Просмотр содержимого документа
«Методы проектирования. Художественное конструирование изделия.»
Тема: Методы проектирования.
Художественное конструирование изделия.
Цель: сформировать знания об этапах проектирования, художественном
конструировании, умение применять метод фантазирования;
развивать глазомер, точность во время выполнения графических
робот; воспитывать основы культуры труда и художественный вкус в
оформлении изделий.
Оборудование: учебник «Трудовое обучение. Технические виды труда.
5 класс», раздаточный материал (таблицы), образцы
кухонных досок.
Ход урока.
І. Организационная часть.
- проверка присутствующих;
- назначение дежурных.
ІІ. Актуализация опорных знаний
«Верю - не верю»
Объект технологической деятельности – это участок в мастерской с необходимым оборудованием, инструментами и материалами. (нет)
Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания наилучших условий для объединения деятельности человека и техники. (да)
Изделия являются технологичным, когда оно разработано с использованием ранее не использованных узлов и деталей. (нет)
Эстетичность – один из принципов конструирования, при котором созданный объект должен выполнять определённые функции. (нет)
Сущность метода фантазирования заключается в представлении и выдумывании того, чего еще нет. (да)
Изделия из фанеры должны быть красивыми, привлекательными и эстетически оформленными. (нет)
Конструирование – это изготовление изделий сложной конструкции. (да)
Конструкция – это строение, взаимное расположение частей (деталей) изделия. (да)
Проектирование – это создание изделия для улучшения качества. (нет)
Эстетичность – это красота, художественность, привлекательность изделия. (да)
ІІІ. Мотивация учебно-трудовой деятельности.
Сегодня мы научимся проектировать объект технологической деятельности. Благодаря полученным умениям, в частности совершать выбор конструкции, выполнять эскиз и т.д. вы сможете проектировать не только данные изделия, а так же много других интересных конструкций, которые могут пригодиться вам в жизни и на досуге.
IV. Сообщение темы и целей урока.
V. Изучение нового материала.
В производственных условиях процесс проектирования изделий, как правило, состоит из четырёх стадий:
Формирование задания. Проектирование начинают с определённых требований, которым должна соответствовать конструкция во время эксплуатации. Эти требования оформляют как техническое задание, в котором указывают назначение и сферу применения объекта.
Разработка эскизного проекта. Дизайнеры, часто используя метод фантазирования, выполняют несколько эскизных зарисовок будущего изделия.
Технический проект. Технический проект вмещает в себя конкретную техническую характеристику изделия и короткую пояснительную записку, в которой приводятся данные расчетов и технико-экономические показатели изделия. Определяют геометрическую форму и основные размеры узлов и основных (несущих) деталей.
Рабочее проектирование, в котором разрабатываются чертежи деталей и рабочие сборочные чертежи.
Для изготовления более простых моделей в условиях школьной мастерской мы будем опираться в нашей работе на четыре этапа проектирования.
(раздать таблицы «Последовательность этапов и основных стадий проектно-технологической деятельности»)
Таблица «Последовательность этапов и основных стадий проектно-технологической деятельности»
Организационно – подготовительный этап
Поиск проблемы
Разработка идей и вариантов
Формирование основных параметров
Обоснование проекта
Конструкторский этап
Художественное конструирование
Техническое конструирование
Подбор материалов
Выбор технологии, инструментов, оборудования
Экономическое и экологическое обоснование
организация рабочего места
Технологический этап
Выполнение технологических операций
Самоконтроль деятельности
Оценка качества
Заключительный этап
Сегодня мы подробнее остановимся на художественном конструировании.
Если в конструировании применяются элементы искусства, то такой вид конструирования называется художественным. (записать в тетрадь)
Обязательным условием художественного конструирования является разработка эскиза или рисунка-схемы, на котором отображают размеры будущего изделия, его геометрическую форму и, конечно, рисунок, по которому будут отделывать изделие. Его выполняют на чертёжной бумаге, а затем с помощью копировальной бумаги переносят на заготовку.
(Рассмотреть таблицу в книге стр. 30 рис. 26)
В зависимости от вида художественной отделки рисунки могут быть выполнены в виде орнаментов, силуэтов растений, животных, героев сказок и т.п. Существуют разные способы художественного конструирования и отделки изделий. Художественной росписью отделывают сувенирные сундучки, вазы, тарелки; плетением из лозы – столы, хлебницы, сахарницы; долблением – солонки, ложки, половники.
VI. Практическая работа.
Разработка изделия. (интерактивным методом работы в малых группах)
Вводный инструктаж.
Сформировать группы (по три ученика в каждой).
Напомнить сущность метода фантазирования: представим, что мы с вами можем создать модель кухонной доски любой формы (вы можете вспомнить вид доски, которую вы уже видели или придумать собственный вариант).
Необходимо представить образ такой кухонной доски и отобразить её на рисунке.
Текущий инструктаж.
Предложить свои зарисовки доски на доске.
Предложить группам выбрать и дополнить предложенные варианты чем-то новым.
Придумать где и в каких условиях будет эксплуатироваться данное изделие.
Заключительный инструктаж:
Продемонстрировать лучшие работы.
Выбрать методом голосования наилучшую модель, дать ему название.
VII. Итог урока.
Рефлексия:
(Отвечает каждый ученик)
Какой метод вы сегодня использовали при выполнение практической работы?
Что нового узнал на уроке?
Подведение урока:
Выставление оценок.
Домашнее задание. Параграф № 8, читать, ответить на вопросы в конце параграфа.