kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятий кружка «Художественная роспись.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятий кружка "Художественная роспись"

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятий кружка «Художественная роспись.»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

Большесодатского района Курской области














Разработка занятий кружка «Художественная роспись.»



















Учитель технологии Сопин Александр Владимирович



2016 год



Разработка эскиза росписи итогового изделия и выполнение его в материале.

Цели и задачи:

1. Продолжить знакомство обучающихся со стилем с хохломская роспись и приемами её выполнения (с основными видами хохломского орнамента: травка, пряник, под фон, кудрина). 2. Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность. 3. Сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой родной страны.

4. Способствовать созданию условий для заинтересованности обучающихся художественной росписью по дереву, формированию устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Тип урока комбинированный.

Оборудование и материалы:

Репродукции с изображениями произведений хохломской росписи, карта Центральной России, раздаточный материал с изображением элементов хохломской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов хохломской росписи, хохломские изделия, гуашь, кисти, лист бумаги, интерактивная доска.

Ход занятия

Этап №1

Учитель.

Вам всем известен афоризм «Бить баклуши», а что он обозначает?

(бездельничать).

Учитель.

- А мне бы очень хотелось, чтобы на сегодняшнем занятии вы поменяли свое мнение о слове «баклуши», научились бы их бить и впоследствии работать с ними .(просмотр фрагмента из телепередачи «Галилео» Что значит бить баклуши)

Учитель.

- Что же нового вы узнали о слове «баклуши»? (заготовки для ложек)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии? (делать заготовки для ложек и расписывать их)

Вступительная беседа учителя

Рассмотрим происхождение слова «ложка». В английском слово «ложка» (spoon) имеет общий корень со словом «щепка». Из этого материала, скорее всего, и изготавливали первые ложки. В русском языке есть предположение, что здесь замешано слово «лог» — «овраг», «углубление».

Впервые в письменном источнике о ложках на Руси упоминается в «Повести временных лет». В ней говорится, что князь Владимир Красное Солнышко в 988 году в первую очередь окрестил свою дружину. По этому случаю он и одарил их серебряными ложками.

Этот факт говорит о том, насколько важное место занимала ложка в жизни человека. Не удивительно, что ложку наделяли и магическими свойствами.

Связано это с достатком и сытостью. Где на стенке висит украшенная ложка, туда голод никогда не придет.

-А какую роль выполняет ложка, кроме приема пищи?(игра на ложках)

У ложки есть еще одна «профессия» — музыкальная. Первые сведения о «музыкальных ложках» относятся к концу восемнадцатого века.

- А какие приметы связывают с ложкой?

Вот некоторые из них:

«Если уронить ложку — придет женщина»;

«Ложку на столе после обеда забыть — к гостю»;

«Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила».

Презентация (подготовленная обучающимся)

«Виды ложек»

Ложки для разливания пищи.

Такие ложки в 1,5-2 раза больше, чем ложки для еды, и называются уполовниками, или ополовниками. Уполовник имеет овальный черпак и может быть как с крючком на конце черенка, так и без крючка.

Ложки, используемые при приготовлении блюд.

Они длиной от 22 до 36 см в зависимости от того, насколько густы растираемые продукты. Протирательные ложки обычно не окрашивают. Чтобы вынимать из чугуна, горшка или котла пельмени, мясо, рыбуили овощи, а также снимать пену, пользовались шумовками-ложками с почти плоским большим черпаком, усеянным сквозными отверстиями, и длинным круглым или плоским черенком.

Ложки для еды.

Для еды повсеместно использовалась рабочая ложка. Это одна из самых крупных ложек, с круглой лопастью и глубокой лункой. Приметная деталь рабочей ложки-точёный, завершавший черенок, и шейка между ними.

Ложка-межеумок

Использовалась простым людом для еды из мисок. Внешне, по форме она мало отличается от рабочей ложки, лишь черенки разные: у межеумка он не точёный, а кругло обрезанный ножом. И у рабочей ложки, и у межеумка черенок плавно, без гранки вливается в черпачок.

Специальные ложки:

Ложка для горчицы-это сравнительно небольшая ковшеобразная ложка, даже ложечка; вырезали её из ценных пород-пальмы, груши, клена.

Ложка для соли такая же как горчичная, но ещё меньше и ближе по форме к загибке, хотя сегодня существует много и других форм.

У ложки для грибов длинный, обычно точеный круглый или плоский черенок и ковш с продольным узким пазом внизу лунки.

Ложка для снятия сливок имеет яйцевидный ковшик, чуть сплюснутый к черенку, с неглубокой лункой.

Сувенирные ложки

Учитель

-На сегодняшнем занятии мы будем изготавливать предмет домашнего обихода – ложку и расписывать ее.

