Методические основы изучения декоративно – прикладного искусства на уроках технологии.
Основная идея обобщенного опыта
повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий, повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность.
Концепция опыта
Развитие творческого, эстетического вкуса, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, представление о базовых ценностях отечественной культуры, отражающей культурные и духовные традиции народов Казахстана
Методические приемы использованные при обобщении и рекомендуемые для реализации опыта
Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе выполнения ими практических работ творческого характера. Отработка техники работы с различными художественными материалами .
Условия, необходимые для реализации опыта
Поддержка родителей для приобретения материала и инструментов необходимых для работы.
Результат опыта
За годы работы по данной теме наблюдается повышение мотивации к изучению технологии, развитие творческих способностей.
III. Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов) по плану:
Основные противоречия, решаемые в этом опыте;
-большинство работ требует времени, значительно превышающего время урока;
-много времени уходит на отработку практических навыков в выполнении тех или иных приёмов, так как учащиеся самостоятельно не может закрепить их.
Основные компоненты системы работы;
Систематизация, обобщение, экспертиза.
Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в опыте, последовательность их применения и обоснование выбора;
Анализ. синтез. подготовка материала по теме, обобщение собственного опыта.
Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
Личная мотивация, увлеченность выбранной темой стимулируют деятельность.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность;
Личный опыт, увлеченность
Необходимые ограничения и запреты (чего нельзя ни в коем случае делать);
Субъектный результат для ученика (качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)
Повышение качества знаний, ответственности, самостоятельности, коммуникативности, освоение различных способов деятельности. Развитию творческих способностей и одаренности учащихся.
Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций)
развитие личностных качеств педагога (высокие уровни развития познавательной и внутренней мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту).
Материальные продукты опыта (доклады, рефераты, из опыта работы, учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)
Мастер – класс. «Художественная обработка материалов: изготовление цветов из кожи» и Мастер – класс «Изготовление цветов из салфеток»на районных семинара среди учителей технологии.
Доклад на августовской конференции «Методические основы изучения декоративно – прикладного искусства на уроках технологии»
Публикации о представленном опыте
Дидактические материалы по технологии для мальчиков 5 класса.
Преимущества этого опыта.
целенаправленная работа с учащимися, ориентированная на их успешность, самореализацию.
IV.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
Через систему уроков технологии в 5 – 9 классах, внеклассную работу, участие в олимпиадах (районных, областных, республиканских), конкурсах, выставках.
Ф.И.О. экспертов, контакты
Дата заполнения карты «_26»___февраля________20_17_год
Приложение 2
1. Тема: Методические основы изучения декоративно –прикладного искусства на уроках технологии.
2. Ерменова Салима Собетовна учитель технологии КГУ «Валерьяновская основная школа отдела образования акимата Тарановского района»
3.Условия возникновения, становления опыта. а формирование опыта повлияло:
Изучение передового педагогического опыта по данной проблеме в журнале «Школа и производство», в газете «Учительской +», и в других периодических печатных изданиях.
Активное участие в школьных, районных семинарах учителей по обобщаемой тематике, в заседаниях педагогических советов, методических объединений, на заседаниях РМО учителей технологии.
Мой педагогический поиск новых, более результативных форм и методов работы с детьми, анализ учебно-воспитательного процесса, заставивший задуматься, как повысить интерес учащихся к предмету, добиться активности и творческого подхода к процессу обучения.
Поэтому тема опыта «Методические основы изучения декоративно –прикладного искусства на уроках технологии» выбрана неслучайно.
4. Обоснование актуальности опыта
Приобщение обучающихся к полезными виду рукоделия, декоративно-прикладное искусство народов Казахстана является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного
искусства, легче будет сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств.
Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые направлены на развитие личности обучающихся, получении элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностей культуры Казахстана.
5. Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий, повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность.
Цель:
- Создать условия формирования для духовно-нравственного развития, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:
2)ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства ;
3) развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
4)укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, воспитание интереса и любви к искусству.
6.Длительность работы над опытом:
Работа над данным опытом проводится с 2012 года и по настоящее время.
Этапы работы над опытом.
1.Подготовительный этап .
-выбор темы;
-ознакомление с литературой о выбранной теме;
-теоретическое осмысление темы;
- отбор определенной части своего опыта, представляющегося наибольший интерес и актуальность для методической обработки.
2.Планированние работы для описания собственного опыта по выбранной теме
- разработка плана действий
- формирование целей и задач;
3. обобщение и анализ:
-сбор материала и его обработка;
- систематизация материала;
-представление опыта.
7. Диапазон опыта
Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 9 классах, внеклассную работу, участие в олимпиадах (районных, областных, республиканских), конкурсах, выставках.
8.Теоретическая база опыта
Важную роль декоративно-прикладного искусства в духовно-нравственном и эстетическом воспитании отмечали многие исследователи детского творчества : А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.А. Шпикалова. Они убедительно доказывали, что ознакомление с декоративно-прикладным творчеством побуждает в детях яркие представления о Родине, культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, обогащает детей духовно. На необходимость использования народного опыта воспитания детей указывали классики мировой педагогической Метод учебного проекта в образовательном учреждении Н. Ю.Пахомовой.
Технология опыта
Технология опыта осуществлялась в несколько этапов.
На подготовительном этапе проведён анализ документов, позволяющих определить виды, формы деятельности. На основе анализа документов определены направления работы видов декоративно-прикладного искусства как: 1. Обработка кожи
2 Вышивание 3. Бисероплетение 4. Лепка из солёного теста 5. Квиллинг 6. Выжигание по дереву Для лучшего усвоения материала определены разнообразные формы занятий, методы обучения и технологии. Использую ИКТ технологии, исследовательские и проектные, игровые и здоровьесберегающие. Деятельность детей, принимающих участие в работе по декоративно-прикладному творчеству, рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. При этом знания даются не как готовые, а получаются в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом. Учащиеся попадают в ситуацию, когда они сами овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания,
направляемого учителем. Дети, охотно владевают техникой и технологией резьбы, выжигания, работе с различными инструментами, при этом учитываются наклонности и способности каждого обучающего.
Занятия по декоративно- прикладному искусству преследуют следующие цели и задачи.
Цель – сформировать у учащихся трудовые специальные знания, умения и навыки творческих способностей, расширение профессиональных интересов и склонностей.
Задачи.
1 Познакомить с основными видами декоративно- прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративно искусства, формировать основы эстетического восприятия.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном ,художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении задач
Каждая из тем раздела «Художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства» даст поистине безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного.
Она заключается в определении и реализации технологий исследования, систем мероприятий, позволяющих подготовить ребят к исследовательской деятельности в области декоративно-прикладного направления.
Совершенствование образования заключается не только в увеличении объема знаний, но и в развитии духовно-нравственного потенциала учащихся, творческого подхода в решении вопросов .
Решаемые проблемы развивают глубокое систематизированное знание предмета и эрудицию учащихся.
Вместе с тем пока остается слабо исследованным огромный пласт народного декоративно-прикладного искусства. До конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для развития учащихся и, в частности, подростков – наиболее сложной в воспитательном плане возрастной группы школьников, не вычленены и не раскрыты все возможные области развития в процессе художественно-технологической деятельности, отсутствуют методические рекомендации по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству.
Виды декоративно – прикладного искусства, которые я использую в урочной и внеурочной деятельности.
1 Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична и достаточно прочна.
В эпоху готического стиля (XIII–XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк – это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и конечно переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров.
2 Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п
Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта.
3. Бисероплетение– история бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников.
Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих. Бисероплетение - создание поделок из бисера (стеклянных шариков или трубочек), нанизанного на тонкую нить, леску или тонкую проволоку. Это могут быть картины, украшения, игрушки, подушечки, ожерелья и колье, цветы и деревья. Популярность бисер приобрёл в силу своих качеств - малый размер, высокая художественная выразительность (обширная цветовая гамма, бесцветный (прозрачный), матовый бисер, бисер любых оттенков и тонов - от самых тёмных до самых ярких), удобство его нанизывания и вышивания им на материи, доступность...
4Лепка из солёного теста насчитывает несколько веков - издавна в различных странах из него делали атрибуты для праздников, детские куклы, обереги и просто украшения для дома. Вот и теперь техника лепки из теста не потеряла свою актуальность - она развивает мелкую моторику детей, позволяет объединить семью в одном интересном занятии - создании забавных ёлочных игрушек, зверюшек и украшений...
5 Квиллинг (квилинг) - от англ. "quilling" (перо птицы) - вид декоративно-прикладного искусства, заключающийся в создании художественных композиций (цветов, открыток, картин, элементов декора) из бумаги.
6.Выжигание по дереву в современном виде является сравнительно молодым декоративным искусством, однако его корни лежат в глубокой древности. В далеком прошлом метод выжигания применялся в основном для украшения домашней утвари.
Я стараюсь организовать деятельность детей так, что они наряду с учебным предметом получают и народоведческие знания.
При разработке опыта объединяю структурно-содержательные, технологические, организационные, функциональные компоненты учебного процесса, межпредметные связи, учитывая единство художественного восприятия и преобразовательной деятельности.
На заключительном этапе проведена диагностика сформированности познавательной активности и качества обучения школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Результативность опыта
Результатом моей работы является то, что учащиеся могут самостоятельно изготовить несложные изделия, могут самостоятельно описать план поэтапного изготовления изделия с мельчайшими подробностями технологии изготовления данного изделия, а также выполнять трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования инструментов и приспособлений
Таким образом, результатом своей работы я вижу основу, направленную на развитие творческого, духовно-нравственного потенциала учащихся, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества , представление о базовых ценностях отечественной культуры, отражающей культурные и духовные традиции народов Казахстана..
Важным результатом проводимой работы считаю повышение качество знаний учащихся по декоративно прикладному искусству, высокую мотивацию учебно- познавательной деятельности.
Учащиеся принимают участие в выставках по декоративно прикладному – искусству и техническому творчеству, занимая призовые места;
2013 год. Тлеубергенов Сабиржан – занял 3 место в районной выставке, «Қазақстан жана әлеммде»
2013 год. Саклакова Екатерина благодарственное письмо за участие в районном конкурсе детского творчества « Я и чрезвычайные ситуации»
2016 год. Тлеубергенов Сабиржан – занял 2 место в районном конкурсе детского творчества « Я и чрезвычайные ситуации»
2016 год. Тлеубергенов Сабиржан – занял 2 место в областном конкурсе детского творчества « Я и чрезвычайные ситуации»
2016 Асепов Руслан принял участие в районом конкурсе с творческим проектомпо теме: «Выжигание по дереву».
2015.Мастер – класс на районных педагогических секциях среди учителей технологии «Художественная обработка материалов: изготовление цветов из кожи»
2016 год. Мастер – класс на районных педагогических секциях среди учителей технологии «Изготовление цветов из салфеток»на районных семинара среди учителей технологии
2016 Выступление на районных педагогических секциях по теме «Методические основы изучения декоративно – прикладного искусства на уроках технологии»
Список используемой литературы:
Адзинова, Ф.С. К вопросу об эстетическом воспитании средствами декоративно-прикладного искусства /Ф.С. Адзинова //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: сб. науч. тр. Вып. 3 – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – С. 8-10.
Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников /
А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2008. - № 9
Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9.