Сабақтың мақсаты/ Цель уорка: Сформировать у учащихся знания о способах нарезания резьбы метчиками и плашками на токарных станках.
Білімділік / Образовательная: Научиться комплексу приемов; пользоваться инструментами и приспособлениями для нарезание резьбы.
Дамытушылық / Развивающая: Развивать у студентов умение выделять главное, сравнивать, обобщать и анализировать полученные знания, умения и навыки.
Тәрбиелік / Воспитательная: Воспитать у студентов познавательный интерес к самомстоятельному овладению навыками работы с технической литературой
Әдіс-тәсіл/ Методы и приемы: наглядный
Сабақтың типі / Тип урока: Изучение нового материала.
Сабақтың түрі / Вид урока: Урок теоретических и практических работ.
Пәнаралық байланыс / Межпредметные связи: черчение, материаловедение
Оқу - өндірістік жұмыстар / Учебно- производственные работы: Рациональная организация рабочего места и труда, сознательно и правильно выполнять все приемы работ при нарезании резьбы, пользоваться механизированными приспособлениями и инструментами, выполнять правила безопасной работы, порядок получения и сдача инструментов.
Оқу материалдарымен қамтамасыздандыру / Учебно –материальное оснащение:
Набор приспособлений, применяемых при нарезании резьбы метчиками и плашками (1 комплект)
Набор инструментов для измерения и контроля наружной и внутренней резьб.
Карточки задания
Сабақтың барысы / Ход урока
I. Ұйымдастыру – мотивациалық кезені / Организационно- мотивационный этап
1.1.Построение группы и сдача рапорта, проверить форму одежды.(3мин)
II.Вводный инструктаж.
2.1. Устный опрос студентов по пройденной теме: «Предварительное и окончательное растачивание сквозных и глухих отверстий». 5 мин
Добрый день ребята и гости нашего урока. Сегодня у нас с вами открытый урок, ребята вам необходимо показать свои знания и не волноваться.
Итак, мы с вами знаем из курса слесарного дела как выглядят плашки и метчики. Как вы думаете (показывая слайды болта и гайки) как называются эти детали? Итак, мы подошли к теме сегодняшнего урока. Как вы думаете какая тема урока? (Нарезание резьбы метчиками и плашками на токарном станке).
Тема урока: Нарезание резьбы. А как вы думаете какая у нас сегодня цель урока? (выслушать ответы). 2 минуты.
III. Мазмұнды – танымды кезені / Познавательно – содержательный этап: 15-20 мин
Нарезание резьбы плашками. Наружную треугольную резьбу небольших размеров нарезают плашками. Плашка представляет собой кольцо с резьбой на внутренней поверхности и стружечными канавками, которые служат для образования режущих кромок и выхода стружки. Плашки изготавляют из углеродистой и легированной сталей. На торце плашки маркируют размер нарезаемой резьбы.
Для работы плашки всавляют в плашкодержатель и закрепляют винтами, которые входят в углубления на боковой поверхности плашки. Нарезаемая деталь закрепляется в патрон. Стержень под резьбу обтачивают на размер несколько меньший, чем наружный диаметр резьбы (определяется по справочнику). На торце стержня снимается фаска для облегчения захода плашки. Нарезание резьбы плашкой часто начинают с нарезания вручную нескольких ниток. После этого включают станок и ведут нарезание, упирая рукоятку плашкодержателя в суппорт. Поддерживать рукоятки рукой не разрешается. Для придания правильного направления плашке применяют также пиноль задней бабки, подавая ее вручную. Нарезание резьбы плашками выполняют со скоростью резания от 2 до 4 м/мин по стали и чугуну и до 10 м/мин по цветным металллам. Смазочно-охлаждающая жидкость – минеральное масло, сульфофрезол – лоя стали и цветных металлов, керосин – для чугуна. Контролируют нарезанную резьбу резьбовыми кольцами.
Нарезание резьбы метчиками. Внутренние резьбы диаметром до 20мм нарезают на токарном станке метчиками. Метчик представляет собой винт того же диаметра, шага и угла профиля, что и нарезанная им резьба, изготавливается из углеродистой или легированной стали. Метчик имеет несколько продольных канавок для образования режущих кромок и выхода стружки. На шейке метчика маркируется размер нарезаемой резьбы. Номер каждого метчика узнают по числу рисок на хвостовике.
Отверстие под нарезание резьбы подготавливают сверлением или растачиванием. Размеры отверстия определяются по справочнику. Скорость резания при нарезании резьбы метчиками принимают от 5 до 15 м/мин в зависимости от условий обработки.
Нарезаемая деталь должна быть правильно установлена и закреплена в патроне, для чего ось отверстия детали должна совпадать с осью вращения шпинделя. Для крепления метчика в большинстве случаев используют слесарный вороток, который насаживают на квадратный хвостовик метчика. Метчик поджимают центром, установленным в пиноль задней бабки, а рукоятка воротка упирается в супорт.
Ребята, нам необходимо знать виды брака, причину и меры предупреждения.
Вид брака
Причины
Меры предупреждения
Неполная высота резьбы
Неправильно подготовлена заготовка: занижен диаметр стержня или завышен диаметр отверстия
Размеры стержня или отверстия под резьбу принимать по справочнику и тщательно контролировать их
Неодинаковая высота резьбы по всей длине
Конусность стержня или отверстия под резьбу
Тщательно контролировать заготовку. Крепить инструмент в по
А также нам необходимо знать ТБ при нарезании резьбы на токарном станке.
Ребята. Давайте запишем термины на государственном и английском языке.
Русский
Казахский
Английский
Металл
Металл
Metal
Отверстие
Тесік
Hole
Плашка
Бұранда кескіш
Billet
Метчик
Бұранда ойғыш
Taр
Резьба
Бұранда
Groove
Наружная
Сыртқы
Outer
Внутренняя
Ішкі
Internal
Скажите пожалуйста, ребята какие виды резьбы вы узнали? Наружные и внутренние правильно. А теперь какие инструменты применяют при выполнений наружных и внутренних резьб? Правильно ребята плашки при наружной резьбе и метчики при внутренней. А теперь посмотрим видеоролик, как выполняют наружные и внутренние резьбы.
Сейчас нам необходимо проверить освоение новой темы:
Устная работа по слайдам и игра «Корзина терминов, определений, понятий».
Практикалық бөлім/ Практическая часть
А) Жұмыс орындары бойынша бөлу/ Распределение по рабочим местам
Б) Жұмыс орындағы нұсқау/ Инструктаж на рабочем месте
3.1 При обходах обратить внимание на организацию рабочего места, правильное использование инвентаря, оборудования, инструмента.
3.2 Обращать внимание на правильность выполнения операций, соблюдения правил техники безопасности. При необходимости оказать помощь.
3.3 Осуществлять особый контроль над слабоуспевающими учащимися, обращать внимание на внешний вид учащихся, соблюдение личной гигиены, организацию рабочего места, технологию приготовления, качество готовых изделий.
III. Қорытынды-бағалау кезеңі/ Рефлексивно-оценочный этап
Проверить состояние рабочих мест, дать анализ выполняемых работы, назвать лучшие работы, отметить недостатки, найти пути их устранения, проверить усвоения материала, закрепить повторным обьяснением, сообщить оценки.
Үй тапсырмасы/ Домашнее задание. Конспекты.
ПАВЛОДАР ОБЛЫСЫНЫҢ БІЛІМ БЕРУ БАСҚАРМАСЫ «Қ.ПІШЕНБАЕВ атындағы ЕКІБАСТҰЗ ТАУ-КЕН-ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЭКИБАСТУЗСКИЙ