Особенности применения дидактических игр на уроках технологии
Особенности применения дидактических игр на уроках технологии
Дидактической игрой создаются все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. За счет деятельностных мотивов обучающиеся вовлекаются в игру в условиях ее неопределенности, непредсказуемости. В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности применения дидактических игр на уроках технологии»
Особенности применения дидактических игр на уроках технологии
В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности, выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества.
В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она - добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.
Воспитание – одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей, моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В процессе обучения в школе у обучающихся по мере их взросления усиливается интерес к одним дисциплинам и, как следствие, снижается к другим. Естественно, это влияет на качество усвоения материала по «неинтересным» предметам, одним из которых может являться технология. Существует целый ряд способов повышения заинтересованности в освоении этих дисциплин. Весьма эффективным, на наш взгляд, является дидактическая игра.
Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и обучающихся.
Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе.
В.И Логинова относит к этим принципам:
- принцип развивающего обучения;
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип доступности обучения;
- принцип системности и последовательности;
- принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;
- принцип индивидуального подхода к детям.
К вышеперечисленным принципам В.И Логинова, рассматривая обучение как принцип всестороннего развития личности обучающегося, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью учеников (игрой, трудом), т.е. как необходимость упражнения учеников в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, ученик, овладевая навыками учебной деятельности в форме игры, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий.
Представленные принципы являются основой для определения образовательного содержания, которое должен освоить школьник. Впервые подобная опытно-экспериментальная программа была разработана известным отечественным методистом Е.И. Тихеевой.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).
При организации игры на уроке технологии помимо этапа разработки ее сценария, который является самым ответственным и сложным при подготовке дидактической игры, немаловажен правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности обучающихся. Причем, подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с обучающимися. Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, бережное отношение к инструментам, заготовкам и т.п.
Игровой замысел урока технологии заложен в дидактической задаче, которую необходимо решать на уроке, что придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведения обучающихся, в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Потому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей обучающихся. В свою очередь, правилами игры создаются условия для формирования умений обучающихся управлять своим поведением.
Критерии оценки также могут разрабатываться учителем вместе с учениками. Конечно, они могут быть различны при разных видах работы, выставлять оценку может как учитель, так и сами обучающиеся (при групповой работе, после анализа каждого члена группы). Возможны различные варианты выставления оценки: в течение урока, в конце игры или после урока (если необходимо оценить письменную работу).
Необходимо обратить внимание на заключительный этап дидактической игры – ее анализ. Анализ дидактической игры должен происходить как на уровне класса, можно в различных формах (устно, поочередно или выборочно, письменно, например, в форме анкетирования), так и на педагогическом уровне, для чего на урок приглашаются другие учителя.
Дидактической игрой создаются все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. За счет деятельностных мотивов обучающиеся вовлекаются в игру в условиях ее неопределенности, непредсказуемости. В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку.
Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения обучающихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры на уроках технологии, позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.
Конечно, нельзя противопоставить дидактическую игру и урок технологии, но в ситуации дидактической игры усвоение знаний происходит эффективнее. Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от ученика, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между обучающимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.
Игра является любимой формой работы обучающихся на уроке. В процессе применение различных игровых форм растет не только ученик, но и самом педагог. В процессе игровой деятельности обучающиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках. Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм.
В трудовом обучении и организации общественно полезного, производительного труда обучающихся следует шире использовать привлекательные для них игровые формы. Учителя в состоянии сами, но еще лучше с привлечением школьников, разрабатывать игровые сюжеты, условия. Надо только проявить больше выдумки и творчества.
Благодаря использованию игры на уроке, удовлетворяются многие потребности ученика: потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, испытать наслаждение от самого процесса игры, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир, выразить свои желания.
На наш взгляд на уроках технологии игровые методы необходимо использовать обязательно, так как игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются способности учеников, их индивидуальность. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д.
В последнее время многие учителя используют на уроках технологии кроссворды.
Кроссворд – игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. Кроссворд – это задача, головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписывания букв расположены вокруг номера, и диагональные [46].
Кроссворд, на сегодняшний день, одна из самых популярных и широко распространенных игр в мире, хотя и имеет короткую историю. Первые кроссворды появились в Великобритании во второй половине XIX в. в детских книжках и периодических изданиях. По форме эти кроссворды представляли собой квадрат, заполненный группой слов, читавшихся как по горизонтали, так и по вертикали. Первый кроссворд на русском языке появился 11 мая 1924 г. в воскресном приложении «Наш мир» к берлинской эмигрантской газете «Руль».
Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.
Опираясь на возраст обучающихся, а также уровень подготовки и цели урока, можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя различные определения, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.
Довольно хороший результат дает задание обучающимся составить кроссворд самим в урочное и внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но дают правильное определение, характеристику того или иного понятия по изучаемой теме.
Кроссворд, на наш взгляд, мощное дидактическое средство для учителя, соединяющее серьёзное интеллектуальное занятие и забаву, размышление и развлечение, что открывает новые подходы к обучению школьников.