kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические основы изучения декоративно –прикладного искусства на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Передовой педагогический опыт по предмету технология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические основы изучения декоративно –прикладного искусства на уроках технологии»

Коммунальное государственное учреждение

«Валерьяновская основная школа отдела образования акимата Тарановского района»











Тема опыта:



Методические основы изучения декоративно –прикладного искусства на уроках технологии.





Ерменова Салима Собетовна

учитель технологии

первой квалификационной категории



2017 г.



Приложение 1

Информационная карта ППО (педагога (-ов))



I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом, e-mail

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Ерменова Салима Собетовна

КГУ «Валерьяновская основная школа отдела образования акимата Тарановского района»

Костанайская область Тарановский район

Ул Школьная 36

111700

[email protected]




учитель технологии

21год



II. Сущностные характеристики опыта

Характеристики опыта

Содержание

Тема опыта

Методические основы изучения декоративно – прикладного искусства на уроках технологии.

Основная идея обобщенного опыта

повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий, повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность.

Концепция опыта

Развитие творческого, эстетического вкуса, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, представление о базовых ценностях отечественной культуры, отражающей культурные и духовные традиции народов Казахстана

Методические приемы использованные при обобщении и рекомендуемые для реализации опыта

Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе выполнения ими практических работ творческого характера. Отработка техники работы с различными художественными материалами .

Условия, необходимые для реализации опыта

Поддержка родителей для приобретения материала и инструментов необходимых для работы.

Результат опыта

За годы работы по данной теме наблюдается повышение мотивации к изучению технологии, развитие творческих способностей.

III. Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов) по плану:

Основные противоречия, решаемые в этом опыте;

-большинство работ требует времени, значительно превышающего время урока;

-много времени уходит на отработку практических навыков в выполнении тех или иных приёмов, так как учащиеся самостоятельно не может закрепить их.

Основные компоненты системы работы;

Систематизация, обобщение, экспертиза.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в опыте, последовательность их применения и обоснование выбора;

Анализ. синтез. подготовка материала по теме, обобщение собственного опыта.

Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

Личная мотивация, увлеченность выбранной темой стимулируют деятельность.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность;

Личный опыт, увлеченность

Необходимые ограничения и запреты (чего нельзя ни в коем случае делать);


Субъектный результат для ученика (качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)

Повышение качества знаний, ответственности, самостоятельности, коммуникативности, освоение различных способов деятельности. Развитию творческих способностей и одаренности учащихся. 

Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций)

развитие личностных качеств педагога (высокие уровни развития познавательной и внутренней мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту).

Материальные продукты опыта (доклады, рефераты, из опыта работы, учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)

Мастер – класс. «Художественная обработка материалов: изготовление цветов из кожи» и Мастер – класс «Изготовление цветов из салфеток»на районных семинара среди учителей технологии.

Доклад на августовской конференции «Методические основы изучения декоративно – прикладного искусства на уроках технологии»

Публикации о представленном опыте

Дидактические материалы по технологии для мальчиков 5 класса.

Преимущества этого опыта.

целенаправленная работа с учащимися, ориентированная на их успешность, самореализацию.

IV.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Через систему уроков технологии в 5 – 9 классах, внеклассную работу, участие в олимпиадах (районных, областных, республиканских), конкурсах, выставках.

Ф.И.О. экспертов, контакты




Дата заполнения карты «_26»___февраля________20_17_год





























Приложение 2

1. Тема: Методические основы изучения декоративно –прикладного искусства на уроках технологии.

2. Ерменова Салима Собетовна учитель технологии КГУ «Валерьяновская основная школа отдела образования акимата Тарановского района»

3.Условия возникновения, становления опыта. а формирование опыта повлияло:

Изучение передового педагогического опыта по данной проблеме в журнале «Школа и производство», в газете «Учительской +», и в других периодических печатных изданиях.

Активное участие в школьных, районных семинарах учителей по обобщаемой тематике, в заседаниях педагогических советов, методических объединений, на заседаниях РМО учителей технологии.

Мой педагогический поиск новых, более результативных форм и методов работы с детьми, анализ учебно-воспитательного процесса, заставивший задуматься, как повысить интерес учащихся к предмету, добиться активности и творческого подхода к процессу обучения.

Поэтому тема опыта «Методические основы изучения декоративно –прикладного искусства на уроках технологии» выбрана неслучайно.

