Предлагаемое пособие полностью обеспечивает обязательный минимум начальной подготовки школьников по предмету «Технология» и соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по предмету, рекомендованному Министерством образования Российской Федерации.
Данный конспект урока может быть использован при работе с учебником: В. Д. Симоненко «Технология» и при подготовке внеклассного мероприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Контурная резьба по дереву" »
Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя школа №18»
Контурная резьба по дереву.
Создал: Дёмин Н.В.
г. Нижневартовск 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации 3
Конспект урока 4
Информационные объекты. 8
Дополнительный материал. 18
Литература. 21
Методические рекомендации
Предлагаемое пособие полностью обеспечивает обязательный минимум начальной подготовки школьников по предмету «Технология» и соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по предмету, рекомендованному Министерством образования Российской Федерации.
Данный конспект урока может быть использован при работе с учебником: В. Д. Симоненко «Технология» и при подготовке внеклассного мероприятия.
Такое распределение материала позволяет учителю излагать, а ученикам усваивать материал последовательно, опираясь на знания и умения, полученные ранее.
Данное пособие поможет учителю трудового обучения правильно построить свою деятельность, так как упор в нём сделан на систематичность и методичность изложения материала.
Основные принципы, использованные при построении пособия:
Чёткое разделение материала на основной и дополнительный.
Способность к творческой деятельности, выработке нестандартных, оригинальных решений присуща каждому здоровому человеку.
Творчество – совокупность приёмов, методов, действий по анализу и синтезу предметов материального и духовного мира от осознания проблемы и потребности до реализации идеи в проекте и реальном изделии.
Оптимальная дидактическая структура урока. Практическое применение полученных знаний, умений, навыков.
Использование Информационных объектов на уроке.
Использование домашнего компьютера учащегося.
Межпредметные связи. Чертежи, рисунки, эскизы, схемы.
Конспект урока
Тема: Контурная резьба по дереву.
Цель: Обучение приёмам выполнения контурной резьбы; Закрепление умений производить разметку на пиломатериале; воспитание эстетического вкуса; развитие координации движений рук и творческих способностей.
Объект труда: разделочная доска.
Оборудование и материалы: рисунки элементов контурной резьбы, образец изделия, нож-косяк, шкурка шлифовальная, заготовка, карандаш, линейка, циркуль, ПК, ПО – презентация.
Ход урока.
1.Организация урока: (приветствие, проверка отсутствующих, назначение дежурных, проверка готовности учащихся к уроку, доведение до учащихся плана урока).
2.Актуализация знаний:
А).Беседа о видах резьбы:
Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. ИО №1
Контурная резьба применяется в основном для изображения фигур (птиц, животных, листьев, цветов и др.). ИО №2-7.
Прорезная резьба является наиболее простой и выполняется лобзиком, применяется при изготовлении дверей, буфетов, ширм и др., для украшения мебели. Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной. ИО №8
Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путём выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента. ИО №9
Изложение нового материала.
а). Инструктаж по технике безопасности.
-Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием;
-не работай тупым и неисправным ножом;
-подавай нож товарищу ручкой вперёд;
-режь ножом только от себя;
-при работе левую руку держи в стороне от лезвия;
-использовать нож только по назначению.
б). Теоретический материал:
Контурная резьба на деревянных изделиях встречается у многих народов нашей страны. Узор в ней передаётся углублёнными линиями. Ширина и глубина прорези чаще сохраняются одинаковыми на всём протяжении рисунка, но могут быть и различными, в зависимости от художественного замысла. В первом случае резьба выглядит несколько суховато, а во втором – различие ширины и глубины прорезных контуров создаёт определённую пластичность узора. ИО №10.
Проследить историю развития контурной резьбы не представляется возможным, так как она главным образом входит составной частью в другие виды. В контурной резьбе, где декоративным языком являются скупые углубленные канавки, мастера всегда искали их способы обогащения. Самый простой из них мы только что видели – это выполнение подрезок с сужающимися и расширяющимися контурами. Но мастера шли в своих поисках дальше и дополняли контурные порезки другими видами декоративных работ, например: подкраски канавок, созданием вокруг изображения «подушечного фона». Чёткость углублений дополнялась и обогащалась ногтевидными подрезками. ИО №11-18.
По существу, любой вид резьбы, исключая скульптурную, включает контурную.
Итак, повторим. Основой контурной резьбы служат углублённые линии. Их режут полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом. В контурной резьбе нет каких-то определённых декоративных фигур, поэтому ограничимся об основных штрихах-прорезях. ИО №19.
Работа разбивается на несколько этапов: подготовка основы, выбор композиции, перевод рисунка на заготовку, непосредственно резьба, отделочные операции.
В качестве основы здесь лучше всего подходят лиственные породы – липа, осина, берёза, ольха. Однородную, без пороков заготовку нужно чисто выстрогать и подготовить под резьбу. Если фоном служит светлое дерево, дощечку достаточно прострогать. Если же композиция на тёмном фоне, заготовку нужно затонировать. ИО №20-22.
Композиция составляется с учётом декоративных особенностей резьбы и характера предмета, на который она будет нанесена. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными и чёткими. Их можно выполнить, как обычно, одной линией. Первые зарисовки лучше брать с образцов, в дальнейшем можно пробовать сочинять самостоятельные композиции. ИО №23
Перенести изображение на заготовку можно при помощи копировальной бумаги или без неё.
Процесс резьбы, как указывалось, разбивается на 2 стадии: надрезание и подрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание. Затем идёт подрезание: положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону и также с усилием делает подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трёхгранная деревянная полоска-соломка. Нужно стремится к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов, и всё повторяют сначала, глубже входя в дерево. ИО №24-25.
Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход ножа. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Угол заточки ножа примерно 30 градусов. Косым ножом можно резать во всех направления: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу. Первое время приходится часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку не трогать во время работы, а резать во всех направлениях без остановки. В контурной резьбе плавность, непрерывность линий – одно из условий художественного исполнения узора.
На тонированной и полированной поверхности после выполнения резьбы отделка не нужна. Если же узор резали на светлой древесине, её нужно защитить прозрачным лаковым покрытием.
Закрепление:
Выполнение практической работы. ИО №26.
Подготовка основы.
Работа над эскизом (на тёмном фоне); использование набросков, зарисовок животных.
Перевод рисунка на основу.
Исполнение резьбы.
Контроль.
Оценка практической работы.
Домашнее задание:
Самостоятельно нарисовать фигуру для резьбы на бумаге.
Информационные объекты.
ИО №1 ИО №2
ИО №3 ИО №4
ИО №5 ИО №6
ИО №7 ИО №10
ИО №11 ИО №12
ИО №13 ИО №14
ИО №8
ИО №9
ИО №15 ИО №16
ИО №17 ИО №18
ИО №19
ИО №20
ИО №21
ИО №22
ИО №23
ИО №24
ИО №25
ИО №26
Дополнительный материал.
Контурная резьба
Применение контурной резьбы
Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым. Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров.
Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят очень большое распространение.
Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески. В отдельных операциях используют и прямые стамески.
Техника и приемы выполнения контурной резьбы
Сначала на заготовке делают разметку и наносят рисунок карандашом по шаблону или копируют его с оригинала.
Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород - липе, осине, а затем после приобретения навыков - на более твердых. Работать следует стоя, так как это дает большую свободу движения. Правой рукой держат инструмент за черенок, а левой придерживают и направляют лезвие.
Резьба косячком
Резьба косячком выполняется в два приема - надрезание и подрезание. Нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки.
Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делается подрезка уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная полоска - «соломка», а на заготовке получается двухгранная выемка.
Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резачки с маленьким углом заточки клинка. Ножом-косячком можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его во все стороны.
Резьба розеток
При резьбе розеток или орнаментов с кривыми линиями ширину и глубину двухгранных выемок делают разными - это необходимо для большей выразительности рисунка и формы. Косячок в этом случае держат носком в глубине древесины для утоньшения линии, а выход к поверхности и заужение делают пяткой. Если вершины сторон розетки сходятся в центре, то начинают резать носком от края окружности, а к середине выводят обязательно пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины. Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную линию с полукруглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками.
Резьба небольшой розетки. Круглой стамеской надрезают лепесток. Лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской и заканчивают надрез отлогой стамеской.
Этими операциями надрезают все лепестки розетки, а подрезку контура делают более отлогими стамесками. Все лепестки подряд подрезают сна чала средней стамеской, а затем отлогой.
Резьба орнаментов стамесками
Резьба линий крупных орнаментов полукруглыми стамесками и уголками. Линии в технике контурной резьбы можно получить полукруглыми стамесками с высокими бортами и клюкарзами. Вырезанная этими инструментами линия представляет собой выемку на плоскости древесины.
Двухгранную выемку режут стамесками-уголками и клюкарзами-уголками. Кривые линии очень удобно резать клюкарзами, так как их можно поворачивать и менять угол наклона, что расширяет маневр движения резчика. Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок. В этом случае стамески должны быть особенно острыми. Следует также непременно учитывать строение слоев древесины.
Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножами-косячками и резачками.
Чеканка фона
При выполнении контурной резьбы в композиции нередко используют растительные и животные мотивы. В этом случае вокруг контура рисунка делают чеканку фона, т. е. фон режут полукруглыми стамесками или клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок.
Если орнамент имеет крупный глубокий контур, то иногда фон делают в виде мелкой сетки из порезок, что лучше выявляет рисунок.
Литература.
1.В.Г.Буриков, В.Н.Власов Домовая резьба.
2.Жегалова С.К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. – М., 1983.
3.Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – 4-е изд. – М.,1983.
4.Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М., 1981.
5.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984.
6. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. – М., 1983.
7.Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1981.