Для выполнения резьбы потребуется специально подготовленный инструмент, основными из которых являются РЕЗЦЫ.

При художественной обработке древесины требуется идеальная заточка инструментов.

Повторение правил техники безопасности.

Учитель. Нужно уметь правильно пользоваться этим инструментами, соблюдая технику безопасности. Какие общие требования предъявляются в начале любой работы?

Учащиеся. Надеть спецодежду, получить инструмент у учителя, проверить его исправность и заточку. На верстаке не должно быть ничего лишнего. За верстаком работает только один человек. Стамеской работать только от себя.

Учитель. Запрещается класть резец в карманы и перемещаться с ним по мастерской, подходить к работающему, резать на коленях (работать только за верстаком).

  1. Работа по технологической карте.

Учитель. Давайте рассмотрим последовательность выполнения объёмной резьбы, опираясь на технологическую карту.

I. Наносим рисунок и обрабатываем контур детали (показ). Так как мы ограничены во времени – первый этап выполнен предварительно.

II. Обрабатываем внутри (показ).

III. Обрабатываем снаружи (показ).

IV. Обрабатываем черенок ложки (показ).

- У кого есть вопросы по технологии изготовления?

- Займите свои рабочие места.

Практическая работа. Изготовление ложки

(Индивидуальная помощь при необходимости.)

Лучшим материалом для изготовления ложек является липа. Если же ее нет, то можно использовать осину или ольху. Заготовки делаем из доски толщиной 40 мм.

Пропиточные масла

Для приготовления пропитки можно использовать любое растительное масло. Идеальный вариант — это льняное масло.

По завершении практической части – показ чистовой обработки ложки.

Этап №2

Цель: устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

С какими народными промыслами мы ознакомились на прошлом занятии? (На прошлом занятии мы говорили о хохломской росписи)

Где и когда возникла Хохломская роспись?

- Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

- Основной элемент Хохломской росписи?

- Элементы Хохломской росписи?

- Цветовая палитра Хохломской росписи?

- Композиционное построение рисунка?

Посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент

Орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

ДЕКОР-совокупность украшающих сооружение или предмет орнаментальных изобразительных элементов.

Какие виды орнамента вы знаете? Ответы учеников.

Геометрический - узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т. д.). Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Орнитоморфный узор, где основным мотивом является изображение образа птицы. Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.
- Подумайте , какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?

В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.

Проверка знаний. Работа в группах

1. Из какого материала изготовляют хохломскую посуду? (дерево)

2. «Травка», «под листок» — это роспись какая? (верховая)

3.Самый простой и часто встречающийся элемент хохломской росписи. (травка)

4. «Кудрина», «под фон» — это роспись какая? (фоновая)

5.Ведущий стебель в хохломской росписи, вокруг которого изображаются листики и ягодки называется… (криуль)

Презентация:

  • Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

Особенности Хохломской росписи:

Два приема письма:

верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

  • цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

  • основной элемент узора: «травка»

  • элементы: листья, цветы, ягоды,

Практическая работа.  Выполняем роспись по шаблону по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу. Не отходя от цветовой гаммы. Учащимся предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента

Раздаточный материал «Способы выполнения наиболее простых элементов хохломской росписи » 





Самостоятельная работа.

  1. Композиционное размещение на листе бумаги

  2. Правильность выполнения.













Технологическая карта изготовления ложки











Заготовка: брусок310x85x42

Материал: липа

п/п

Последовательность

операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1.

Нанесение рисунка. Обработка контура детали

Шаблон, карандаш, ножовка, дрель, фреза по дереву

2.

Обработка внутри (в вогнутой поверхности) от краёв к центру на глубину 35мм

Полукруглая стамеска, клюкарза

3.

Обработка снаружи (выпуклой поверхности) от центра к краям

Полукруглая и плоская стамески

4.

Обработка черенка (ручки) ложки

Полукруглая и плоская стамески, нож - косяк

5.

Отделка готового изделия



Шлифовальная шкурка



Перенесение рисунка на ложку. Роспись изделия .

Выставка работ. Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка занятий кружка «Художественная роспись.»

Автор: Сопин Александр Владимирович

Дата: 10.10.2016

Номер свидетельства: 348143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Блок занятий кружка "Батик" "
    ["seo_title"] => string(27) "blok-zaniatii-kruzhka-batik"
    ["file_id"] => string(6) "221560"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435413574"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ» (Изобразительное искусство, первый и второй год обучения) "
    ["seo_title"] => string(126) "dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-programma-viesielyi-karandash-izobrazitiel-noie-iskusstvo-piervyi-i-vtoroi-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "229379"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441723769"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства