kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Воспитание познавательных интересов у умственно отсталых обучающихся на уроках столярного дела

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы к докладу о воспитании познавательных интересов у умственно отсталых обучающихся на уроках столярного дела.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание познавательных интересов у умственно отсталых обучающихся на уроках столярного дела»

3

Нещеретнев Андрей Анатольевич

Воспитание познавательных интересов у умственно отсталых обучающихся на уроках столярного дела.


Когда ребенок занимается "из-под палки", он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, если же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В психологических знаниях в обобществленном виде отраженны уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на различных возрастных этапах в условиях игровой, учебной, трудовой деятельности, существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психолого-педагогическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), более полно использовать резерв особенного обучающегося, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.

Но ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Необходимо применять на уроке нестандартные, оригинальные приемы для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которые повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.

На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе не стандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у обучающихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока, и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и ученики нуждаются в видах работы, снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.

Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес.

Интерес – это мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика.

Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникновения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь, человек как бы стремиться заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидании чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.

Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.

Для активизации мыслительных процессов, создания атмосферы заинтересованности при постановке темы предъявляю ученикам образец готового изделия, который они могут посмотреть, потрогать, понюхать.

При анализе изделия использую разборный макет с элементами соединений и образец с элементами брака, которые ученики могут разобрать, рассмотреть, сравнить, сделать выводы, собрать.

Сравнение близких, но в том или ином отношении различных предметов в разных условиях, дает толчок к размышлению, побуждает желание выяснить причины этих различий, таким образом активизируется познавательный интерес у обучающихся.

При ориентировке в задании во время изготовления сложных, многодетальных, составных изделий применяю демонстрационные и индивидуальные технологические карты, которые помогают обучающимся усваивать смысл понятий, приемов труда, целей и значения своей учебной и практической деятельности, способствуют формированию умения практически применять приобретенные знания и навыки в новых условиях. Применение технологических карт привлекает внимание учеников, повышает их познавательную активность. (Приложение №1)

После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания, которые могут быть не только на бумажных носителях, но и в электронном варианте. (Приложения 2-1 и 2-2) Тесты заменяют фронтальный опрос учителя. Кроме того, дают возможность формирования адекватной самооценки у умственно отсталых учащихся, а также способствуют их социализации, приспособлению к современным жизненным реалиям.

С целью активизации познавательных процессов на завершающем этапе урока часто использую русские пословицы и поговорки о труде, что помогает раскрывать значимость труда в жизни человека, развивает память, мышление, речь, воспитывает интерес к культуре разных народов нашей страны. Например, "Имя человека трудом славится.", " Труд прославляет, лень с пути сбивает.", "Труд вторая мать человеку.", "Нет ничего радостнее труда!"

К.Д. Ушинский писал, что новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале видеть новое.

Далеко не все в учебном материале для учеников может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.

Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности обучающихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок, предоставлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения. Один из активно используемых приемов - метод проектов.

На уроках труда в школе, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, находят широкое применение методы проблемного обучения, которые способствуют развитию творческого мышления.

Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из множества разных задач, направленных на формирование умения анализировать, развивать логическое мышление и творческую активность учащихся.

Для того чтобы урок стал интересным, наполненным и содержательным на начальном этапе обучения, использую игры.

Обучающиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игр «лото», «кроссворд», «немое кино», «поле чудес» (приложение № 3). Несложные по форме и содержанию игры вызывают у учеников интерес, они охотно занимаются заполнением кроссвордов. Здесь возникает внешняя и внутренняя активность. В работе участвует весь класс. Возникает ожидание. Это мобилизует внимание, повышает интерес, что способствует формированию мотивов к труду.

Воспитание познавательных интересов у умственно отсталых школьников имеет большое значение, т.к. повышает тонус умственно отсталого ребенка, создает бодрое, радостное настроение, повышает эффективность усвоения материала и трудового усилия. Интерес облегчает преодоление трудностей, повышает темп работы, улучшает ее качество. Благодаря возникшему интересу к учению и труду, дети становятся более дисциплинированными, дружными и более инициативными.

Каждому учителю надо помнить классическое утверждение педагогики прошлого - «Смертельный грех учителя – быть скучным».

Таким образом, одним из эффективных путей воспитания познавательных процессов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках столярного дела является повышение мотивации через формирование интереса к трудовой деятельности различными средствами.


Приложение № 1

Приложение № 2-1.

Тестовые задания для 8 класса.

Для обучающихся I типологической группы

- выбери правильный вариант ответа:


I вариант

II вариант

III вариант

IV вариант

РАЗМЕТОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Ножницы линейка карандаш молоток

Карандаш линейка угольник транспортир

Линейка карандаш угольник рейка

Линейка карандаш ножовка транспортир

УСТРОЙСТВО РУБАНКА

Передняя ручка

задняя ручка колодка перо

Передняя ручка задняя ручка колодка винтовой клин

нож

Колодка передняя ручка задняя ручка резец болт

Колодка

задняя ручка резец винтовой клин

гайка

ДЕТАЛИ (УСТРОЙСТВО) ТАБУРЕТА

Царга

проножка средник

крышка

Крышка

царга

проножка

перо

Крышка

царга

проножка

ножка

Крышка

царга

проножка

колодка

РУЧНОЙ СТОЛЯРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Зубило

рубанок

ножовка

стамеска

Киянка

стамеска

рубанок

ножовка

Электродрель

стамеска

рубанок коловорот

Коловорот

рубанок

угольник

ножницы по металлу



Для обучающихся II типологической группы:


I вариант

II вариант

III вариант

РАЗМЕТОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Ножницы

линейка

карандаш

молоток

Карандаш

линейка

угольник

транспортир

Линейка

карандаш

ножовка

транспортир

УСТРОЙСТВО РУБАНКА

Передняя ручка

задняя ручка

колодка

перо

Передняя ручка

задняя ручка

колодка

винтовой клин

нож

Колодка

передняя ручка задняя ручка

подручник

РУЧНОЙ СТОЛЯРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Киянка

стамеска

рубанок

ножовка

Электродрель

коловорот

стамеска

рубанок

Угольник

рубанок

коловорот

ножницы по металлу













Для обучающихся III типологической группы:



I вариант

II вариант

РАЗМЕТОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Ножницы

линейка

карандаш

молоток

Карандаш

линейка

угольник

транспортир

УСТРОЙСТВО РУБАНКА

Передняя ручка

задняя ручка

колодка

винтовой клин

нож

Передняя ручка

задняя ручка

колодка

винтовой клин

подручник

РУЧНОЙ СТОЛЯРНЫЙ ИНСТУМЕНТ

Рубанок

киянка

ножовка

угольник

Электродрель

коловорот

стамеска

киянка



Для обучающихся IV типологической группы:



I вариант

II вариант

РАЗМЕТОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Линейка

карандаш

молоток

Карандаш

линейка

угольник

РУЧНОЙ СТОЛЯРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Ножовка

рубанок

угольник

Сверлильный станок

коловорот

киянка


Тема «Подставка под цветы»

Тест по теме1

  1. Прочитай вопрос. Рассмотри рисунок. Подумай.

  2. Выбери клеточку с правильным ответом и отметь ее (поставь «V» или «+»)

1

Размеры на чертежах ставятся в

метрах

миллиметрах

сантиметрах

2

Каким инструментом производят выборку паза, гнезда?

3

Каким инструментом можно стучать по стамеске при выборке паза, гнезда?

Тест по теме2

  1. Прочитай вопрос. Рассмотри рисунок. Подумай.

  2. Выбери клеточку с правильным ответом и отметь ее (поставь «V» или «+»)

1

Каким инструментом производят выборку паза, гнезда?

2

Каким инструментом можно стучать по стамеске при выборке паза, гнезда?



Тест по теме3

  1. Прочитай вопрос. Рассмотри рисунок. Подумай.

  2. Выбери клеточку с правильным ответом и отметь ее (поставь «V» или «+»)

1

Каким инструментом производят выборку паза, гнезда?

2

Каким инструментом можно стучать по стамеске при выборке паза, гнезда?



Приложение № 3.

Кроссворд «Разметка»




С

Т

Р

У

Б

Ц

И

Н

А



М

А

Л

К

А



З

Е

Н

З

У

Б

Е

Л

Ь



М

О

Л

О

Т

О

К




Л

И

Н

Е

Й

К

А



Ч

Е

Р

Т

И

Л

К

А


У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К



Р

И

С

К

А


1.Инструмент для фиксации заготовки при обработке и склеивании.

2.Разметочный инструмент для переноса углов.

3.Инструмент, для выборки четверти.

4.Инструмент для забивания гвоздей.

5.Инструмент, которым измеряют и откладывают размеры.

6.Инструмент для проведения риски.

7.Инструмент для контроля прямого угла.

8.Название линии, проведенной чертилкой.


Кроссворд «Опиливание».


О


1.

Н

А

П

И

Л

Ь

Н

И

К


И


2.

Л

И

Ч

Н

О

Й


3.


И


Д

Р

А

Ч

Е

В

Ы

Й



А



Б

А

Р

Х

А

Т

Н

Ы

Й



И


Е


1.Инструмент, которым опиливают обрабатываемый материал (дерево, металл).

2.Напильник для точной обработки детали.

3.Напильник для грубой (черновой) обработки детали.

4.Напильник для отделки поверхности детали.

Использованная литература:

1.Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети», 1983

2.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М.: Из-во АПНРСФСР, 1959.

3.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.

4.Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение,1969.

5.Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Основные вопросы обучения арифметике. Книга для учителей вспомогательных школ. Учпедгиз, 1955.

6.Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993, № 5.

7.Мирский Л.С. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966.

8.Мирский Л.С. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1988.

9.Мирский Л.С. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.

10.Мирский Л.С. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986, № 1.

11.Общая психология: Учебник для студентов под редакцией А.В. Петровского, М. 1986

12.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов под редакцией Ю.К. Бабанского, М. 1988

13.Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. 1996

14.Поршнова М. «Нестандартные уроки». // Педагогический вестник. 1995, № 8.

15.Пути повышения эффективности уроков, по специальным предметам в средних профтехучилищах. Под редакцией Н.Н. Волкова, 1985

16.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

17.Федосов С.Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. // Дефектология, 1987, № 4.

18.Шинкоренко В.А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология, 1982,

1 Для обучающихся I, II типологической группы

2 Для обучающихся III типологической группы.

3 Для обучающихся IV типологической группы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нещеретнев Андрей Анатольевич

Дата: 04.01.2019

Номер свидетельства: 493752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Обобщение опыта «Формирование самостоятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения столярному делу»"
    ["seo_title"] => string(144) "obobshchieniieopytaformirovaniiesamostoiatielnostiuuchashchikhsiasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavprotsiessieobuchieniiastoliarnomudielu"
    ["file_id"] => string(6) "284855"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454055557"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства