определение средств, которые будут использованы во время учебного занятия
7. Определение оптимального темпа ведения урока
При проектировании урока важно ответить на следующие вопросы:
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
Как он связан с предыдущим, на что в них опирается?
Как этот урок работает на последующие уроки, темы?
Как учтены реальные возможности учащихся группы, уровня их воспитанности, развития, интересов, склонностей.
В чем специфика данного урока. Его тип.
Какие задачи будут решаться на уроке:
-образовательные,
- воспитательные,
- задачи развития.
Какие из них главные, стержневые.
7. Какова будет структура проведения урока, обоснование ее рациональности.
Какими методами будет осуществляться достижение задач урока? (сочетанием словесных, наглядных, практических, репродуктивными или проблемно-поисковыми методами обучения, самостоятельной работой, или под непосредственным руководством преподавателя).
Формы организации работы обучающихся (фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные).
Какие средства будут использованы на уроке: учебники, наглядные пособия, ТСО и другие.).
Подробный (развернутый) план урока
Номер урока по календарно-тематическому плану;
Группа;
Дата проведения;
Тема урока;
Цели урока
Примеры формулировки обучающих целей:
Дать начальное (или первичное) представление о …;
Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);
Закрепить понятия (знания)…;
Обобщить (систематизировать) знания …;
Углубить следующие представления …;
Расширить знания…;
Обеспечить усвоение…; (указать, какие ОК и ПК будут формироваться:ОК4, ПК2, ПК5…)
Развивающие цели
На уроке способствуем развитию:
- речи - обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств, овладение художественными образами, выразительными свойствами;
- мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия. В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии:
- сенсорной сферы. Это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
двигательной сферы. Это овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развитие сноровки, соразмерности движений
способностей(творческих, специальных),
коммуникативных умений
Примеры формулировки воспитательных целей:
Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
Подвести учащихся к пониманию того, что сопереживание сочувствие, сострадание, соучастие, содействие - формы гуманистического отношения между людьми.
Подвести учащихся к пониманию того, что каждый человек имеет право на личностное пространство: как в образовательном учреждении, так и дома.
Выпускник должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК-10. Использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности
ОК-11. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать культурные, социальные и религиозные различия
ОК-12. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Подробный (развернутый) план урока
Материально-техническое оснащение урока:
- оборудование (указывается вид и количество);
инструменты и приспособления;
материалы;
ТСО.
Учебно-методическое оснащение урока: наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций, опорных конспектов и др. пособий обязательно с указанием их количества);
Тип урока;
Вид урока (если нестандартный);
Структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
Ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.
Типы уроков по дидактической цели:
Урок изучения нового материала (урок-лекция, видеоурок, урок-экскурсия, урок-защита докладов, проектов, урок-конференция и т.д.);
Урок закрепления (брейн-ринг, урок-КВН…)
Урок отработки умений и навыков (
Контрольный урок (итоговый урок);
Комбинированный урок.
Типы уроков в профессиональном обучении
Вводный урок.
Урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
Урок по закреплению знаний и способов деятельности.
Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности
Виды уроков (по преобладающему методу обучения)
Видеоурок
Урок-деловая игра
Урок-путешествие
Урок-конференция
Урок-диалог и т.п.
ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА: текстовая, табличная, графическая, комплексная
для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;
для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице.
для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана.
для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм.
Структура урока
Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, состава умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки)
Типы анализа урока
полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Самоанализ урока
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
выполнение намеченных задач урока;
оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
намечаемые меры по устранению недостатков
Основные пути повышения эффективности урока
постановка и решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
Применение интерактивных и деятельностных технологий обучения;
организация самостоятельной деятельности учащихся;
единство формирования профессиональных (специальных) и общих компетенций;
организация оперативной обратной связи;
формирование отношений сотрудничества преподавателя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
Проявление субъектной позиции учащегося выражается в:
целеполагании (Для меня сегодняшний урок…);
свободе выбора содержания образования и способов его освоения (Я бы, пожалуй, сделал так…);
соблюдении коммуникативных прав учащихся;
использовании договорных отношений ;
осуществлении обратной связи от учащихся
Для обеспечения субъектной позиции обучающихся на уроке необходимо ПРИМЕНЯТЬ: