-учебник «Технология» 7 класс под редакцией Симоненко В.Д.
Ход урока
Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку
I. Вводная часть.
1. Повторение пройденного материала:
- покажите патрон токарного станка и назовите его назначение.
- покажите, где и как крепится резец.
- покажите заднюю бабку станка и назовите ее назначение.
- с помощью чего и как изменяется скорость вращения шпинделя.
2. Сообщение цели урока.
II. Изложение программного материала
Для выполнения токарной обработки применяется специальный инструмент резец. Изготавливаются резцы из стали, по твердости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют тело и головку. В качестве материалов для изготовления резцов применяются легированные и быстрорежущие стали, твердые сплавы.
Выступление резца от резцедержателя не должно превышать 1-1,5 высоты резца.
После окончания наладки станка переходим к настройке станка.
Настройка - это установление необходимой частоты вращения шпинделя и скорости перемещения суппорта.
Далее необходимо установить наиболее выгодные режимы резания:
- скорость резания;
- глубину резания;
- подачу.
Настройку станка ТВ-6 производят с помощью нескольких
ручек по таблицам, прикрепленным к станку.
Демонстрируется несколько вариантов настройки.
Перед началом работы на токарно-винторезном станке необходимо ознакомиться с правилами безопасности и строго соблюдать их.
Правила безопасности:
1. Не включать станок без разрешения учителя.
2. Работать на станке только в специальной одежде и в защитных очках.
3. Работать только при опущенных защитных кожухах, закрывающих патрон и
суппорт.
4 Не передавать и не брать предметы через движущиеся части станка.
5. Во время работы не наклонять голову близко к вращающемуся патрону.
6. Не опираться на станок, не класть на него инструменты и заготовки.
7. Не отходить от включенного станка.
V. Практическая часть.
Проверить соответствие станка росту: ладонь, согнутая под 90* не должна быть ниже основной оси станка. Предложить учащимся разного роста подобрать соответствующую подставку. Предложить некоторым учащимся с помощью рукояток и таблиц установить различные частоты вращения Включить и выключить электрический двигатель. Установить минимальную частоту вращения. Включить электрический двигатель рукояткой и через 1-2сек. выключить механическую подачу.
Предложить учащимся закрепить заготовку в патроне. Предложить установить резец в резцедержателе.
VI. Изложение программного материала.
Приемы работы на токарно-винторезном станке.
Одна из распространенных токарных работ - обработка внешних цилиндрических поверхностей.
Показать, как закрепляется заготовка: вылет должен быть на 7-12 мм больше, частота вращения и глубина резания указываются в технологической или инструкционной карте.
После обтачивания наружных поверхностей часто выполняют подрезку торца заготовки .
Подрезание торцов резцами: а - проходным прямым; б - проходным отогнутым; в - проходным упорным; г - подрезным
Прорезание наружных канавок выполняют прорезными резцами, при этом скорость резания уменьшают в 4-5 раз. Отрезание производится так же, как и прорезание.
При выполнении операций на станке необходимо соблюдать
Правила безопасности:
1. Измерять деталь, убирать стружку, чистить и смазывать станок только
после его полного отключения.
2. Стружку убирать только при помощи крючка или щетки.
VII. Практическая часть
Предложить некоторым учащимся обточить 3-5 мм заготовки.
В процессе выполнения задания постоянно контролировать и корректировать работу учащихся..
Предложить учащимся просверлить в заготовке отверстие на заданную глубину.
Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
VШ. Заключительная часть
Итог урока
Оценить практические работы учащихся.
Отметить характерные недостатки. Оценить работу учащихся.