Просмотр содержимого документа
«Нарезание резьбы метчиком и плашкой, приспособления»
Тема урока: Нарезание резьбы метчиком и плашкой, приспособления.
Цель урока: Ознакомление учащихся с назначением и технологией нарезания резьбы.
Задачи: - обучение учащихся приемам нарезания наружной резьбы вручную с использованием специальных инструментов и приспособлений;
- коррекция и развитие внимания , памяти, мышления, речи, пространственного ориентирования, мелкой моторики на основе выполнения заданий, упражнений и практической работы;
- воспитание у учащихся самоконтроля, мышления, последовательности в работе, уважение к труду.
- Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.
Сейчас я предлагаю расшифровать слово при помощи математических действий.
Коррекционно развивающее задание: Практически на каждом уроке при выполнении чертежей, практическом изготовлении деталей, вы прибегаете к математическим действием. Вычисляете длину, высоту,…изделия…
Задание: расшифруйте слово (резьба)
з
р
е
ь
б
а
50
100
80
110
40
120
1) буква 10см = 100мм
2) буква 8см= 80мм
3) буква 5см =50мм
4) буква 11см =110мм
5) буква 4см = 40мм
6) буква 12см=120мм
Актуализация опорных знаний.
Как вы думаете, почему я зашифровал это слово в таблице? (потому что мы изучаем резьбу).
- Вопросы:
-Как подразделяется резьба по форме профиля ? ( треугольная, прямоугольная , упорная и круглая ).
-Какие бывают резьбы по направлению витков? (правая и левая).
-Какие виды резьбы вы знаете? (наружная и внутренняя).
-Как и чем измеряют наружный диаметр резьбы? (штангенциркулем).
-Где применяется крепежная резьба? (на болтах, гайках, винтах).
-Какие приспособления применяются для нарезания резьбы? (плашкодержатели и воротки).
3.Обьяснение нового материала:
-Сообщение темы и цели урока:
На сегодняшнем уроке я ознакомлю вас с назначением и технологией нарезания резьбы вручную. А так же изучите инструменты, необходимые для нарезания резьбы.
В будущей самостоятельной жизни, особенно для мужчин, эти знания необходимы как в быту, так и для получения будущей профессии. Вы только задумайтесь, насколько необходима резьба. Посмотрите вокруг себя: столы, стулья, станки, авто и т.д. …невозможно без резьбового соединения. Наша страна всегда славилась высококвалифицированными специалистами, которые работали на огромных заводах и поставляли продукцию во все уголки нашей необъятной России.
-Рассказ учителя(сопровождается показом)
Для нарезания наружной треугольной резьбы используют специальный, резьбонарезной инструмент - плашки. Плашки могут быть круглыми призматическими, раздвижными, а также резьбонакатными. Круглая плашка выполняется в виде круглой гайки (см. плакат). Резьбу плашки пересекают сквозные продольные отверстия. С их помощью на витках резьбы плашки образуются режущие кромки в форме клина и канавки ,обеспечивающие резание и одновременный вывод стружки. С торцевых сторон плашки имеют несколько меньшую высоту профиля резьбы. Это часть плашки с не полной резьбой носит название заторной части (см. плакат). Часть плашки с полной резьбой называют калибрующей (см. плакат). Заборная часть позволяет начинать резание с не глубоких винтовых канавок, а за тем переходить к нарезанию их на полную глубину калибрующей части. Плашкой одного определенного размера можно получить резьбу также одного размера. Для нарезания резьбы плашкой применяют специальное приспособление – плашкодержатель (см. плакат), который состоит из корпуса, ручек, стопорных винтов. Плашку вставляем в корпус плашкодержателя. Закрепляют плашку стопорными болтами. Для нарезания наружной треугольной резьбы круглой плашкой вначале определяют диаметр стержня под эту резьбу и подбирают заготовку. Выбор диаметр стержня под резьбу производят по специальным таблицам (см. таблицу). Заготовку закрепляют в тисках так, чтобы выступающая часть стержня была на 20…25мм больше длины нарезной части и установлена под прямым углом к губкам тисков. Чтобы заборная часть плашки легче врезалась в металл, на конце заготовки напильником сжимают фаску. Затем готовит рабочий инструмент. Вставляют плашку в плашкодержатель. Располагают ее так, чтобы клеймо было сверху, а углубления располагались против среднего винта. Стержень заготовки смазывают машинным маслом. На конец заготовки горизонтально накладывают плашку клеймом вниз. Нажимая ладонью правой руки на корпус плашкодержателя, левой рукой вращают его за рукоятку по часовой стрелке до полного врезания плашки. Затем берут обеими руками за рукоятки плашкодержателя и делая один-полтора оборота по часовой стрелки и пол-оборота против часовой стрелки, полностью нарезают резьбу. Обратным вращением против часовой стрелки сжимают плашкодержатель с плашкой с заготовки. Простейший прием проверки правильности нарезаемой резьбы -это навернуть и снять соответствующую гайку. Если гайка движется по резьбе достаточно свободно и плотно, то резьба нарезана правильно .
Слушая моё объяснение, вы, наверное, обратили внимание на новые слова. Они расположены на доске. Давайте более подробно поработаем с данными терминами.
Для выполнения работы понадобиться: слесарный верстак, тиски, плашка, плашкодержатель, напильник, гайка для контроля резьбы, машинное масло,
заготовка.
Вы будете выполнять операцию нарезание резьбы при помощи плашкодержателя и плашки.
-Фронтальный опрос по правилам техники безопасности:
-Чем нужно очищать инструмент от стружки?
-Почему нельзя смахивать стружки руками?
-Почему нельзя проверять качество резьбы пальцами?
-Для чего надо смазывать инструмент машинным маслом?
-Разбор этапов практической работы и демонстрация учителем последовательности нарезания резьбы вручную:
Закрепить заготовку в тисках:
Опилите напильником фаски с обоих концов шпильки:
Смажьте стержень машинным маслом:
Нарежьте резьбу на длину 30мм с одного конца шпильки;
Проверьте качество резьбы с помощью гайки;
Переустановите заготовку в тисках другим концом;
Нарежьте резьбу на втором конце шпильки, предварительно смазав машинным маслом;
Проконтролировать качество изготовленного изделия.
-Практическая работа учащихся.
Задание: Нарезать наружную резьбу на шпильке (согласно этапам работы)
-Текущий инструктаж.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание по нарезанию резьбы на шпильке. Текущие наблюдения учителя, контроль соблюдения правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания, оказание индивидуальной помощи.
6. Итог урока.
Анализ работы учащихся.
А) Разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших.
Б) Возможности применения полученных знаний и умений в быту.