Методическая разработка практического занятия обучающихся по профессии сварщик
Методическая разработка практического занятия обучающихся по профессии сварщик
Цель написания данной методической разработки – повышение уровня профессиональной подготовки будущего электрогазосварщика с помощью использования в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, анализа производственных ситуаций для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
и преподавателей спец. дисциплин зам. директора по УМР
Протокол №____ от «____»__________2014 г. _________Т.Е. Третьякова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока производственного обучения по теме «Сборка и сварка металлических конструкций различной сложности.»
Разработал: О. Ю. Лошкарев - мастер п/о
г. Сарапул,
2014г.
Методическая разработка урока производственного обучения по теме «Сборка и сварка металлических конструкций различной сложности.», по профессии 270839.01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.»
Цель написания данной методической разработки – повышение уровня профессиональной подготовки будущего электрогазосварщика с помощью использования в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, анализа производственных ситуаций для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
В ходе занятия обучающиеся выполняют слесарные работы при подготовке металла к сварке, производят разметку деталей под сборку и сварку металлической конструкции «Башмак для строительных лесов», используя все пространственные положения угловых швов, кроме потолочного: нижнее, горизонтальное, вертикальное.
При выполнении данной работы обучающиеся научатся производить электродуговую сварку металлоконструкций различной сложности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Содержание
Введение……………………………………………………………..2
Основная часть………………………………………………………3
Тема программы, тема занятия, тип занятия, вид занятия,
цели занятия………………………………………………………….3
Межпредметные связи………………………………….…….3
Комплексно-методическое обеспечение……………………4
Задачи занятия…………………………………………………4
Технологическая карта практического занятия № 3………..5
Заключение…………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………….11
Приложения………………………………………………………….12
Введение.
Данная методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения ведущих учебную практику по профессии 270839.01 «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.», квалификации электрогазосварщик.
Выбранная тема «электродуговая сварка металлических конструкций различной сложности» является одной из основных профессионального модуля, так как металлоконструкции имеют многочисленные преимущества перед другими материалами. Во-первых, они просты в монтаже и эксплуатации. Во-вторых, - просто красивы. В-третьих, металлоконструкции дешевле, чем другие материалы.
Роль металлических конструкций в строительной отрасли сложно недооценить: детские площадки и скамейки из металла, металлические гаражи и фургоны, лестничные и дорожные ограждения, ограды и калитки.
Металлоконструкции - это изделия из металла, без которых не может обойтись ни одно строительство; торговый центр или коттедж, игровой павильон, или сельскохозяйственный ангар.
Эти сооружения имеют различное предназначение, разнообразные формы и габариты, у них есть общее; основа всех этих изделий - металлическая конструкция, отличающаяся высокой степенью прочности, оптимальным соотношением доступности и надежности, скоростью выполнения работ, простотой монтажа или демонтажа, востребована в современном строительстве.
Самый веский аргумент в пользу металлоконструкций — это их долгий срок службы, десятилетиями эксплуатируются без замены составных частей и капитального ремонта. Служат украшением городской архитектуры.
В теме программы «Электродуговая сварка металлических конструкций различной сложности», состоит из восьми тем занятий, третья из них - «Сварка угловых соединений во всех положениях», одна из самых наиболее используемых в профессии сварщика, т.к. ни одна металлоконструкция не обходится без угловых швов разной конфигурации и размеров.
При выполнении данной темы у обучающихся формируетсяумение выполнять ручную дуговую сварку простых деталей, узлов и конструкций из сталей во всех положениях шва, кроме потолочного. Знание требований, предъявляемых к сварочному шву, правил подгонки деталей и узлов под сварку, правил подбора режима сварки металла в зависимости от марки металла и его толщины, знаниеосновных технологических приемов сварки, а также понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
2. Основная часть
Основная часть урока производственного обучения по профессии «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования», квалификации электрогазосварщика.
Тема занятия: Сварка угловых соединений во всех положениях (кроме потолочного).
Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: комбинированный.
Цели занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов сборки и сварки металлоконструкции в нижнем, вертикальном и горизонтальном положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла. Усвоение технологии выполнения дуговой сварки; подбор режима сварки и сварочных материалов. Формирование у обучающихся профессиональных навыков при выполнении сварки.
