Курс лекций составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 190631, и предназначен для изучения модуля ПМ 01. МДК 01.01. «Устройство автомобиля» раздел «Организация авторемонтного производства». Курс лекций содержит основные материалы, в которых рассмотрены аспекты теории авторемонтного производства, технологии восстановления и ремонта изношенных агрегатов, узлов и деталей, а также автомобилей в целом, проектирование авторемонтных предприятий и их участков, знания о которых помогут студентам освоить программу, и подготовят к занятиям и выполнению курсовому проекту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Курс лекций предназначен для изучения модуля ПМ 01. МДК 01.01
«Устройство автомобиля», раздел «Организация авторемонтного производства» студентами 3 курса специальности190631
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рецензия
на курс лекций по модулю ПМ 01. МДК 01.01. «Устройство автомобиля» раздел «Организация авторемонтного производства» специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Курс лекций разработан преподавателем дисциплины Белгородского строительного колледжа Лукьяновым А.И.
Курс лекций составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 190631, и предназначен для изучения модуля ПМ 01. МДК 01.01. «Устройство автомобиля» раздел «Организация авторемонтного производства». Курс лекций содержит основные материалы, в которых рассмотрены аспекты теории авторемонтного производства, технологии восстановления и ремонта изношенных агрегатов, узлов и деталей, а также автомобилей в целом, проектирование авторемонтных предприятий и их участков, знания о которых помогут студентам освоить программу, и подготовят к занятиям и выполнению курсовому проекту.
Преподаватель Белгородского
строительного техникума В.А. Бугаёв
А.И. Лукьянов МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Раздел 2 «Организация авторемонтного производства»
(курс лекций)
Рецензия.
Основу настоящего издания курса лекций составляет учебник для студентов средних профессиональных заведений «Ремонт автомобилей и двигателей» авторы Карагодин В.И. и Митрохин Н.Н. издан: М.; Издательский центр « Академия» 2003. Также при разработке курса лекций использовался учебник для студентов средних профессиональных заведений «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» под редакцией Власова В.М. издан: М.; Издательский центр « Академия» 2007.
Курс лекций составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 190631, и предназначен для изучения модуля ПМ 01. МДК 01.01. «Устройство автомобиля» раздел «Организация авторемонтного производства».
Так как разработчик курса лекций много лет посвятил работе по ремонту автомобилей в условиях АТП, а также не понаслышке знает о ремонте автомобилей в условиях авторемонтных предприятий, что нашло отражение в предлагаемом читателю курсе лекций. Поэтому можно говорить о совершенно новом издании и рекомендовать его в качестве учебного пособия студентам средних профессиональных учебных заведений по подготовке специалистов среднего звена занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта.
Много интересного найдут для себя в предлагаемом курсе лекций пособии преподаватели устройства и технического обслуживания автомобилей, практические работники по ремонту автомобилей. Язык лекций достаточно простой, материала для усвоения понятен.
Курс лекций будет полезен студентам специальности 190631 при освоении программы «Организации авторемонтного производства», выполнении курсового проектирования.
Содержание.
Стр.
1. Урок №1-3
2. Урок №2-3
3. Урок №3-3.
4.Урок №4-3
5. Урок №5-3
6. Урок №6-3
7. Урок №7-3
8. Урок №8-3
9. Урок №9-3
10. Урок №10-3
11. Урок №11-3
12. Урок №12-3
13. Урок №13-3.
14.Урок №14-3
15. Урок №15-3
16. Урок №16-3
17. Урок №17-3
18. Урок №18-3
19. Урок №19-3
20. Урок №20-3
21. Урок №21-3
22. Урок №22-3
23. Урок №23-3.
24.Урок №24-3
25. Урок №25-3
26. Урок №26-3
27. Урок №27-3
28. Урок №28-3
29. Урок №29-3
30. Урок №30-3
31. Урок №31-3
Литература.
1. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. «Ремонт автомобилей и двигателей», М. Издательский центр «Академия» 2003.
2. Власов В.М. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» М.; Издательский центр « Академия» 2007.
3. Липкин А.Г. «Ремонт автомобиля ЗИЛ-431410», М. «Транспорт»,1991
4. Богданов С.Н. «Автомобильные двигатели». М. Машиностроение, 1987г.
5. Кучеров А.М. «Металлорежущие станки». М. «Транспорт». 1981
Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
Актуализация знаний – 3-5 мин.
Объяснение нового материала –45-50 мин.
Закрепление нового материала –10-12 мин.
Задание на дом: В.И. Карагодин «Ремонт автомобилей и двигателей» стр. 8-12
Урок 1-3
Тема: Технология и организация авторемонтного производства.
Учебные вопросы:
1.Факторы, определяющие потребность подвижного состава авто-
мобильного транспорта в ремонте. Понятие о старении автомоби-
ля и его предельном состоянии.
2.Система ремонта, её виды и способы, их краткая характеристи-
ка
3.Технологическое деление автомобиля (деталь, подгруппа, груп-
па, агрегат).
4.Особенности авторемонтного производства. Производственный
и технологические процессы КР автомобилей.
5.Понятие о структуре технологического процесса КР ав-лей и
общая характеристика его элементов.
6.Общие принципы организации ремонта. Типы АРП, их струк-
тура и общая характеристика подразделений. Основы организа-
ции производственных процессов на АРП.
7.Основы организации рабочих мест. Аттестация рабочих мест,
основные критерии.
1. При эксплуатации автомобиля имеет место физическое изнашивание деталей, потеря усталостной прочности их материала. Происходит коррозия, потеря жёсткости, уменьшается упругость, пластичность. Всё это происходит во времени.
Старение автомобиля - процесс необратимого изменения его свойств или состояния, обусловленного структурными превращениями, химическими изменениями в материалах, из которых изготовлены детали, а также накоплением в элементах конструкции микро- и макро повреждений при эксплуатации автомобиля.
2.Поддержание работоспособности автомобиля основана на планово-предупредительной системе ТО и ремонта. Плановый – предусматривает плановое проведение ТО, что обеспечивает предупреждение непредвиденного отказа автомобиля. Предупредительный - проведение ремонта составных частей и автомобиля в целом до наступления периода интенсивного изнашивания базовых и основных деталей.
Плановый ремонт - осуществляется с требованиями нормативно-технологической документацией.
Неплановый ремонт – без предварительного назначения.
Регламентированный ремонт - плановый ремонт выполняемый в объёме и периодичностью независимо от техсостояния в момент начала ремонта.
Ремонт по техсостоянию – контроль техсостояния определяется нормативно-технической документацией, а объём и начало определяется техсостоянием изделия.
3. 100-1001030Б
4. Единичное производство – характеризуется малым объёмов выпуска одинаковых изделий.
Серийное производство – характеризуется изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями.
Массовое производство характеризуется большим объёмом выпускаемых изделий, непрерывно изготавливаемых или ремонтируемых продолжительное время.
Производственный процесс – совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта изделия.
Технологический процесс – часть производственного процесса, содержащая действия по изменению и последующему определению состояния предмета производства.
5. Технологический процесс состоит из операций.
Технологическая операция – законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.
Установ – часть технологической операции, выполняемая при неизменном закреплении обрабатываемой детали или собираемой сборочной единицы.
Позиция – фиксировано положение обрабатываемой детали.
Технологический переход - законченная часть технологической операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей. Он состоит из рабочих ходов.
Рабочий ход – однократное перемещение инструмента относительно обрабатываемой детали, сопровождаемое изменением формы, размеров, шероховатости поверхности или свойств материала.
При вспомогательном переходе не происходит изменение формы, размеров, шероховатости поверхности, но необходимы для выполнения технологического перехода.
Вспомогательный ход – часть технологического перехода, при котором не происходит изменение формы, размеров, шероховатости поверхности.
От заказчика От заказчика
Склад ремонтногофонда
Приёмка агрегатов в ремонт
Площадка
ремонтного
фонда
Приёмка ав-томобиля в ремонт
Наружняя мойка
Мойка,выпаривание агрегатов
Снятие электроо-борудования, ка-бины.,колёс
Мойка электроо-борудования кабины.,колёс платформы
Частичная разборка агрегатов
Мойка шасси
Разборка шасси на агрегаты и узлы
Мойка подра зобранных агрегатов
Разборка на детали
Мойка и очистка рамы
Ремонт электрообору дования, кабин,колёс, платформы
Мойка очист ка деталей
Склад
утиля
Ремонт рамы
Комплекто- вочный склад
Дефектация деталей
Окраска электрооборудования, кабины,колёс, платформы
Окраска рамы
Ремонт деталей
Склад
запасных
частей
Склад деталейожидающих ремонта
Общая сбор-ка ав-ля
Обкатка и ис-пытание авто мобиля
Устранение дефектов
Подкраска автомобиля
Выдача автомобиля заказчику
Склад готовой продук ции
Комплектова ние деталей
Сборка агрегатов
Обкатка и ис пытание агрегатов
Окраска агрегатов
Выдача агрега- тов заказчику
Склад готовой продук ции
6. В условиях АРП применяются следующие формы выполнения ремонтных работ:
- на универсальных рабочих места;
- на специализированных рабочих местах;
- поточный ремонт автомобилей и агрегатов.
АРП делятся на АРЗ и АРМ по масштабу производства.
Делятся по номенклатуре производства - (силовые агрегаты грузовых)
-прочие основные агрегаты
- автобусы;
-силовые агрегаты легковых автомобилей;
-по количеству изделий – единичное, серийное, массовое.
7.Рабочее место - первичное и основное звено структуры предприятия, где размещены исполнители работы. Технологическое оборудование, оснастка и предметы труда. Правильно оснащенное рабочее место подразумевает: рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда. Оснащается технологической и организационной оснасткой.
Технологическая оснастка – оборудование, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также технологическую документацию.
Организационная оснастка - устройства для хранения инструмента, документации, стеллажи, подставки, тара, для поддержания чистоты, светильники, вентиляторы, пылеотсосы.
Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
Актуализация знаний – 3-5 мин.
Объяснение нового материала –45-50 мин.
Закрепление нового материала –10-12 мин.
Задание на дом: В.И. Карагодин «Ремонт автомобилей и двигателей» стр. 52-82
Урок 2-3
Тема:Приём в ремонт, наружная мойка и разборка автомобилей и агрегатов.
Учебные вопросы:
1.Технические требования на сдачу автомобилей, агрегатов в КР
и выдачу из ремонта согласно ГОСТа. Техническая документация
на приём в ремонт.
2.Влияние комплектности и пригодности базовых деталей к ре-
монту на качество и себестоимость ремонта.
3.Хранение ремонтного фонда.
4.Наружняя мойка, очистка автомобилей и агрегатов. Способы
мойки, применяемое оборудование.
5. Организация рабочих мест, техника безопасности. Обеспечение
охраны окружающей среды.
6.Способы организации разборочных работ, их сравнительная
оценка и область применения.
7.Основные виды разборочных работ, средства технологической
оснащённости. Механизация разборочных работ.
8. ТУ на разборку. Технологическая документация.
9. Влияние качества разборочных работ на качество ремонта и его себестоимость. Организации рабочих мест и требовании безопасности труда
1.Заказчик сдаёт автомобили и агрегаты, выработавшие свой ресурс и имеющие аварийные повреждения, которые могут быть устранены только на предприятиях, выполняющих капитальный ремонт.
Автомобили и агрегаты, направляемые в ремонт должны быть комплектными и иметь лишь те неисправности, которые возникли в результате естественного износа.
Автомобиль 1 комплектности - автомобиль со всеми составными частями, включая запасное колесо.
Автомобиль 2 комплектности автомобиль без платформы, металлических кузовов и спецоборудования.
Двигатель 1 комплектности - двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нём, включая сцепление.
Двигатель 2 комплектности – двигатель со сцеплением, но без других составных частей.
При приёмке автомобиля составляется приёмо-сдаточный акт в 3 экземплярах, где отмечается техсостояние и комплектность сдаваемого в ремонт объекта.
2. В капитальные ремонт не принимаются: грузовые автомобили, если их кабины и рамы подлежат списанию; легковые автомобили и автобусы, если их кузова не могут быть восстановлены; агрегаты, у которых базовые или основные детали подлежат списанию.
3. Ремонтный фонд можно хранить под навесами на площадках с твёрдым покрытием. Склады ремонтного фонда могут быть оборудованы стеллажами, грузоподъёмным или подъёмно-транспортным оборудованием, обеспечивающим установку, снятие и транспортировку ремонтного фонда.
4. Для наружной мойки автомобилей и агрегатов широко применяется струйная очистка под высоким давлением. Особенность струйной очистки заключается в использовании насадок, преобразующих потенциальную энергию напора жидкости в кинетическую энергию струи. Насадки с круглым отверстием – струя; с щелевым отверстием - плоская веерная струя;
Режим – турбо.
5. Рабочее помещение должно быть оборудовано приточно– вытяжной вентиляцией, грязесборником, и установкой для очистки сточных вод. Основная задача по охране окружающей среды не допустить сброс сточных вод в канализацию. Спецодежда, защитные кремы и пасты.
6. Разборка-совокупность операций, предназначенных для разъединения объектов ремонта. Разборка может быть стационарной и подвижной (поточной).
Сначала снимают легкоповреждаемые и защитные части (электрооборудование, шланги, крылья, масло- и топливопроводы, затем агрегаты, которые разбираются на специализированных участках.
Не рекомендуется разукомплектовывать сопряжённые пары ( крышки коренных подшипников с блоком. Для разборки используются стенды, съёмники, приспособления.
7-8. Основные виды разборочных работ: вывёртывание винтов, шпилек, болтов, гаек, снятие зубчатых колёс, шкивов муфт и подшипников. При поточном методе применение средств механизации позволяет снизить трудоёмкость в 2 раза и, повреждаемость деталей на 70-89%, Увеличить объём повторного использования подшипников на 15-20%.
9. Требования к организации рабочего места:
- ремфонд должен быть вымытым;
- максимальная экономия движения рабочего;
- оснащение средствами механизации, документацией, инструментом и тарой;
- на рабочем месте должно находится только то что нужно;
- приспособления и инструменты располагаются на расстоянии вытянутой руки;
- режущий инструмент укладывают на деревянные подставки, чтобы не повредить режущие кромки;
- по окончании работ рабочее место убирается.
Техника безопасности: стены прочные несгораемые, полы должны иметь ровную без порогов поверхность, оборудование должно иметь технологические разрывы, не загромождать проходы, не накапливать лишний ремфонд.
Электробезопасность - контур заземления и зануления. Переносной электроинструмент. Электробезопасность - контур заземления и зануления. Переносной электроинструмент 36В.
Пружины разбирать только на стендах.
Пневмоинструмент держать двумя руками.
Освещённость должна соответствовать для работ средней точности при малом контрасте различения объекта. Светильники не должны давать качающихся теней.
Механизм действия моющих средств состоит в удалении жидких и твёрдых загрязнений с поверхностей и перевод их в моющий раствор в виде растворов и дисперсий. Основные явления, определяющие моющее действие – смачивание, пенообразование и стабилизация.
2. Синтетические моющие средства, основа которых составляют ПАВ и ряд щелочных солей:
АЭРОЛ - кремнеобразная масса, применяется для удаления маслянистых и грунтовых загрязнений;
АНКРАС – порошок - применяется для удаления маслянистых и грунтовых загрязнений;
МС-6, МС-8 МС-15 –порошок - применяется для сильно загрязнённых деталей шасси и двигателя.
ЛАБОМИД-101,102,203,204 –порошок – для очистки агрегатов от эксплуатационных загрязнений, отдельных деталей от масляных и асфальтно-смолистых отложений.
МЛ-51, МЛ-52 порошок, для очистки агрегатов и деталей от ГСМ и масляных отложений.
ТЕМП-100 – порошок, для очистки агрегатов перед разборкой.
3. Нагар – применяются жидкости с наиболее высокими моющими и растворяющими свойствами.
Накипь – растворы соляной кислоты с ингибитором коррозии.
Лаковые плёнки - креозольная жидкость
Из маслобаков углеродистые осадки удаляют: пропарка в течение 2 часов, заливают водно-креолиновую эмульсию и перемешивают, через полчаса меняют.
Технологический процесс зависит от состава загрязнений, рельефа объектов очистки, химических свойств материалов, из которых изготовлены детали. Детали делятся на группы и каждая очищается по своему технологическому процесс.
Мойка осуществляется в струйных, погружных и комбинированных моечных машинах, а также моечных установках специального назначения.
В струйных установках струи моющей жидкости формируются и направляются на обрабатываемую поверхность с помощью труб с насадками.
Погружные моечные установки делят на ванны, роторные, и установки с вибрирующей платформой.
Со свечей зажигания нагар удаляется при помощи пескоструйной установки.
Гидроабразивный способ - на загрязнённую поверхность воздействует струя воды с абразивным материалом (кварцевым песком).
Установки для очистки косточковой крошкой (дроблёная скорлупа фруктовых косточек)- блоки двигателя, гильзы от накипи, головки блока – без царапин
Ультразвуковая очистка- установка УВЧ преобразует колебания в механические и всё это происходит в ванне. Очищаются малогабаритные детали и детали, имеющие сложную конфигурацию (форсунки, распылители, плунжерные пары).
4. Этапы процесса моечных работ
Этапы Группы загрязнений Объект моечно-очистных работ
1 1-7 С наружных поверхностей автомобиля
в сборе и из картерных пространств.
2 остатки 1-7, частично 8 Наружные и внутренние поверхности
двигателя, агрегатов и узлов автомобиля.
3 8-11 Наружные и внутренние поверхности
деталей двигателя.
7 Наружные и внутренние поверхности
деталей агрегатов.
11-12 Кабина, рама и детали оперения.
5. Моечный участок должен быть оборудован общей приточно-вытяжной вентиляцией, а каждая моечная машина должна иметь собственную вытяжную вентиляцию с улавливателем паров моющих средств и их возврата. Воздух отсасывают из нижней зоны, так как пары хлорированных растворителей тяжелее воздуха. Оборудование должно быть исправно, двери плотно закрываться, сальники не должны течь, уровень моющей жидкости должен быть нормальным. Пуск электродвигателей должен осуществляться после закрытия дверей, жидкость должна покрывать нагревательные элементы. Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой.
Для очистки сточных вод применяются механические, химические, биологические и физико-механические методы, как самостоятельно, так и в комплексе.
Механические методы – процеживание, отстаивание, фильтрование, центрифугирование и разделение в гидроциклоне.
Химический метод – хлорирование, озонирование.
Биологический метод – создание условий для развития бактерий, продуктами жизнедеятельности которых являются вредные вещества в стоках.
Электрохимический метод – очистка производится за счёт электролиза с использования растворимых и нерастворимых электродов.
Термический метод – окисление вредных веществ (Жидких, твёрдых и газообразных) кислородом воздуха до нетоксичных соединений. Им пользуются, когда возвращение примесей в производство невозможно или нецелесообразно.