3.Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности | Учитель задает наводящие вопросы для формулирования темы урока: Что будет если смешать – цемент, песок и воду? Для чего применяется приготовленный раствор? Что представляет собой профессия маляр-штукатур? | Основываясь на познаниях из жизненного опыта и подсказках учителя, учащиеся отвечают на вопросы и формулируют тему урока. Записывают в тетрадь тему и цель урока |
4. Изучение нового материала | Штукатурка —это специальная самотвердеющая смесь различного состава, наносимая на стены, потолки и полы для выравнивания их поверхностей, утепления помещений и для других целей. С течением времени штукатурка может отслаиваться, трескаться, вспучиваться, что ухудшает вид помещения. Для проведения ремонтных штукатурных работ необходимо уметь приготовить штукатурные растворы, научиться пользоваться специальными инструментами, знать последовательность оштукатуривания поверхностей и т. д. Штукатурные растворы приготавливают из вяжущих веществ и заполнителей. К вяжущим материалам относятся: глина, известь, цемент, гипс и др. Самым прочным вяжущим материалом является цемент —порошок специального состава, имеющий серый или белый цвет. Заполнители могут быть тяжелыми (обычные пески) или легкими (шлак, пемза, древесный уголь и др.). Цементный раствор состоит из 1 части цемента и 2...5 частей песка (части объемные). На отмеренное количество песка насыпают необходимую порцию цемента, и все тщательно перемешивают до получения однородной сухой смеси. В смесь добавляют воду до нужной густоты, еще раз все перемешивают и используют полученный раствор в течение часа. Более позднее применение снижает прочность раствора. Для получения цементно-известкового раствора 1 часть цемента смешивают с 6...12 частями песка и добавляют 1 часть строительной гашеной извести, предварительно разбавленной водой до сметанообразной густоты. Смесь тщательно перемешивают. Для штукатурных работ применяют самые простые инструменты, их можно купить или изготовить своими силами. Штукатурная лопатка применяется для отмеривания и перемешивания материалов и растворов, набрасывания раствора на поверхность, разравнивания и заглаживания его. Отрезовка— небольших размеров лопаточка, удобная для мелких ремонтных работ. Терка служит для затирки штукатурки, изготавливают ее из древесины хвойных пород. Скребками счищают старую краску и обои. Раствор, намазываемый на поврежденный участок, должен быть такой густоты, чтобы он удерживался на лопатке. Разравнивать раствор следует строго в одной плоскости со старой штукатуркой, чтобы отштукатуренное место не выделялось из общей плоскости. Если между оконной или дверной коробкой и стеной образовались щели, сквозь которые продувает холодный воздух, то сначала удаляют слабо держащуюся штукатурку. Заготавливают пряди пакли или пеньки, смачивают их в сметанообразном растворе гипса, вставляют в щели и тщательно уплотняют так, чтобы эти пряди не доходили до края стены на 20 мм. Гипс, твердея, расширяется, и смоченная в нем пакля или пенька плотно заполняет щель, предохраняя шов от продувания. После этого шов замазывают раствором и затирают. | Учащиеся записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, наблюдают за учителем, который наглядно показывает инструменты и приспособления, задают вопросы. |
6. Практическая работа | Подготовка к практической работе. Составление плана поэтапного выполнения работы. Выполнение работы по технологическим картам. - Ручки инструмента должны быть без острых углов и кромок; - Ручки всех инструментов должны быть прочно закреплены. Это предохраняет руки от натирания и мозолей; - Специальная одежда: закрытая обувь, штаны, рубашка, платок, перчатки все это предохраняет кожу от пыли, раствора и раздражения Вводный инструктаж: - Подготовка инструментов и смесей; - Показ учителем трудовых приемов с объяснением на рабочем месте; - Показ трудовых приемов ученикам совместно с учителем. Текущий инструктаж: Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания. | Рассказывают правила работы с инструментами. Индивидуальная работа учащихся в соответствии с правилами техники безопасности, самоконтроль. |