Технология проектов – поиск, творчество, достижения…
Технология проектов – поиск, творчество, достижения…
Основная цель проектно–ориентировочной технологии способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проектов – поиск, творчество, достижения…»
Карибуллин Фарит Галимович учитель технологии.
Категория: высшая.
Акмолинская область г. Степногорск.
Средняя школа №7 им.Ю.А. Гагарина
Технология проектов –
поиск, творчество, достижения…
В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы Казахстана в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. В программу школ включен новый предмет “Технология”, как наука о преобразовании и использования материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, включая необходимые для этого методы и средства. Образно говоря, технология – это философия действия.
Готовность молодёжи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает:
умение думать;
собирать информацию;
анализировать;
принимать решение на основе высокого уровня знаний и умений, постоянной готовности самообразованию.
Особое место в решении этой проблемы принадлежит разделу проекта в образовательной области «Технология», поскольку именно здесь синтезируются знания естественного и гуманитарного циклов образования, имеется возможность проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей.
Основная цель проектно–ориентировочной технологии способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности, развития её интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств в процессе создания нового продукта, имеющего практическую значимость.
Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения:
Распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы
Определить перспективу и спланировать необходимые шаги
Найти и привлечь нужные ресурсы
Точно реализовать имеющийся план
Оценить доступные результаты и проанализировать допущенные ошибки
Осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.
Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения кружковых занятий, развить мотивационную сферу школьников.
Практика показала, что проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Ученики с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность. Использование метода проектов, предполагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, применение совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений, навыков из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов учитывает один из важнейших принципов обучения — постепенный переход от простого, к сложному. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят наиболее интересные способы их решения.
Достоиство метода проектов - нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний, умений и навыков. Атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся помогает самостоятельно добывать знания. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи.
Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов, поэтому большие возможности для развития проектной деятельности учащихся имеет внеурочная деятельность, кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам.
Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и дает возможность учащимся понять роль каждого блока.
Методической основой исполнения метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические принципы:
Связь теории с практикой;
Научность, сознательность и активность усвоения знаний;
Доступность, систематичность и преемственность обучения;
Наглядность и прочность усвоения.
Образовательная функцияподразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:
деловитости;
предприимчивости;
ответственности.
Развивающая функциясостоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
В течение девяти лет на уроках технологий и кружковых занятиях активно применяю метод проектов.
Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбраной темы.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть и нтересы учащихся. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Обращаю внимание на отражение в тематике национальных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев Казахстана. В тематике проектных заданий обязательно учитываются вопросы экономики, экологии, современного дизайна. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.
Затем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта.
Обучающимся с низкой мотивацией к учебе (классы коррекционно-развивающего обучения) предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до миниума. Ребятам из малообеспеченных семей предлагаю тему, связанную с обновлением и ремонтом мебели своими руками или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.
На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником для:
определения конкретных заданий,
выбора материалов и инструментов, необходимой литературы,
повторения правил техники безопасности.
Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления, вносим поправки. Затем ребята составляют технологические карты, делают расчеты, при необходимости консультируются у учителя, далее приступают к практической работе по изготовлению и поэтапному оформлению творческого проекта.
На уроке вместе с учениками проверяем качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультации даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным. Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частичного дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Организация проектной деятельности вызывает определённые трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Мне приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученики должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технологии» и, в частности, при выполнении творческого проекта.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.
Этапы защиты проекта
Учащиеся делают сообщения о ходе выполнении проекта.
Представляют наглядный материал (изделия, документация по его выполнению).
Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителей.
Подводится итог обсуждению и ставится оценка
При оценки проекта учитывается целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того, содержание пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Результаты проектной деятельности учащихся вначале экспонируются на выставке творческих работ в кабинете «Технологии» учащихся, затем лучшие работы отбираются для участия в различных конкурсах.