Просмотр содержимого документа
«Нарезание наружной и внутренней резьбы»
Разработка урока по технологии
«Нарезание наружной и внутренней резьбы»
Учитель технологии
2 квалификационной категории
Краснополянской средней школы
Квятковский Д.А.
Конспект урока по технологии в 6 классе.
Тема урока: «Нарезание наружной и внутренней резьбы».
Цель:Дать понятие о резьбе, ее назначении и элементах. Изображение резьбы на чертежах. Привить учащимся навыки нарезания наружной резьбы.
Задачи:
1. Объяснить учащимся, что такое резьба и ее элементы.
2. Обучить приемам нарезания наружной резьбы.
3. Уделить внимание практической направленности урока.
Объект работы:Изготовление шпильки М6
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Материально техническая база:
1. Оборудование мастерской.
2. Детали с образцами резьб.
3. Мерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления и заготовки.
4. Учебные таблицы и таблицы по Т.Б.
5. Компьютер
Ход занятий.
/. Организация учащихся.
Приветствие: Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Мы приветствуем Вас в стенах нашего класса. Дети, у нас сегодня необычный урок, на котором присутствует много гостей. Нам нужно показать свои знания и умения
a) Организация рабочих мест: обратите внимание, на верстаках у вас лежат инструменты, которые нам необходимы сегодня на уроке, и технологическая карта изготовления шпильки;
b) Проверка посещаемости учащихся;
c) Полная готовность оборудования к работе;
П. Освоение нового материала.
Сообщение темы урока
1. Темой нашего сегодняшнего урока является Нарезание наружной и внутренней резьбы /слайд №1/
2. План сегодняшнего урока/слайд№2/
• Понятие о резьбе, её назначениях и элементах.
• Изображение резьбы на чертежах
• Практическая работа: нарезания наружной резьбы.
• Подведение итогов урока.
Под резьбой понимают винтовые канавки и гребешки(витки), образованные на стержне или в отверстии. Стержень с резьбой условно называют винтом, а деталь с резьбой в отверстии - гайкой. Различают наружную и внутреннюю резьбы. Наружная резьба - это резьба на стержне, внутренняя - в отверстии. К резьбовым изделиям относятся: болт, гайка, винт, шпилька /Стандартные резьбовые изделия слайд №3/
4. Изделия с винтовой поверхностью/слайд №4/бывают разного назначения.
Различают крепёжные изделия, изделия специального назначения и для передачи
движения.
Наиболее распространенными в машиностроении типами резьб являются - метрическая резьба и дюймовая резьба, трапецеидальная и прямоугольная, применяемые для передачи движений и усилений. Профили резьбы./слайд №5/
Метрическая резьба /слайд №6/ - широко применяется в отечественном машиностроении для резьбовых соединений. Все эти резьбы имеют треугольный профиль с углом d=60° , вершины и впадины которого образованы прямыми линиями. Метрическая резьба относится к резьбам с зазорами, шаг и другие размеры метрических резьб дают в миллиметрах, /слайд №7/Обозначаются метрические резьбы на чертежах буквой «М» и размерами наружного диаметра и шага, а так же номером резьбы. Различают метрические резьбы как основную и мелкую.
Дюймовая резьба (трубная) /слайд №8/- в нашем машиностроении применяется редко; только при ремонте некоторых старых и импортных машин. Эта резьба имеет треугольный профиль с углом d=55° , вершины и впадины которого срезаны прямыми линиями. Дюймовая резьба, как и метрическая, относится к резьбам с зазорами, а трубная резьба не имеет зазоров и поэтому применяется для плотных соединений деталей, как газа и водопроводные трубы, а также штуцеры, муфты, угольники /слайд №9/
1. Параметры резьбы/слайд №10/
Шаг резьбы - расстояние между двумя вершинами или впадинами
Угол профиля - d=60°
Наружный диаметр резьбы - расстояние между противоположными
вершинами.
Внутренний диаметр резьбы - расстояние между противоположными впадинами.
2. Винтовая линия/слайд №11/
В зависимости от направления подъема витка различают правую и левую резьбу.
Правой резьбой называется резьба, подъем витка, который направлен слева на право.
Левой резьбой называется резьба с подъемом витка справа налево.
3. Образование резьбы/слайд №12/
Резьбу на деталях, как наружную, так и внутреннюю можно нарезать двумя способами: механическим (на станке), и ручным
4. Нарезание наружной и внутренней резьбы,/слайд №13/
Прежде, чем приступить к нарезанию внутренней резьбы, необходимо выбрать сверло, чтобы просверлить отверстие. Диаметр сверла выбирают по таблице, он зависит от размера резьбы, которую необходимо нарезать и от материала детали.
Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика,/слайд №14-15/ Приступив к работе надо выполнить разметку места отверстия с обязательным его направлением
Установка метчика;
Проверка угольником установки метчика;
Навертывание резьбы;
Проверка качества резьбы.
При нарезании резьбы в вязких и мягких металлах необходимо периодически вывертывать метчик и очистить канавки от стружки. Резьбу следует нарезать последовательно полным набором метчиков. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы не было перекоса метчика.
Таблица для выбора D (р.) /слайд № 16/
D(p.)
D сверла
чугун
сталь
5,0
4,1
4,2
6,0
4,9
5,0
8,0
6,6
6,7
10,0
8,3
8,4
12,0
10,0
10,1
5. Нарезание наружной резьбы с помощью плашкиIслайд №17-18/
Снятие фаски;
Установка заготовки по угольнику;
Установка плашки;
Нарезание резьбы;
Проверка качества резьбы.
Плашка не должна быть поврежденной (проверяется навинчиванием на болт).
Не допуская перекоса плашки, вращают ее после нарезания 1 -2 ниток резьбы. Проверяют совпадение осей вращения плашки и стержня. После этого смазывают мелом резьбовую часть стержня. Вращения должны быть возвратно-поступательными. Качество проверяют резьбовыми микрометрами, кольцами и пробками. В школьных мастерских гайками. После окончания работы плашку вынимают из плашкодержателя, очищают щеткой от стружки, протирают ветошью и смазывают маслом.
Таблица для определения диаметра стержня резьбы, /слайд №19/
D. резьбы
Шаг/ р./
Диаметр стержня.
М8
1,25
7,8-7,9
М10
1,5
9,75-9,85
М12
1,75
11,76-11,88
Техника безопасности при нарезании резьбы плашкой/слайд №20/
1 .При нарезании резьбы плашку следует надежно закреплять в плашкодержателе. 2.При работе соблюдайте осторожность, чтобы рука не попала между рукояткой плашкодержателя и опорой. З.Для смазки пользуйтесь масленкой. 4.Не сдувайте стружки с плашки, а пользуйтесь щёткой-сметкой. 5.Не допускайте попадания масла на одежду, руки.
III. Практическая часть./слайд№,22/
1. Техника безопасности при работе, /слайд № 20,21/
2. Перед нарезанием резьбы необходимо определить диаметр стержня.
3. Заготовку закрепить в тисках вертикально с выступом 20-25 мм.
4. Снять фаску со стержня напильником.
5. Плашку накладывают на верхний конец стержня и с небольшим нажимом
без перекосов вращают.
6. Вращать плашкодержатель 1-2 оборота по часовой стрелке и 0,5 оборота -
против часовой.
7. После нарезания нескольких витков стержень смазать маслом
8. Проверка качества резьбы
IV. Заключительная часть./слайд №22-24/
1. Демонстрация работ.
2. Разбор типичных ошибок.
3. Закрепление нового материала:
b) Выполнение тестовых заданий
c) Методические указания при выполнении теста (слайд №9).
После вводного инструктажа несколько учащихся (по числу подготовленных рабочих мест, на которых есть заготовки, резьбонарезной инструмент, штангельциркуль, чертеж, С.О.Ж.) нарезают внутреннюю и наружную резьбу на заранее подготовленных заготовках.
Нарезав резьбу на 3-4 деталях, они вытирают инструмент, вынимают плашку из воротка, отдают работу учителю или ответственному за этот участок, и их место занимают другие учащиеся.
Работа каждого нового ученика начинается с проверки заготовки, организации рабочего места. Желательно занятие организовать так, чтобы учащиеся в будущем работали осознанно, могли самостоятельно подобрать сверло под резьбу, определить диаметр стержня под резьбу, выбрав соответствующий резьбонарезной инструмент.
1) Возникают ошибки - перекос резьбы. Избежать ее можно, тщательно контролируя положение плашки в начале резания. Если ученик не может начать резание, он должен в первую очередь проверить, соответствует ли диаметр заготовки справочному, убедиться в наличии фаски. Необходимо проверить плашку. В ходе занятия надо контролировать порядок смен, чтобы ученик, нарезав три детали, передавал инструмент и рабочее место своему товарищу.
2) Желательно организовать работу так, чтобы в течении этого и ближайших занятий все учащиеся имели возможность практически освоить приемы нарезания внутренней резьбы.