Проектная деятельность на уроках технологии как средство активизации деятельности обучающихся.
Проектная деятельность на уроках технологии как средство активизации деятельности обучающихся.
Современная система образования даёт учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать свою. Личность ученика, его отношение к процессу обучения, совместные с педагогом действия, направленные на получение результата – вот залог успеха. Здесь на помощь может прийти проектная деятельность. В процессе обучения ученик должен выступать каксубъект деятельности, который самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи, может перевести практическую задачу в учебную; владеет приёмами решения нестандартных задач; любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку. В этой связи возникает новая функция учителя как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников.
Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивая теоретическое мышление и воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии как средство активизации деятельности обучающихся.»
Проектная деятельность на уроках технологии как средство активизации деятельности учащихся.
Современная система образования даёт учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать свою. Личность ученика, его отношение к процессу обучения, совместные с педагогом действия, направленные на получение результата – вот залог успеха. Здесь на помощь может прийти проектная деятельность. В процессе обучения ученик должен выступать каксубъект деятельности, который самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи, может перевести практическую задачу в учебную; владеет приёмами решения нестандартных задач; любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку. В этой связи возникает новая функция учителя как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников.
Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивая теоретическое мышление и воображение.
Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку.
Проектный метод обучения не открытие, а повторение уже имеющегося опыта на более высоком уровне развития человека.
Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
С понятием «учебный проект» тесно взаимосвязано понятие «метод проектов».
Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Варианты проектов могут быть самыми различными. Необязательно, чтобы весь проект (особенно сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.
Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей, в котором форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще красива.
Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который схож с деятельностью конструкторов, дизайнеров по созданию объектов, где процесс создания (проектирования) представляет собой определенную последовательность этапов деятельности.
Содержание основных этапов и их ступенчатость не являются догмой, но есть принятый стандарт, то есть последовательность проектирования, которая значительно облегчает работу учащегося и контроль учителя в процессе проектной деятельности.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Целью проектной деятельности является понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
-создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
-вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
-обеспечить руководство проектом со стороны педагога
- в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
В своей практике я использую проектный метод не первый год. На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.
Учителю важно помочь ученикам в поиске информации, скоординировать процесс создания проекта, быть рядом с детьми, интересоваться их увлечениями, всячески поддерживать, поощрять ребят. На уроках технологии возможна не только индивидуальная работа учащихся над проектом, но и групповая.
Конечно, чтобы проектная деятельность была успешной, нужно выполнять определённые правила: в команде не должно быть лидеров, все члены группы равны; все должны получать удовольствие от общения и совместной работы; каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе; все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело; все члены команды, выполняющие проектное задание, должны нести ответственность за конечный результат. Если эти правила соблюдены, ребятам нравится и общение со сверстниками, объединенными общими интересами, и деловая направленность проектной деятельности, взаимопомощь, и то, что всегда нужно довести начатое дело точно в срок, чтобы не подвести всю группу, научиться выражать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других. Очень увлекает детей создание предметов, имеющих практическую значимость.
К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио - папки документов.
На подготовительном, поисковом, этапе ребята погружаются в свой проект. Они занимаются поиском и анализом проблемы, выбирают тему проекта, планируют проектную деятельность по этапам. Собирают, изучают, обрабатывают информацию по теме проекта. Здесь немаловажную роль играет мотивация деятельности учащихся. Тема проекта должна быть ребенку интересной, доступной. Очень важна на этом этапе поддержка учителя, совместная вера в успех.
Далее – конструкторский этап. Это и поиск оптимального решения задачи проекта, где ребятам нужно провести исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна, выбрать технологии изготовления, поставить экономическую оценку, провести экологическую экспертизу, и, конечно же, составление конструкторской и технологической документации.
На следующем этапе (технологическом) составляется план практической реализации проекта, подбираются необходимые материалы, инструменты и оборудование, выполняются запланированные технологические операции, ведется текущий контроль качества, вносятся при необходимости изменения в конструкцию и технологию. Этот этап особенно интересен детям. Шаги изготовления поделки ребята продумывают до мелочей. Само изготовление шедевра всегда вызывает живой интерес, дети любят созидать, творить и всегда удивляют меня своей изобретательностью, новизной взглядов, умением экспериментировать и находить что-то особенное, редкое, нигде раньше не замеченное.
На заключительном этапе оценивается качество выполнения проекта, проводится анализ выполнения, изучаются возможности использования результатов проектирования. Результаты труда представляются в виде презентации, устного или письменного отчета с демонстрацией изделия, что необходимо для анализа проделанного труда, самооценки, а также оценки других специалистов- профессионалов.
Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть:
2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы.
На защите своего проекта ребята убеждают всех присутствующих в значимости своей работы, проявляют себя отличными знатоками темы своего проекта, обнаруживают такие качества, как добросовестность, трудолюбие, старание, оригинальность.
Типы проектов могут быть различны: исследовательские, творческие, практико - ориентированные, межпредметные, информационные, ролево-игровые, монопроекты, проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой, координацией, внутренние, или региональные проекты.
Таким образом, применение метода проекта на уроках технологии способствует формированию общетрудовых умений и навыков учащихся, развитию самостоятельности учеников и всех сфер их личности. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся. На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из эффективных методов является метод проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.
Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001
Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005