Развивающие:
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
Воспитательные:
Воспитание у обучающихся аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к сварочному оборудованию и инструментам; сознательности при выполнении работ. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
2.2. Межпредметные связи:
Предмет «Технология сварочных работ»: тема «Техника выполнения ручной дуговой сварки». Предмет «Черчение»: тема «Чтение чертежей». «Условное обозначение сварных швов и сварных соединений». Предмет «Материаловедение»: тема «Классификация сталей. Стали общего, обыкновенного качества». Предмет «Охрана труда»: тема «Организация безопасного производства электросварочных работ».
2.3. Комплексно-методическое обеспечение:
Оборудование: Многопостовой сварочный выпрямитель ВДМ 1001 УЗ, балластный реостат РБ-302, инверторный сварочный аппарат Eurolux-190, электрододержатель, маска, очки слесарные, электроды Ø 2,5- 3 мм, металл Ст3, приспособление для сварки горизонтальных и потолочных швов, молоток сварщика, металлическая щетка, щетка-сметка, напильник, металлическая линейка, чертилка, угольник, компьютер.
Раздаточный материал: карточки-тесты, инструкционно-технологическая карта, критерии качества выполненных работ.
Презентация по теме: «Есть такая профессия сварщик»
2.4. Задачи занятия:
• Сформировать у обучающихся умение выполнять ручную дуговую сварку простых деталей, узлов и конструкций из сталей во всех положениях шва, кроме потолочного.
• Сформировать знание требований, предъявляемых к сварочному шву, правил подгонки деталей и узлов под сварку, правил подбора режима сварки металла в зависимости от марки металла и его толщины, знаниеосновных технологических приемов сварки, а также понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
• Научить производить электродуговую сварку металлоконструкций различной сложности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
2.5. Технологическая карта практического занятия № 3
Данные о мастере производственного обучения: Лошкарев Олег Юрьевич
Профессия: Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.
Квалификация: электрогазосварщик
Группа № 33 Дата:25 октября 2014 г. Время: 2, 5 часа
Виды работ: 1.3. Сварка угловых соединений во всех положениях.
Тип занятия: урок-упражнение
Профессиональный модуль: ПМ 03. Электрогазосварка.
Оборудование:Электрическая сеть постоянного тока, источники сварочного тока, сварочные провода, токопровод, подвод заземления, электрододержатель, электроды, стол сварочный, щетка-сметка, щетка металлическая, молоток-зубило, металлическая линейка, чертилка, угольник, приспособление для сварки потолочных швов, компьютер.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
С целью овладения указанного ВПД обучающийся в ходе практического занятия должен:
У 2.9.Устанавливать режимы сварки по заданным параметрам.
У 2.10. Экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием.
У 2.11. Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
З 2.1.Устройство обслуживаемых электросварочных и плазморезательных машин, газосварочной аппаратуры, автоматов, полуавтоматов, плазмотронов и источников питания.
З 2.2.Свойства и назначение сварочных материалов, правила их выбора, марки и типы электродов.
З 2.3.Правила установки режимов сварки по заданным параметрам.
З 2.6.Основы электротехники в пределах выполняемой работы.
З 2.13.Требования к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ.
Этапы урока, время
Планируемый результат
ОК, ПК
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Методы и приемы
Организационный момент (5 мин).
ОК1
Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
1. Приветствие, выявление отсутствующих.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Распределение по постам.
Приветствуют, слушают.
Словесный
Вводный инструктаж 40 минут
1.1. Опрос обучающихся по теоритическим знаниям материала.
ОК2
ОК6
Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Работать в команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, клиентами.
Предлагает обучающимся вспомнить ранее изученные темы: Установка и регулировка силы сварочного тока. Зажигание дуги, поддерживание горения дуги.
Дать определение, что такое режим сварки?
Как правильно выбрать режим сварки?
Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов.
Назвать источник питания сварочной связи, расположенный в сварочной мастерской.
по подготовке, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
по правилам техники безопасности при выполнении операций;
способы зажигания и поддерживание горения дуги.
Смотрят, составляют алгоритм выполнения операции.
Алгоритм
1.3.Демонстрация мастером правильного выполнения операции
У 2.9.
У 2.10.
У 2.11.
Устанавливать режимы сварки по заданным параметрам.
Экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием.
Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
Показывает трудовые операции на демонстрационном столе или рабочем месте мастера.
Смотрят, слушают.
Демонстрационный
1.4.Показ обучающимися
(2-3чел.) выполнения операций
У 2.9.
У 2.10.
У 2.11.
Устанавливать режимы сварки по заданным параметрам.
Экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием.
Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
Смотрит, контролирует, направляет, при неправильных действиях указывает на допущенные ошибки.
Смотрят, слушают, дополняют, корректируют.
Демонстрационный
1.5.Закрепление учебного материала
ОК2
ОК3
ОК 5.
ОК6
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, клиентами.
Распределяет по рабочим местам.
Индивидуальная самостоятельная работа.
Инструкционно-технологическая карта для обучающегося.
Текущий инструктаж (1 час 20 минут)
Обход рабочих мест:
2.1.проверка правильности организации рабочего места, обращение внимания навнешний вид обучающихся.
1.Одеть спецодежду, согласно СНиП: - Костюм сварщика из спилка, брезента с пропиткой для защиты от брызг расплавленного металла; очки, щиток или маска сварщика с защитным стеклом (светофильтром); шапка или подшлемник сварщика; рукавицы или краги (брезентовые или спилковые); ботинки или сапоги кожаные.
2.Обеспечение безопасности выполнения работ согласно СНиП: - рабочая зона очищена от легковоспламеняющихся предметов на расстоянии - 5 метров; редко используемый инструмент на дальней стороне стола; часто используемый инструмент справа.
2.2.проверка правильности применения приемов труда.
1.Выбирать, согласно СНиП: Электрическая сеть постоянного тока, источники сварочного тока, сварочные провода, токопровод, подвод заземления, электрододержатель, электроды, стол сварочный, щетка-сметка, щетка металлическая, молоток-зубило.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- рассказать об итогах работы;
-сообщить оценки по качеству работы обучающихся;
-разобрать наиболее характерные ошибки допущенные при выполнении задания.
Слушают
Словесный
3.2.Задание на дом
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Повторить темы из МДК:
1.« Подготовка к работе и обслуживание сварочных постов»;
2.« Сварка угловых соединений во всех положениях.»
Литература:1. Кайнова С.А. Пакет учебных элементов по профессии электросварщик ручной дуговой сварки. – М.: изд.дом «Новый учебник»,2004 –1часть -158с, 2 часть -158с, 3 часть - 127с, 4 часть – 272 с.;
2. Шебеко Л. П. Производственное обучение электрогазосварщиков. Метод. Пособие для сред. Проф.-техн. Училищ. – М.; Высш. Шк., 1984. – 167 с., ил. – (Профтехобразование).
Слушают, записывают
Словесный
3.Заключение.
Выполнение данного практического занятия включает студентов в активную учебно-практическую деятельность, формирует у обучающихся умение выполнять ручную дуговую сварку простых деталей, узлов и конструкций из сталей во всех положениях шва, кроме потолочного, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, знание требований, предъявляемых к сварочному шву, правил подгонки деталей и узлов под сварку, правил подбора режима сварки металла в зависимости от марки металла и его толщины, знаниеосновных технологических приемов сварки, а также понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Литература.
1.Банов М.Д., Казаков Ю.В., Козулин М.Г. и др. Сварка и резка материалов: учеб. пособие для нач. проф. образования/ под ред. Ю.В. Казакова. – 7-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2008, -400 с.
2. Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для нач. проф. образования/ В.С. Виноградов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
3. Кайнова С.А. Пакет учебных элементов по профессии электросварщик ручной дуговой сварки. – М.: изд.дом «Новый учебник»,2004 –1часть -158с, 2 часть -158с, 3 часть - 127с, 4 часть – 272 с.
4. Куликов О.Н. Охрана труда при производстве сварочных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. - 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 176 с.
5. Шебеко Л. П. Производственное обучение электрогазосварщиков. Метод. Пособие для сред. Проф.-техн. Училищ. – М.; Высш. Шк., 1984. – 167 с., ил. – (Профтехобразование).
Тема: 1.3.Сварка угловых соединений во всех положениях.
Цель: Научиться выполнять сварку угловых соединений во всех пространственных положениях.
Материально-техническое обеспечение: Многопостовой выпрямитель ВДМ 1001 УЗ, балластный реостат РБ-302, инверторный сварочный аппарат Eurolux-190, электроды, материал для сварки, молоток-зубило, щетка металлическая, чистый лист бумаги, авторучка или карандаш, щетка-сметка, веник, совок, металлическая линейка, чертилка, угольник, приспособление для сварки потолочных швов, компьютер.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Кайнова С.А. Пакет учебных элементов по профессии электросварщик ручной дуговой сварки. – М.: изд.дом «Новый учебник»,2004 –1часть -158с, 2 часть -158с, 3 часть - 127с, 4 часть – 272 с.;
2. Шебеко Л. П. Производственное обучение электрогазосварщиков. Метод. Пособие для сред. Проф.-техн. Училищ. – М.; Высш. Шк., 1984. – 167 с., ил. – (Профтехобразование).
№
Порядок выполнения
Инструкционные указания и технические требования
Инструмент, приспособления
Материал, эскиз
1
Повторение пройденного материала.
Ответить на контрольные вопросы
По указанию мастера, устно или письменно.
2
Установка и регулировка силы сварочного тока.
Перед зажиганием (возбуждением) дуги следует установить необходимую силу сварочного тока, которая зависит от марки и диаметра электрода, пространственного положения сварки, типа сварного соединения и др.
Источник сварочного тока.
3
Подготовка пластин под сварку.
Изделия предназначенные для сварки предварительно очистить от ржавчины, окалины, грязи, масла и других инородных включений. Проверить металл на расслоение, разницу толщины металла.
Пластины, напильник, щетка металлическая.
4
Сборка пластин на прихватки.
Собрать пластины на прихватки. Прихватки делают электродами той же марки, которыми производят сварку данной конструкции. Прихватки рекомендуется делать со стороны обратной наложению основного (первого) шва. Проварить на прихватки (соблюдая последовательность прихваток).
Пост дуговой сварки, пластины, щетка металлическая.
5
Сварка пластин.
Проварить пластины в местах соединения, выполняя сварочные швы во всех пространственных положениях. После сварки удалить шлак, проверить качество выполнения швов.
Пост дуговой сварки, пластины, щетка металлическая.
6
Уборка рабочих мест.
Доложить мастеру о выполнении задания, по указанию мастера приступить к уборке рабочего места. С рабочего стола убрать шлак, и мусор щеткой-сметкой, пол подмести веником, собрать мусор в совок и вынести в отведенное для мусора место.
Щетка-сметка, веник, совок, ящик под шлак, под огарки электродов, под мусор.
7
Самооценка:
Проанализировать свою работу на занятии согласно инструкционно-технологической карте, подсчитать количество баллов, подвести итог.
Инструкционно-технологическая карта.
8
Домашнее задание.
Повторить правила техники безопасности.
Повторить пройденную тему.
Рекомендуемые информационные материалы.
Техника безопасности.
Перед началом работы необходимо пройти инструктаж по технике безопасности. Сварщик должен быть в специальной одежде: костюм сварщика брезентовый или спилковый, кожаные ботинки или сапоги, головной убор (берет, подшлемник…), рукавицы или краги (брезентовые, суконные, спилковые). Осмотреть рабочее место и проверить правильность размещения инструментов и материалов, проверить заземление, исправность оборудования, инвентаря, приспособлений и механизмов. Рабочее место содержать в чистоте. После окончания рабочее место убрать. Перед тем как покинуть сварочный пост обязательно отключить питание сварочного аппарата (на балластном реостате опустить все ручки и тумблеры регулирования сварочного тока в нижнее положение.
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ 3Приложение 2
По профессиональному модулю ПМ 03. Выполнение электрогазосварочных работ.
Тема практического занятия: «1.3 Сварка угловых соединений во всех положениях.»