kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по технологии «Нарезание резьбы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Нарезание резьбы»

Цели: познакомить учащихся с приемами нарезания резьбы на токарном станке; развивать у них умение организовывать свою практическую деятельность; научить их приемам нарезания на­ружной и внутренней резьбы; воспитывать аккуратность и точ­ность при выполнении работы.

Инструменты и оборудование: таблица «Элементы резьбы»; слесарные инструменты; инструменты и приспособления для на­резания резьбы; образцы резьбовых крепежных деталей; образец изделия; заготовки для деталей изделия; технологические карты; чертежи деталей; справочные таблицы диаметров стержней и от­верстий.

Оформление доски: тема урока; новые слова (плашка, плашко-держатель, метчик, вороток); домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии «Нарезание резьбы»»

Тема урока «Нарезание резьбы»

Цели: познакомить учащихся с приемами нарезания резьбы на токарном станке; развивать у них умение организовывать свою практическую деятельность; научить их приемам нарезания на­ружной и внутренней резьбы; воспитывать аккуратность и точ­ность при выполнении работы.

Инструменты и оборудование: таблица «Элементы резьбы»; слесарные инструменты; инструменты и приспособления для на­резания резьбы; образцы резьбовых крепежных деталей; образец изделия; заготовки для деталей изделия; технологические карты; чертежи деталей; справочные таблицы диаметров стержней и от­верстий.

Оформление доски: тема урока; новые слова (плашка, плашко- держатель, метчик, вороток); домашнее задание.

Ход урока

      1. Организационный момент

      2. Проверка домашнего задания

1. Устный ответ по карточке 20

Карточка 20

        1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него.

- Каково устройство настольного горизонтально-фрезерного станка и как работать на нем?

        1. Для этого вспомни:

  • каковы основные части станка;

  • какие инструменты нужны для работы на станке;

  • какие операции выполняют на станке;

  • каковы правила безопасной работы на станке.

    1. Сделай вывод.

      1. Работа с классом: тестирование

Выполнение теста 16.

      1. Проверка домашнего задания в рабочей тетради

        1. Переход к изучению новой темы

Резьба широко применяется в технике для получения разъ­емных соединений, в зажимных устройствах, в механизмах для преобразования вращательного движения в поступательное. Наи­большее применение резьба получила в соединениях деталей с по­мощью болтов, гаек, шпилек и винтов.

        1. Изучение новой темы

          1. Беседа с классом

Перед началом беседы — раздать на каждую парту болт, шпиль­ку, винт.

Учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть кре­пежные детали и дать определение: что такое резьба?

  • Резьба — это выступы на поверхности винтов и гаек, распо­ложенные по винтовой линии.

  • Резьба — чередующиеся винтовые канавки и выступы постоянного сечения, образованные на поверхности де­тали.

  • Резьба — чередующиеся выступы и впадины на поверхности тел вращения, расположенные по винтовой линии.

    1. Рассказ учителя об элементах резьбы

3. Демонстрация нарезания наружной резьбы

Для нарезания наружной резьбы используют плашки. Режу­щие кромки, образованные продольными отверстиями в местах пересечения с профилем резьбы, имеют форму клина и обеспечи­вают резание заготовки (Сим., с. 90, рис. 79). Для работы плашку вставляют в плашкодержатель, который состоит из корпуса, ручек и винтов для удержания плашек.

      1. Перед нарезанием резьбы необходимо определить диаметр стержня (по таблице).

      2. Вставить плашку в плашкодержатель.

      3. Закрепить стержень в тисках и напильником снять фаску.

      4. Установить плашкодержатель с плашкой на стержень пер­пендикулярно к его оси. Слегка надавливая правой рукой на плашку, вращать ее левой рукой до надежного врезания плашки в металл (рис. 48).

      5. Смазав стержень машинным маслом, продолжить нарезание резьбы.

      6. Вращать плашкодержатель, делая 1—2 оборота по часовой стрелке и пол-оборота против часовой стрелки.

      7. После нарезания нескольких витков стержень смазать маслом.

      8. Завершив работу, плашку свернуть со стержня и проверить резьбу эталонной гайкой.

4. Демонстрация нарезания внутренней резьбы

Внутреннюю резьбу нарезают метчиками, которые состоят из хвостовика и рабочей части (Сим., с. 91, рис. 81).

        1. Предварительно смазать черновой метчик.

        2. Без перекоса поместить метчик в отверстие.

        3. Плавно вращать метчик, делая 1—2 оборота по часовой стрелке и пол-оборота против часовой стрелки.

        4. Закончив нарезание черновым метчиком, вывернуть его из отверстия, а вместо него поставить средний, а затем чи­стовой. Делать вращения до полного нарезания резьбы.

        5. Регулярно контролировать угольником положение оси мет­чика по отношению к поверхности детали.

        6. Завершив работу, вывернуть метчик и проверить резьбу эта­лонным болтом.

          1. Демонстрация дефектов резьбы

            1. Шероховатая или рваная нарезка получается, если отсут­ствует смазка, а также из-за перекоса метчика или плашки.

            2. Резьба неполного профиля — если диаметр отверстия боль­ше нормы или диаметр стержня меньше нормы.

            3. Перекос резьбы или поломка метчика и плашки — если диа­метр отверстия меньше нормы или диаметр стержня больше нормы.

          2. Демонстрация нарезания резьбы на токарно-винторезном станке

Перед нарезанием заготовка чисто обрабатывается до размера на 0,1—0,4 мм меньше наружного диаметра резьбы. Это делает­ся с целью предотвращения срыва вершинок резьбы вследствие частичного выдавливания металла при резании. Для лучшего направления плашки на конце заготовки протачивать фаску под углом 30—40° к оси. Во время врезания важно совместить плашку с осью заготовки, чему помогает фаска на заготовке. Нарезание резьб можно производить с помощью резьбонарезного патрона, который устанавливается в пиноль задней бабки.

Нарезание резьбы плашкой ведется за одну установку непо­средственно после подготовки заготовки под резьбу. Для этого следует убедиться, что пиноль задней бабки и шпиндель станка соосны; установить заднюю бабку возможно ближе к заготовке и закрепить на станине; закрепить плашку в резьбонарезном патроне и установить в пиноль задней бабки. После выполнения подготовительных действий плашку подвести к вращающейся заготовке ручной подачей и произвести нарезание резьбы. Об­ратным вращением шпинделя вывести плашку из заготовки. Если нарезание идет до уступа, вращение шпинделя следует прекра­тить, когда до окончания нарезания остается несколько витков, которые затем дорезаются вручную.

При нарезании резьб плашками рекомендуются следующие скорости резания: по стали 2—4 м/мин; по цветным метал­лам 8—12 м/мин. Нарезание следует выполнять с применением смазывающе-охлаждающих жидкостей: для стали — эмульсия или сульфофрезол; для алюминия — керосин.

При единичном изготовлении деталей нарезание резьб не­больших размеров выполняют ручным метчиком при помощи слесарного воротка. В этом случае метчик с надетым на него во­ротком опирают центровым отверстием метчика на задний центр, установленный в пиноль задней бабки, а рукоятку воротка опи­рают на верхние салазки суппорта.

Удерживая метчик левой рукой, подают его вперед пинолью задней бабки. Выполняют врезание метчика в отверстие заготовки на 2—3 полных витка с принудительной подачей. Дальше нарезание осуществляется самозатягиванием. При нарезании глухих отвер­стий вращение шпинделя выключают немного раньше конца на­резки. Оставшуюся часть дорезают вручную. После нарезки резьбы отводят центр задней бабки и обратным вращением шпинделя вы­водят метчик из отверстия. Скорость резания для машинно-ручных и гаечных метчиков 8—12 м/мин, для ручных 3—4 м/мин. Охлажде­ние: для стали — эмульсия; для чугуна — керосин.

7. Отработка приемов нарезания внутренней и наружной резьбы

Выполнение упражнений по нарезанию резьбы на стержне и в отверстии.

Разделить класс на пары; определить, кто первым в паре будет выполнять работу по нарезанию резьбы. Другие наблюдают, на­ходясь рядом. Можно негромко обмениваться мнениями (обучая друг друга).

  1. Практическая работа

    1. Вводный инструктаж

Выбор резьбонарезного инструмента.

Подготовка заготовки к нарезанию резьбы.

Нарезание резьбы.

Уход за инструментом после работы.

    1. Текущий инструктаж

Корректировка хода практической работы.

    1. Заключительный инструктаж

Анализ успехов и ошибок в работе.

  1. Закрепление изученного материала

— Где применяются резьбовые соединения? (Примерный от­вет. Резьбовым называется соединение составных частей изделия с применением деталей, имеющих резьбу; изделия: болт, винт, шпилька, гайка и др. Резьбовое соединение явля­ется наиболее распространенным типом разъемных соеди­нений и применяется во всех отраслях промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и т. д.)

  • Каким инструментом нарезают наружную и внутреннюю резьбу? (Метчики используются для внутренних резьб, а плашки — для наружных.)

  • Каково назначение канавок в плашке и метчике? (Пример­ный ответ. Канавки на плашке называются стружечными потому, что нарезанная стружка выходит через них; эти от­верстия нужны еще для образования режущей кромки. Про­дольные канавки на метчике выполняют ту же функцию.)

  • Почему место нарезания резьбы смазывают маслом? (При­мерный ответ. Чтобы резьба получилась как можно каче­ственнее, метчик во время работы необходимо смазывать. Смазку для каждой разновидности металла желательно применять свою: для железа и стали — индустриальное или моторное масло; для чугуна — керосин, в некоторых случаях смазка не требуется; для алюминия и алюминиевых спла­вов — керосин; для чистой меди — скипидар; для бронзы смазка обычно не требуется.)

  • Для чего при нарезании резьбы плашку или метчик необ­ходимо периодически возвращать на пол-оборота назад? (Пол-оборота в обратную сторону выполняется для того, чтобы сломать стружку. Это позволяет получить более ров­ную и качественную резьбу.)

  • Что общего у плашки, метчика, резца, сверла? (У этих ин­струментов общее то, что они имеют режущую часть в виде клина и во время работы снимают с поверхности металла стружку.)

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание

    1. Прочитать § 24 (Сим., с. 88—93). Читать конспект урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по технологии «Нарезание резьбы»

Автор: Шлык Анатолий Анатольевич

Дата: 03.04.2021

Номер свидетельства: 577406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по теме: "Нарезание резьбы метчиком и плашкой, приспособления""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-tiemie-nariezaniie-riez-by-mietchikom-i-plashkoi-prisposoblieniia"
    ["file_id"] => string(6) "213487"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432061504"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "План-конспект открытого урока по технологии в 7 классе (мальчики) «Нарезание резьбы ручным способом»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_tekhnologii_v_7_klasse_malchiki_narezanie_rezby"
    ["file_id"] => string(6) "597434"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641950725"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект интегрированного урока  по теоретическому обучению на тему «Бутерброды»"
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-tieorietichieskomu-obuchieniiu-na-tiemu-butierbrody"
    ["file_id"] => string(6) "280289"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453358808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства