Просмотр содержимого документа
«Мой первый шаг в робототехнику.»
Контактная информация: Курапов Илья Александрович
Номинация 1: Сценарий внеклассного занятия с использованием интерактивного оборудования (объекты дополненной реальности, комплекты учебных роботов, мобильный класс)
Предметная область: Технология и ИКТ
Возрастная аудитория: 5-6 класс
Тема занятия: «Мой первый шаг в робототехнику»
Обоснование использования интерактивных средств в образовательной практике. Чтобы сделать занятие ярким, наглядным, динамичным, рекомендуется использовать средства интерактивной доски и мультимедийного проектора.
Для эффективного восприятия понятий «Алгоритм. Исполнитель» следует организовать работу учащихся по управлению некоторым исполнителем. Для этого отлично подойдет комплект учебного оборудования Lego WeDo, поставляемого в рамках проекта ФГОС. Стоит отметить качественное программное обеспечение, поставляемое в комплекте. Для работы в командах у каждой команды должен быть свой мобильный компьютер для построения алгоритмов работы. Мобильный класс рекомендуется объединить в единую информационную сеть для обмена сообщениями и программами.
В качестве средства дополнительной мотивации, а также для воздействия на зону ближайшего развития обучающихся, можно использовать объекты дополненной реальности, такие как модель робота, различные модели автоматической техники.
Цель занятия: формирование навыков построения алгоритма деятельности для различных исполнителей.
Задачи:
образовательные: создать программируемую модель для демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами
развивающие: развивать логическое мышление, умение использовать различные речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
воспитательные: прививать интерес к алгоритмизации и программированию
УУД
познавательные: учить анализировать проблемную ситуацию, определять, какие средства необходимы для её разрешения.
личностные: развивать познавательную активность, умение работать в группах.
коммуникативные: познакомить со способами аргументации определённой точки зрения, позиции при общении, формировать культуру коллективной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать понятие алгоритма деятельности
Уметь строить алгоритмы для различных исполнителей
Личностные: Уметь работать в группах, отстаивать свою точку зрения
Межпредметные связи:
Инженерия: Выстроить и протестировать движения аллигатора.
Математика: Понять принцип использования чисел для представления воспроизводимых звуков и количества времени, в течение которого работает мотор.
Физика: Изучить процесс передачи движения и преобразования энергии в механизме.
Биология: Рассмотреть потребности животных.
Основные понятия: исполнитель, система команд исполнителя, алгоритм
Форма занятия – групповая
Оборудование: Интерактивная доска, веб-камера, мобильный класс (из расчета 1 ПК на команду), комплект учебного оборудования Lego Wedo “hungry alligator” (из расчета 1 на команду), ЦОР учителя, инструкции по сборке робота, программное обеспечение Lego Wedo
Временной диапазон: 1,5 часа
Рекомендуемое количество обучающихся: 4 группы по 3-5 человек
Рекомендуется предварительно разбить учебную группу на команды.
План занятия:
Учебный эпизод
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организованное начало урока. Создание эмоционального настроя на работу
Приветствие. Мотивация к деятельности.
Настрой на познавательную деятельность
Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательной активности.
Демонстрация объектов дополненной реальности (роботов), подводящих к самостоятельному формулированию задач урока, ожидаемому результату урока. Диалог с учащимися, в ходе которого определяется «поле» проблем, в том числе, обозначаются элементы практической работы по сборке исполнителя (робота Wedo). Составление плана занятия совместно с учащимися
Обсуждают демонстрируемые элементы. Выделяют определенные алгоритмы работы ОДР. Выделяют исполнителя данного алгоритма. Планируют «шаги» по преодолению проблем.
Совместно с учителем намечают план урока.
Выявляют проблему: необходимо правильно выстроить алгоритм действий исполнителя (ОДР или робота)
Актуализация знаний учащихся.
Первичное усвоение новых способов действий.
Демонстрация видеофрагмента, где рассматриваются основные принципы сборки робота. Знакомство с пошаговой инструкцией сборки. Выбор учащимися варианта сборки (пошаговый по инструкции либо индивидуальный). Акцент на обязательных деталях в схеме сборки.
Планомерно выстраивают схему работы по сборке модели.
Отмечают возможные проблемы при сборке.
Делают вывод: что нужно учесть, чтобы собрать работающую модель робота.
Выстраивание алгоритма рассуждения.
Формулирование вопросов к учащимся. Обсуждение алгоритма деятельности
Выстраивание и обсуждение деятельности по алгоритму. Планирование командной работы. Тренировка работы в программной среде
Первичное закрепление способов деятельности
Контроль за выполнением работы. Демонстрация эталона построения алгоритма деятельности.
Тестирование робота. Написание простейших программ. Выполнение уровневых заданий.
Применение новых знаний и способов деятельности в нестандартной ситуации.
Обсуждение назначения датчиков движения и распознавания образов. Обобщение ответов учащихся.
Формулирование задания по созданию распознающего образы робота. Проверка выполнения задания. Анализ работы.
Создание программы для робота в группах. Распределение ролей и зон ответственности. Самоконтроль знаний и способов действий.
Коррекция способов действий.
Рефлексия.
Знакомство с перспективой изучения данной темы: использование других датчиков, участие в конкурсах по робототехнике. В качестве поощрения обучающимся можно продемонстрировать видеозаписи работы программируемых роботов, объекты дополненной реальности на выбор педагога.
Оценка своей деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата.