Цель: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности
Задачи:
создать условия на уроке повторения материала, обеспечить усвоение понятий: прочность, упругость, плотность древесины;
обеспечить развитие умений анализировать, сравнивать, классифицировать, создать условия для развития умения работать во времени, способствовать совершенствованию зрительных, слуховых и моторных ощущений;
содействовать воспитанию усидчивости, умению преодолевать трудности, ответственности за результат учебного труда, создать условия для активизации самостоятельной деятельности учащихся;
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
Вводный инструктаж.
Довести до сведения учащихся требования и правила безопасности при нахождении в столярно-слесарной мастерской. Учащиеся расписываются об ознакомлении с вводным инструктажем в журнале регистрации учета инструктажей.
Введение в тему урока.
«Золото добывают из земли, а знания – из книги»
На доске записана тема урока: «Художественная обработка древесины. Мозаика». Что вы уже знаете об этой теме?
Повторение материала о видах, свойствах древесины:
Древесина - широко распространенный строительный и поделочный материал. Из древесины строят дома, мосты, делают мебель, музыкальные инструменты, детали машин, столярно-строительные конструкции, деревянную посуду и многое другое. Используют древесину в химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже все перечислить.
Древесиной принято называть очищенный от коры и веток используемый в производстве материал.
Вопросы и задания:
Ответьте мне на следующие вопросы, за каждый правильный ответ буду давать жетон, в конце урока подведем итог – кто из вас был «знатоком».
- На какие два вида делятся все древесные породы?
- Какие пиломатериалы изготавливают из древесины?
- Что такое текстура дерева?
- Что является показателем наличия пороков древесины?
- Определите характер происхождения пороков древесины?
- Для чего нужно изучать строение древесины, ее пороки, свойства?
- Что относится к древесным мате-риалам?
- Назовите инструменты, с помощью которых обрабатывается древесина.
(Ответы учащиеся.)
Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно! (Не правда ли, звучит, как открытие!)
Многое о древесине вам уже известно, но есть вопросы, которые еще предстоит разобрать.
Изложение программного материала.
Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Художественная обработка дерева является самым древним видом народного творчества.
Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги коромысла, чашки, ложки).
Техник резьбы по дереву было много: объемная, рельефная, плоско-рельефная, выемчатая с подборкой фона.
Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика.
Запишите тему сегодняшнего уро-ка: «Художественная обработка древесины. Мозаика».
Как вы думаете какие материалы используют для изготовления мозаики. (камни, стекла, керамика, древесины, слоновую кость, металла и т. д.).
Рис. 66, 67. учебника
Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц.
Мозаика может представлять собой орнамент. Рис.68.
Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Расскажите, где вам встречались изделия, предметы оформленные мозаикой?
Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.
Интарсия – инкрустация деревом по дереву.
Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.
Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является – паркетри.
Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.
Физкультминутка динамическая
Давайте ребята отдохнем.
Очень мы трудиться любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Из шпона сделана фанера,
если правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
делай влево поворот,
воздух мы вздохнем поглубже
и продолжим наш урок!
Практическая работа.
Работа в рабочей тетради – самостоятельная работа, проверка в парах по образцу.
Ребята выполняют самостоятельную работу на кар-точках, проверяют друг друга.
(«!» – молодец, все сделано правильно, «+» - хорошо, были небольшие ошибки, «?» - нужна помощь учите-ля).
Предложить придумать и изобразить рисунок будущего мозаичного набора. Работа в рабочей тетради.
Учащиеся выполняют задание. Оценивают свои действия и действия партнёров.
Итог урока.
А теперь каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я научился…
я попробую…
мне захотелось…
Учащиеся продолжают вы-бранную фразу.
Домашнее задание
Найти изделия или изображения изделий с различными видами мозаики.