4. Обоснование актуальности опыта

Приобщение обучающихся к полезными виду рукоделия, декоративно-прикладное искусство народов Казахстана является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного

искусства, легче будет сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств.

Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые направлены на развитие личности обучающихся, получении элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностей культуры Казахстана.

5. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий, повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность.

Цель:

- Создать условия формирования для духовно-нравственного развития, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

1) овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

2)ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства ;

3) развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

4)укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, воспитание интереса и любви к искусству.

6.Длительность работы над опытом:

Работа над данным опытом проводится с 2012 года и по настоящее время.

Этапы работы над опытом.

1.Подготовительный этап .

-выбор темы;

-ознакомление с литературой о выбранной теме;

-теоретическое осмысление темы;

- отбор определенной части своего опыта, представляющегося наибольший интерес и актуальность для методической обработки.

2.Планированние работы для описания собственного опыта по выбранной теме

- разработка плана действий

- формирование целей и задач;

3. обобщение и анализ:

-сбор материала и его обработка;

- систематизация материала;

-представление опыта.

7. Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 9 классах, внеклассную работу, участие в олимпиадах (районных, областных, республиканских), конкурсах, выставках.

8.Теоретическая база опыта

Важную роль декоративно-прикладного искусства в духовно-нравственном и эстетическом воспитании отмечали многие исследователи детского творчества : А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.А. Шпикалова. Они убедительно доказывали, что ознакомление с декоративно-прикладным творчеством побуждает в детях яркие представления о Родине, культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, обогащает детей духовно. На необходимость использования народного опыта воспитания детей указывали классики мировой педагогической Метод учебного проекта в образовательном учреждении Н. Ю.Пахомовой.

Технология опыта

Технология опыта осуществлялась в несколько этапов.

На подготовительном этапе проведён анализ документов, позволяющих определить виды, формы деятельности. На основе анализа документов определены направления работы видов декоративно-прикладного искусства как: 
1. Обработка кожи 

2 Вышивание
3. Бисероплетение 
4. Лепка из солёного теста
5.   Квиллинг 
6. Выжигание по дереву
Для лучшего усвоения материала определены разнообразные формы занятий, методы обучения и технологии. Использую ИКТ технологии, исследовательские и проектные, игровые и здоровьесберегающие. Деятельность детей, принимающих участие в работе по декоративно-прикладному творчеству, рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. При этом знания даются не как готовые, а получаются в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом. Учащиеся попадают в ситуацию, когда они сами овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания,

направляемого учителем. Дети, охотно владевают техникой и технологией резьбы, выжигания, работе с различными инструментами, при этом учитываются наклонности и способности каждого обучающего.

Занятия по декоративно- прикладному искусству преследуют следующие цели и задачи.

Цель – сформировать у учащихся трудовые специальные знания, умения и навыки творческих способностей, расширение профессиональных интересов и склонностей.

Задачи.

1 Познакомить с основными видами декоративно- прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративно искусства, формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном ,художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении задач

Каждая из тем раздела «Художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства» даст поистине безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного.

Она заключается в определении и реализации технологий исследования, систем мероприятий, позволяющих подготовить ребят к исследовательской деятельности в области декоративно-прикладного направления.

Совершенствование образования заключается не только в увеличении объема знаний, но и в развитии духовно-нравственного потенциала учащихся, творческого подхода в решении вопросов .

Решаемые проблемы развивают глубокое систематизированное знание предмета и эрудицию учащихся.

Вместе с тем пока остается слабо исследованным огромный пласт народного декоративно-прикладного искусства. До конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для развития учащихся и, в частности, подростков – наиболее сложной в воспитательном плане возрастной группы школьников, не вычленены и не раскрыты все возможные области развития в процессе художественно-технологической деятельности, отсутствуют методические рекомендации по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству.

Виды декоративно – прикладного искусства, которые я использую в урочной и внеурочной деятельности.

1 Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична и достаточно прочна.

В эпоху готического стиля (XIII–XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк – это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и конечно переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров.

2 Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п

Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта.

3. Бисероплетение– история бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников.

Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих. Бисероплетение - создание поделок из бисера (стеклянных шариков или трубочек), нанизанного на тонкую нить, леску или тонкую проволоку. Это могут быть картины, украшения, игрушки, подушечки, ожерелья и колье, цветы и деревья. Популярность бисер приобрёл в силу своих качеств - малый размер, высокая художественная выразительность (обширная цветовая гамма, бесцветный (прозрачный), матовый бисер, бисер любых оттенков и тонов - от самых тёмных до самых ярких), удобство его нанизывания и вышивания им на материи, доступность...

4Лепка из солёного теста насчитывает несколько веков - издавна в различных странах из него делали атрибуты для праздников, детские куклы, обереги и просто украшения для дома. Вот и теперь техника лепки из теста не потеряла свою актуальность - она развивает мелкую моторику детей, позволяет объединить семью в одном интересном занятии - создании забавных ёлочных игрушек, зверюшек и украшений...

5 Квиллинг (квилинг) - от англ. "quilling" (перо птицы) - вид декоративно-прикладного искусства, заключающийся в создании художественных композиций (цветов, открыток, картин, элементов декора) из бумаги.

6.Выжигание по дереву в современном виде является сравнительно молодым декоративным искусством, однако его корни лежат в глубокой древности. В далеком прошлом метод выжигания применялся в основном для украшения домашней утвари.

Я стараюсь организовать деятельность детей так, что они наряду с учебным предметом получают и народоведческие знания.

При разработке опыта объединяю структурно-содержательные, технологические, организационные, функциональные компоненты учебного процесса, межпредметные связи, учитывая единство художественного восприятия и преобразовательной деятельности.

На заключительном этапе проведена диагностика сформированности познавательной активности и качества обучения школьников в урочной и внеурочной деятельности.







Результативность опыта

Результатом моей работы является то, что учащиеся могут самостоятельно изготовить несложные изделия, могут самостоятельно описать план поэтапного изготовления изделия с мельчайшими подробностями технологии изготовления данного изделия, а также выполнять трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования инструментов и приспособлений

Таким образом, результатом своей работы я вижу основу, направленную на развитие творческого, духовно-нравственного потенциала учащихся, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества , представление о базовых ценностях отечественной культуры, отражающей культурные и духовные традиции народов Казахстана..

Важным результатом проводимой работы считаю повышение качество знаний учащихся по декоративно прикладному искусству, высокую мотивацию учебно- познавательной деятельности.

Учащиеся принимают участие в выставках по декоративно прикладному – искусству и техническому творчеству, занимая призовые места;

2013 год. Тлеубергенов Сабиржан – занял 3 место в районной выставке, «Қазақстан жана әлеммде»

2013 год. Саклакова Екатерина благодарственное письмо за участие в районном конкурсе детского творчества « Я и чрезвычайные ситуации»

2016 год. Тлеубергенов Сабиржан – занял 2 место в районном конкурсе детского творчества « Я и чрезвычайные ситуации»

2016 год. Тлеубергенов Сабиржан – занял 2 место в областном конкурсе детского творчества « Я и чрезвычайные ситуации»

2016 Асепов Руслан принял участие в районом конкурсе с творческим проектомпо теме: «Выжигание по дереву».

2015.Мастер – класс на районных педагогических секциях среди учителей технологии «Художественная обработка материалов: изготовление цветов из кожи»

2016 год. Мастер – класс на районных педагогических секциях среди учителей технологии «Изготовление цветов из салфеток»на районных семинара среди учителей технологии

2016 Выступление на районных педагогических секциях по теме «Методические основы изучения декоративно – прикладного искусства на уроках технологии»

Список используемой литературы:

Адзинова, Ф.С. К вопросу об эстетическом воспитании средствами декоративно-прикладного искусства /Ф.С. Адзинова //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: сб. науч. тр. Вып. 3 – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – С. 8-10.

Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников /

А. Я. Данилюк  // Педагогика. - 2008. - № 9

Кондаков, А. М.  Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методические основы изучения декоративно –прикладного искусства на уроках технологии

Автор: Ерменова Салима Собетовна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Обобщение опыта по методической теме "Преимущества использования ИКТ на уроках""
    ["seo_title"] => string(94) "obobshchieniie-opyta-po-mietodichieskoi-tiemie-prieimushchiestva-ispol-zovaniia-ikt-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "254733"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447794908"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Использование инновационных методов на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(64) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-mietodov-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "206999"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430316730"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Самоанализ профессиональной деятельности учителя ИЗО"
    ["seo_title"] => string(53) "samoanalizprofiessionalnoidieiatielnostiuchitieliaizo"
    ["file_id"] => string(6) "298973"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456420131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства