kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие: Репродуктивные и проблемно - поисковые методы обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По характеру восприятия методы делят на три основные группы - это словестные, наглядные и практические. В свою очередь учитель должен знать, что дидактическая задача находится в зависимости от метода, который будет применять он на данном уроке. Методы в свою очередь делятся на методы приобритения знаний, на методы формирования умений и навыков, творческой деятельности, а также метод закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие: Репродуктивные и проблемно - поисковые методы обучения. »

Методическое пособие:



Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения



По характеру восприятия методы делят на три основные группы – это словесные, наглядные и практические. В свою очередь учитель должен знать, что дидактическая задача находится в зависимости от метода, который будет применять он на данном уроке. Методы в свою очередь делятся на методы приобретения знаний, на методы формирования умений и навыков, творческой деятельности, а так же метод закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Репродуктивные методы.

Суть репродуктивного характера мышления заключается в том, что сообщаемый учителем материал невозможен без использования наглядных, словесных и практических методов обучения, которые в свою очередь являются основой этих методов. Это и лекция, и беседа, в которых излагаются определенные научные сведения или используются ранее известные учениками факты, или же учитель может на своем уроке использовать рассказ, где уже в готовом виде отражены определенные события, факты, определенные понятия на которых акцентируется особое внимание.

Но чтобы наиболее прочно зафиксировать знания и умения учащихся при репродуктивном методе используется учителем наглядность. В наглядности отображаются зарисовки, графики, таблицы. Репродуктивные методы имеют особое значение особенно когда на уроке содержание материала имеет информационный характер, при котором закрепляется описание способов и практических действий чтобы добиться более успешных результатов для развития мышления учащихся, творческого подхода, самостоятельности нужно наряду с репродуктивными методами надо применять проблемно- поисковые методы обучения.

Особой чертой практической работы репродуктивного метода является отличие применением знаний учащихся, так как учащиеся работают по образцу и превращение умения в навык требуют неоднократных действий именно по образцу учителя.

На уроках технологии школьники в ходе практической работы не в состоянии сами дополнять свои знания. Только упражнения могут способствовать увеличению практических навыков и умений школьников. Понимание ученика выполнения работы при многократных повторениях, перейдут уже в навык. Очень хорошо находят применение этого метода тогда, когда материал учебный является информацией, где рассказывается о способах действий учащихся, так как, школьникам очень сложно заниматься поисками нужных и важных знаний, Поэтому можно сказать, что репродуктивный метод – это не тот метод, который может развивать самостоятельность, творческое отношение к учебе на уроках технологии, Поэтому на уроках технологии желательно для развития самостоятельности и творчества применять проблемно-поисковые методы обучения.

Проблемно – поисковые методы обучения применяются в решении проблемного обучения. Учитель использует на уроке проблемные ситуации – ставит задачи, вопросы, организует коллективное обсуждение различных подходов к решению проблемной ситуации. Обобщают ране приобретенные знания, высказывают свои мнения о путях разрешения. На практике применяются проблемно – поисковые методы, которые осуществляются с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. Суть этого метода заключается в том, что учителем используется ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов отвечая на которые они должны доказывать самостоятельно их справедливость.

Наглядные пособия имеют большое значение не только для запоминания изучаемого материала, а так же изготавливаются серии наглядных пособий в виде серии рисунков и схем, отображающие различные учебные ситуации, когда ученики могут выполнить виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний.

Например показ работы на тему резьба по дереву. Проблемно- поисковые методы в основном применяются для развития учебно- познавательной творческой деятельности, которые способствуют более осмысленному, самостоятельному получению знаний.

Методы поискового обучения имеют и слабые стороны по сравнению репродуктивными методами. Так как при изучении сложных тем не обойтись без объяснения учителя, а самостоятельный поиск кажется ученикам очень сложным.

На уроках технологии проблемного объяснения новой темы имеется в виду, что учитель во врем рассказа обобщает и размышляет тем самым привлекает школьников к активному восприятию новых знаний. Очень нужен для проведения уроков технологии и метод проблемно-поисковой беседы, при которой учитель предлагает школьникам несколько связанных между собой вопросов, а школьники давая ответы на эти вопросы рассказывают свои мнения, после чего пытаются самостоятельно доказывать их верность, тем самым и идет движение вперед в приобретении новой информации и принятии ее в виде новых знаний. Таким образом при этом методе ученики решают многие важные проблемные вопросы. На уроках наглядные пособия помогают школьникам не только в целях лучшего понимания и запоминания новых тем, а и решение многих задач, создающих сложные проблемные положения на уроках. Лабораторные работы также очень полезны при практических работах, которые относятся к проблемным. Во время таких лабораторных работ учащиеся узнают о различных породах деревьев, а также о допустимой влажности древесины, которую можно применять в художественной обработке. Очень важно то, что лабораторные работы выполняются учащимися еще до объяснения теоретической части урока технологии. Но проблемно-поисковые методы не могут заменить другие методы, так как при этих методах уходит значительное время на усвоение новых знаний. Да и для получения навыков и умений на уроках этот метод не может дать положительных качеств, потому что в данном случае большое значение имеет именно показ работ с инструментами учителя. Малую помощь этот метод несет и при объяснение совершенно новой темы, при которой не применяется опора на пройденный материал, и важным остается разъяснение педагога, а школьникам самостоятельно новую тему осилить не по силам. А вот для развития познавательной деятельности, деятельности творческой, методы проблемно-поисковые очень полезны. Они развивают самостоятельность при поиске нужной информации, то есть получению новых знаний при прохождении различных тем программы « технологии». Особенно нужны эти методы, когда на уроке главная задача – это усвоение и понимание законов и понятий, при выполнении лабораторно-экспериментальных навыков и умений деятельности учащихся, а так же, когда содержание учебного материала уже не ново, а продолжение нового, тогда школьники и могут самостоятельно искать и впитывать новые знания. Поэтому ситуации проблемы находятся в возможности их решения школьниками, а это значит, что познавательные возможности школьников здесь имеют место.

На уроках технологии по развитию навыков и познавательной, творческой деятельности эти методы помогают самостоятельному поиску и усвоению знаний.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическое пособие: Репродуктивные и проблемно - поисковые методы обучения.

Автор: Юрковский Леонтий Иванович

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Материал к педсовету "Выбор методов обучения" "
    ["seo_title"] => string(50) "matierial-k-piedsovietu-vybor-mietodov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "179362"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424977964"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) ""Методы и формы обучения литературе в школе. Основные классификации методов"."
    ["seo_title"] => string(84) "mietody-i-formy-obuchieniia-litieraturie-v-shkolie-osnovnyie-klassifikatsii-mietodov"
    ["file_id"] => string(6) "267818"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450461574"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446037268"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по экономике: Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-ekonomikie-zierkalo-mira-siemieinyi-biudzhiet-v-raznykh-stranakh"
    ["file_id"] => string(6) "324645"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462562046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства