Организационная часть Цель: Создать рабочую обстановку в классе, настроить учеников на урок. Учитель ждет когда ученики рассядутся по местам, после этого он приветствует их: “Здравствуйте”. Затем он проводит сверку классного состава, для этого он берет классный журнал и проводит перекличку. Далее назначает дежурных. Основная часть а) Теоретическая часть. учитель диктует тему урока, включая слайд с темой урока: «Тема нашего сегодняшнего занятия – наружная и внутренняя резьба, нарезание внутренней резьбы». «начнем с того что такое резьба, резьба (также её называют нарезкой )получается в результате прорезания на поверхности цилиндра или внутри него спиральной канавки. Образующиеся между канавками выступы-витки образуют нарезку. В зависимости от того где она нарезана- на поверхности цилиндра или внутри отверстия-различают резьбу наружную и внутреннюю Ребята кто мне назовет изделия с наружной резьбой? (болты, винты, шпильки ) А с внутренней? (гайки) Нарезание резьбы- это распространенная операция в слесарной практике. Детали с резьбой находят применение в различных изделиях: разъемных соединениях, для передачи вращательного движение в поступательное в зажимных устройствах Профиль резьбы выбирают в зависимости от её назначения, по назначению они делятся на крепежные и специальные. К крепежным относятся треугольные(потому что её чаще всего используют на крепежных изделиях: болтах винтах гайтах) к специальным- прямоугольные трапецеидальные , упорные, круглые. В нашей стране наиболее распространена треугольная метрическая резьба с углом 60градусов. Она имеет следующие элементы: 1)УГОЛ ПРИ ВЕРШИНЕ ПРОФИЛЯ – (а) 2)ШАГ РЕЗЬБЫ- (S) – это расстояние между двумя одноименными точками соседних профелей резьбы, измеренное по её оси.(шаг крепежной метрической резьбы определяют с помощью РЕЗЬБОМЕРА. 3)НАРУЖНЫЙ ДИАМЕТР -(d)-наибольшее расстояние между крайнеми наружными точками, измеренное в направлении перпендикуляра оси резьбы 4)ВНУТРЕННИЙ ДИАМЕТР-(d1)- наименьшее расстояние между внутренними точками резьбы, измеренное в направлении перпендикуляра оси резьбы 5)СРЕДНИЙ ДИАМЕТР-(d2)-расстояние между двумя противоположными параллельными боковыми сторонами профиля резьбы, измеренное в направлении перпендикуляра оси резьбы Изображение резьбы на чертежах По наружному диаметру резьбу обозначают сплошной толстой линией как на виде спереди так и справа По внутреннему диаметру –сплошной тонкой линией на виде слева по внутреннему диаметру резьбы проводят тонкой линией дугу приблизительно равную ¾ окружности Резьба, показанная как невидимая, изображается штриховыми линиями по наружному и внутренним диаметрам. На чертежах указывают обозначения резьбы в котором содержится её вид, наружный диаметр ,шаг. Пример: М12х1,75( М - метрическая, 12-наружный диаметр, 1,75мм- шаг, правая) М20х2,5 Н(Н –обозначение левой резьбы) НАРЕЗАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЗЬБЫ Внутреннюю резьбу(в отверстиях) нарезают ручными или машинными метчиками. Ручные метчики удерживают и поворачивают в воротке а машинные закрепляют в патрон станка. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ МЕТЧИКА: 1)Рабочая часть состоит из 3)заборной(режущей части)- производит основную работу при нарезании резьбы и изготавливается в виде конуса. 4)направляющая (колибрующая часть)-направляет метчик и калибрует отверстие 5)продольные канавки- служат для образования режущих перьев с режущими кромками и размещения стружки в процессе нарезания резьбы. 2)хвостовик –позволяет закрепить метчик в воротке. НАРЕЗАНИЕ ВНЕШНЕЙ РЕЗЬБЫ ПЛАШКАМИ Плашками нарезают наружную резьбу на болтах, винтах, шпильках. КРУГЛАЯ ПЛАШКА- представляет собой стальное закаленное кольцо с резьбой на внутренней поверхности и канавками, служащими для образования режущих кромок и выхода стружки, круглые плашки бывают цельными (лерка) разрезные призматические плашки (раздвижные)-состоят из двух половинок(полуплашками) Круглые плашки при нарезании резьбы закрепляют в специальный –воротке –плашкодержателе.,призматические в клуппе. Сортовой прокат(для изготовления болта и гайки) Чертежи Прокатное производство имеет огромное значение в экономике государства. Прокатке подвергают до 90% всей выплавляемой стали и большую часть цветных металлов. Прокатка заключается в обжатии заготовки между вращающимися валками. Под действием сил трения заготовка втягивается между валками, а силы давления, нормальные к поверхности валков, уменьшают поперечные размеры заготовки. Взаимное расположение валков и заготовки, форма и число валков могут быть различными. Выделяют три основных вида прокатки: продольную, поперечную и поперечно-винтовую. При продольной прокатке заготовка деформируется между двумя валками, вращающимися в разные стороны и перемещается перпендикулярно осям валков. При этом получается плоская заготовка. При поперечной прокатке валки, вращаясь в одном направлении, придают вращение заготовке, которая перемещается вдоль оси валков, деформируется и в результате получается заготовка в виде тела вращения. При поперечно-винтовой прокатке валки расположены под углом и сообщают заготовке при деформировании вращательное и поступательное движение (заготовки сложной формы). Профили сортового проката подразделяют на профили простой формы и сложной формы. Квадрат, круг, шестигранник, прямоугольник - это прокат простой формы, а швеллеры, двутавр, рельсы, уголки - сложной, фасонной формы. Практическая часть Учитель объявляет объект труда «сегодня мы с вами будем делать гайку барашек(демонстрирует её) на ней мы научимся нарезать внутреннюю резьбу»учитель раздает шаблоны заготовки, и инструкционно - технологические карты заранее приготовленные им. Учитель следит за правильностью выполнений операций. Операцию сверление ученику позволяется выполнить только при контроле учителя. Заключительная часть Учитель подводит итог с выставлением оценок. За 10 минут до конца урока. “Ребята! Заканчивайте работу. Подписывайте и сдавайте ваши работы, а также убирайте свои раб. места. Дежурные подметают пол». Учитель подводит итог уроку. Выставляет всем ученикам оценки, в зависимости от качества выполнения и уровня задания. При этом объясняя, почему он ставит ту, или иную оценку. Для себя учитель делает выводы, как учащиеся усвоили материал. Звенит звонок, учитель говорит след. тему и прощается с учениками» |