Работа расчитана на дошкольный возраст. Дети превосходно справляются с заданием. Им интересно проводить опыты с водой.Использовать можно нетолько в детских садах, но и в школьлах начальных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №13 «Чебурашка»
ХМАО-ЮГРА г. НЕФТЕЮГАНСК
Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации режимных моментов.
«Кристалы»
Автор : Савгильдина Наталья Александровна
2017г
Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации режимных моментов.
Опираясь на Федеральный закон, ежедневно должна проводиться планомерная совместная образовательная деятельность воспитателей и детей, а также создаваться условия для самостоятельной детской деятельности с учетом ФГОС по образовательным областям.
Цель работы: научиться выращивать кристаллы разных веществ в домашних условиях.
Задачи работы:
изучить и систематизировать литературу по теме проекта;
познакомиться со способами выращивания кристаллов;
освоить методику выращивания кристаллических тел;
провести наблюдения за процессом кристаллизации;
выработать рекомендации по выращиванию кристаллов.
Изменения в современном обществе предъявляют высокие требования к развитию выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и детские сады. Поэтому выпускник ДОУ должен быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. Познавательную активность ребенка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познает окружающий мир в игре, на занятиях, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию познавательной активности не только в учебной деятельности, но и в процессе совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов.
В режиме дня детей дошкольного возраста выделено несколько периодов игры: во время утреннего приема, в промежутке между завтраком и занятиями, на дневной и вечерней прогулке, в групповой во второй половине дня и т.д. Поподробнее хочу остановиться на совместной деятельности взрослого и ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательскую деятельность с воспитанниками я организовала во второй половине дня именно здесь есть значительный отрезок времени, когда дети могут заниматься в групповой, играть в разные игры, в том числе, и экспериментально-исследовательские. Исследуя данное явление, мы пополнили развивающую среду, центр экспериментирования, центр естествознания и ОБЖ пополнили природными и искусственными кристаллами (мрамор, гранит, хрусталь)
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время организации утреннего приема в детском саду, дети спросили «Что такое снег? Из чего он состоит и откуда берется?» Придя в группу, мы решили посмотреть в книжках ответы. И выяснили снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Мы присмотрелись к снежинкам – и не нашли ни одной одинаковой. Просмотрели презентацию, в которой представлены коллекции увеличенных фотографий кристаллов.
Стало еще интересней, что такое тогда кристаллы и как они образовываются?
Так и родилась тема исследования: «Кристаллы»
Прежде чем перейти к исследованию «Кристаллов» была подготовлена среда и необходимое оборудование:
-защитные фартуки
-маски
- баночки, колбочки
-лупы
-шерстяные нитки
-одноразовые ложки
-вещества для исследования (соль, сахар, морская цветная соль, медный купорос)
-вода (горячая и холодная)
Кристалл — это твердое состояние вещества. Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы.
Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами. Если посмотреть на сахар, соль или чистый песок в увеличительное стекло или микроскоп, то можно увидеть формы их кристаллов.
В природе существует много веществ, образующих кристаллы:
- каждая частица соли и сахара – тоже кристалл;
- снег – это вода, замерзшая в виде мельчайших, очень красивых кристаллов. Все они расположены так, что образуют пушистую рыхлую массу, в которой не могут лечь плотно друг к другу.
Моя совместная деятельность с воспитанниками простроена последовательно:
И имеет следующие конкретные этапы:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• Выдвижение гипотезы;(перед экспериментом, дети озвучивают свои предположения)
• Поиск и предложение возможных вариантов решения; (исследование вещества на растворимость, наблюдение за кристаллизацией)
• Сбор материала; (что мы узнали о кристаллах)
• Обобщение полученных данных. (продукт исследования )
Рассматривая кристаллы, воспитанники решили узнать растворяются ли кристаллы в воде? Я предложила проверить
Мы провели опыт по растворимости сахара и соли
Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее.
По чайной ложке сахара положили в стаканы с теплой и холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы сахара растворяются быстрее. Таким образом, дети сделали вывод:
-в теплой воде кристаллы сахара и соли растворяются быстрее, чем в холодной.
-кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого
растворы.
Мои воспитанники пришли к выводу : Все кристаллы растворяются по- разному.
Например: В холодной воде соль растворяется быстро, сахару необходимо больше времени.
Горячая вода помогает некоторым веществам легче растворяться, как, например, сахару в горячем чае.
Читая и изучая литературу для выяснения нашего вопроса: «Что такое кристаллы?», мы решили попробовать вырастить это чудо у себя в детском саду.
Следующий опыт: Кристаллизация – выращивание кристаллов.
Опыты по кристаллизации:
Выращивание кристаллов - процесс очень интересный, но бывает достаточно длительным. Полезно знать, какие процессы управляют его ростом; почему разные вещества образуют кристаллы различной формы, а некоторые их вовсе не образуют; что надо сделать, чтобы они получились большими и красивыми.
Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, соль еще оказывает оздоровительное воздействие на человека для этого созданы солевые комнаты. Вот и мы выращивание наших кристаллов начали с этого уникального продукта.
Больше всего Моим воспитанникам хотелось получить кристалл поваренной соли, так как она есть дома у каждого и для выращивания не надо никаких сложных инструментов и дорогих затрат. Затем захотелось вырастить кристалл, который был бы прочнее, не такой хрупкий как поваренная соль. Прочитав дополнительную литературу, мы узнали, что можем вырастить красивейший кристалл из соли и медного купороса
1. Результаты выращивания кристаллов поваренной соли
2. Результаты выращивания кристаллов медного купороса
В результате изучения дополнительных материалов, а также проведения практической работы мои воспитанники пришли к следующим выводам:
Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней.
Кристаллы бывают разных цветов, в большинстве своём прозрачны.
Кристаллы окружают нас повсюду.
Дети настолько увлеклись выращиванием кристаллов, что попытались вырастить кристаллы в домашних условиях из разных солей. Для этого использовали: поваренную соль, морскую соль для ванны, из пищевой соды.
В процессе работы воспитанники усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов. Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора. Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор. Периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенный раствор.
Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Мы научились выращивать кристаллы различных веществ.