Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на занятиях по профориентации»
Использование ИКТ – на занятиях по профориентации
В информационном обществе возникает потребность приобретать в сжатые сроки новые знания и использовать их на практике. Изучение использование ИКТ даёт выпускникам преимущества на рынке труда, готовит подростков к реальной трудовой деятельности и способствует социальной адаптации личности ученика, готовит его к будущей профессиональной деятельности.
По данным Федеральной государственной службы занятости населения более 70% предлагаемых вакансий рабочих мест требуют от потенциальных работников знаний о персональном компьютере и навыков работы на нём.
Эти данные показывают, что информатизация образовательного процесса — веление времени, её реализация способствует профессиональному самоопределению учащихся .
При реализации проекта осуществляется несколько направлений использования ИКТ с использованием ресурсов школьной медиатеки :
1. Профинформационная работа. Учащиеся имеют возможность получить сведения о мире профессий и рынка труда из электронных ресурсов. На занятиях предпрофильной подготовки знакомлю учащихся с совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях разных профессий; об условиях правильного выбора одной из них. Сайты службы занятости, учреждений и предприятий предоставляют учащимся сведения о каналах трудоустройства, требований к приему на работу и т.д. В ходе проектной деятельности широкие возможности в профориентационной работе открывает создание презентаций, например , своей будущей профессии.
В области применения информационных технологий в профориентационной работе с учащимися Интернет занимает одно из ведущих мест. Использование глобальной сети резко увеличивает интерес к профориентации в целом. Наличие http-nsportal.ru позволяет оперативно предоставлять информацию, обмениваться опытом с коллегами, осуществлять обратную связь. Существуют возможности проводить различные профориентационные мероприятия с использованием телекоммуникативных технологий в условиях сетевого взаимодействия на окружном и региональном уровне. Особый интерес у учащихся вызывает обсуждение профессий в проекте Министерства образования и науки Самарской области «Открытый урок» .
2 направление- профдиагностическая работа проводится как комплекс психологических, психофизиологических и других методов изучения личности с использованием телекоммуникационных сетей. Это позволяет подростку прибегнуть к поиску информации как в электронных библиотеках и базах вузов, так и сделать запрос по электронной почте, пройти компьютерное тестирования своих возможностей, интересов и наклонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них. В отсутствии психолога в школе использование системы электронных тестов, направленных на выявление трудовых склонностей и личностных характеристик позволяет нам регулярно проводить социологические опросы и анкетирование о профессиональных склонностях учащихся и быстро обрабатывать их. Для ознакомления школьников с миром профессий в кабинете психолога существует электронный банк профессиограмм.
Применение ИКТ, с одной стороны, обеспечивает массовость обследования по психодиагностике для профориентации и профотбора, с другой,— индивидуальный подход к каждому ребёнку. Благодаря компьютерному тестированию, довольно быстро можно подготовить и дать рекомендации ученикам относительно одной, отдельно взятой профессии, либо помочь ему сориентироваться в многообразии существующих профессий.
Процедура работы с той или иной программой выглядит как игровой процесс — всё это создаёт эмоциональный подъём у пользователя, повышает интерес к конкретному виду профессиональной деятельности, значит, способствует развитию профессионального самоопределения подростка.
3 направление – издательская деятельность. Применение средств компьютерной верстки (Page Maker, Microsoft Word) позволяет в рамках центра создавать брошюры, методические рекомендации по профессиональному выбору учащихся (в том числе и электронные).
4 направление – сотрудничество с социальными партнерами в рамках проекта в области профориентации и трудоустройства. В компьютерных классах школы в вечернее время организован свободный доступ к компьютерной технике и к сети Интернет для родителей учащихся, которые вместе с детьми осваивают образовательные программы.
Для осуществления деятельности по этим направлениям нами создана в школе необходимая материально –техническая база. В школьной медиатеке имеется и активно используется всеми участниками проекта 56 электронных образовательных ресурсов по всем направлениям профориентации. Организован свободный доступ учащихся к компьютерам и к сети Интернет.