Экономическое образование и воспитание в предметной области «Технология»
Экономическое образование и воспитание в предметной области «Технология»
В настоящее время экономическое образование школьников осуществляется через предметную область «Технология». Именно трудовое, профильное, профессиональное образование, общественно-полезный труд, производительный труд позволяют не только давать, расширять и углублять экономические знания и умения, но и обеспечивать закрепление их на практике в процессе реальной трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономическое образование и воспитание в предметной области «Технология»»
Болясов Андрей Борисович
преподаватель технологии высшей квалификационной категории, победитель ПНПО 2008 г.
Экономическое образование и воспитание в предметной области «Технология»
В настоящее время экономическое образование школьников осуществляется через предметную область «Технология». Именно трудовое, профильное, профессиональное образование, общественно-полезный труд, производительный труд позволяют не только давать, расширять и углублять экономические знания и умения, но и обеспечивать закрепление их на практике в процессе реальной трудовой деятельности.
Программы образовательной области «Технология» предусматривают решение задач, связанных с включением учащихся в экономическую деятельность и экономические отношения на основе освоения ими особенностей рыночных отношений, основ бизнеса, формирование первоначальных представлений о новых формах организации и стимулирования труда в производстве, рациональной организации трудового процесса, планирования своей трудовой деятельности.
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы привести в действие все возможности трудового и профессионального обучения, общественно-полезного, производительного труда учащихся, использование педагогически целесообразных методов и приемов, позволяющих рационально включить учащихся в экономическую деятельность.
Рассмотрим конкретно некоторые аспекты реализации задач экономического образования, включенных в разделы и темы образовательной области «Технология».
Так, анализ программы трудового обучения в 5 классе позволяет выделить экономические понятия, знания и умения, которые должны усвоить учащиеся при изучении разделов и тем
программ
Раздел, тема программы
Экономические знания
Основные
трудового обучения
и умения
экономические понятия
Вариант для мальчиков
Технология обработки древесины.
Элементы техники и конструиро-
вания, изготовление изделий
Изготовление изделий из древе-
Организация рабочего места при
Рабочее место, оборудова-
сины.
обработке древесины. Рациональное
ние, инструменты, сырьё,
размещение инструментов, способы
материалы.
контроля качества изделий по
чертежу. Охрана природы в процессе
заготовки и обработки древесины.
Бережное отношение к технике,
оборудованию, инструменту.
Изготовление изделий из
Организация труда. Экономный
Организация труда.
древесины, содержащих детали из
раскрой древесины. Планирование
планирование труда,
других материалов.
работ. Приспособления, повышаю-
эффективность.
щие экономическую эффективность
разметки и снижающие процент
отходов. Контроль качества.
Технология обработки металла.
Элементы конструирования.
Изготовление изделий.
Изготовление изделий из
Организация трудовой деятельности.
План, планирование,
сортового проката, содержащих
Рациональные приемы работы.
рацииионализация, эконо-
детали из других материалов.
Экономический эффект от совмест-
мия, организация труда,
ной обработки нескольких деталей.
НОТ, контроль качества.
Рационализация выполнения работ с
целью экономии времени и
материалов. Расчет припусков с
целью снижения потерь металла.
Экономный раскрой материала.
Планирование последовательности
выполнения работ. Контроль за
использованием рабочего времени и
качества изделий. Элементы научной
организации труда.
Электротехнические работы.
Изготовлений изделий, содер-
Организация труда при электро-
Организация труда,
жащих электромагнит.
технических работах. Рациональный
режим экономии, отходы,
выбор заготовок. Использование
план, НОТ.
отходов. Планирование работ,
использование инструментов, при-
способлений, оборудования.
Ремонтные работы в быту.
Обслуживание и простейший
Влияние работ по ремонту бытовой
Экономика, бюджет,
ремонт техники и помещении.
техники и помещения на бюджет
доход, расход, расчетли-
семьи. Бережное отношение к
вость.
предметам быта. Расход и доход.
Уход за одеждой, ремонт одежды.
Умение восстанавливать потреби-
Экономика, бюджет,
тельскую стоимость. Соизмерение
доход, расход, потреб-
потребностей и возможностей.
ность, культура потреб-
ления.
На примере данной таблицы по аналогии с ней можно выстроить общую сквозную линию в изучении вопросов экономики и далее, т.е. с 6 по 11 класс.
Данное содержание будет соответствовать уровню - А обязательного минимума содержания среднего образования.
Для обеспечения общеобразовательными учреждениями уровня в образовательной области «Технология» необходимо использовать региональный и школьный компонент, включая курсы: «Основы истории экономики», «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства», «Мир экономики», «Бизнес и экономика», «Управление бизнесом», «Основы экономики и бизнеса» и т.д.; факультеты по основам экономических знаний, кружки: «Юный предприниматель», «Юный менеджер»; начальную профессиональную подготовку по специальностям: «Бухгалтер промышленного предприятия», «Менеджер», «Основы рыночной экономики», «Введение в экономику (фермерского) хозяйства», «Кассир», «Брокер», «Таксировщик» и т.д.
Остановимся подробнее на методах работы по освоению данной программы.
Для подготовки детей к выполнению практических работ на творческом уровне учителю предметной области «Технологии» необходимо, начиная с 5 класса, обучать школьников элементам экономических знаний и умений, которые включены в содержание программы. Большое внимание необходимо уделить выработке умений по планированию работы, определению последовательности изготовления изделий, сравнению запланированного хода работы с фактическим.
Ученики должны на занятиях убедиться, что правильная организация рабочего места позволяет добиваться повышения качества и количества выпускаемой продукции.
Вторым направлением экономической подготовки учащихся 5 классов должно стать воспитание экономности.
Как показывает практика, школьники очень часто отождествляют понятия «экономика» и «экономия». В связи с этим уже на первых уроках целесообразно разъяснить, что «экономика» -слово греческого происхождения, первоначально оно означало рациональное ведение домашнего хозяйства. В настоящее время значение слова «экономика» вышло далеко за рамки понятия домохозяйства и употребляется в следующих значениях: под экономикой понимают все народное хозяйство страны, а также пути и методы наиболее эффективного ведения хозяйства (страны, школы, семьи, каждого отдельного человека). Экономия же - это система мер, направленных на обеспечение бережного использования сырья, материалов, времени и т.п
Уроки трудового обучения предоставляют большие возможности для воспитания у учащихся экономности. Учитель может, например, на конкретных объектах показать, как зависит расход материала от продуманной, рационально выполненной разметки.
Так, в зависимости от расположения деталей на заготовке (рис. 1) можно
изготовить из нее девять или только пять одинаковых треугольных подставок.
Часто на разметку материалов пятиклассники тратят много времени. Учитель обращает внимание школьников на экономию времени при использовании шаблонов, рейсмуса, различных приспособлений, влияющих на качество изготовления изделий.
В целях воспитания экономного отношения к электроэнергии, целесообразно ознакомить учащихся с показателями среднего потребления электроэнергии бытовыми электроприборами.
Например.
В семье из 4 человек среднее потребление электроэнергии бытовыми приборами составляет:
Потребление электроэнергии бытовыми приборами
Тип прибора
Установочная мощность, кВт
Годовое потребление электроэнергии, кВт.ч
Среднее количество часов работы
Электроплиты
5,8
1100
1400
Холодильник
0,15
450
3000
Утюг
1,0
100
200
Телевизор
0,2
300
1500
Пылесос
0,6
60
100
Стиральная машина
0,35
45
120
Для изучения экономических знаний, полученных в предметной области «Технология», эффективно применять тесты, дающие возможность осуществить предварительный, промежуточный, заключительный контроль (Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт. - сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. -М.:Дрофа,2000).
Хорошие результаты применения полученных знаний на практике достигаются в ходе выполнения проектов, как индивидуальных, так и коллективных.
Например, выполняя коллективную творческую разработку бизнес-плана по организации малого предпринимательства занимающегося производством (например, мебели) , учащиеся самостоятельно, что очень важно в подростковом возрасте изучают необходимую документацию, посещают юридическую консультацию (отдел регистрации малых предприятий), экономически обосновывают целесообразность создания предприятий по производству мебели (наличия сырья, заказчиков, решение вопроса о выживании школы в условиях рынка).
Они составляют устав малого предприятия, заявление о его регистрации, договор на поставку сырья и сбыт готовой продукции. Для изучения технологии изготовления мебели посещают мебельную фабрику, профильные цеха СПТУ, вузов, колледжей. Конструируют свои модели мебели, делают полный экономический расчет расхода необходимых материалов и средств на ее изготовление.
Составляют программу для ЭВМ, с помощью которой можно рассчитать затраты материалов на одно изделие и любое их количество, определяют стоимость изделия, возможный доход и т.д.
Познакомившись с опытом рекламных фирм края, старшеклассники разрабатывают свою рекламу предлагаемой продукции (мебели), например: плакаты, сценарии рекламного видеоролика.
Выполненная школьниками, таким образом, практическая работа может лечь в основу научного реферата, с которым учащиеся могут принять участие в научной школьной конференции.
Темы и направления проектов могут быть выбраны школьниками самые разнообразные, но при выполнении проектов должны быть соблюдены экономические и маркетинговые критерии:
а) потребности в данном изделии на рынке;
б) возможность массового производства;
в) себестоимость проекта;
г) целесообразный вид рекламы.
В ходе реализации содержания программы предметной области «Технология», учащиеся должны быть подготовлены к трудовой деятельности в рыночных условиях: знать цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества, роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей, уметь анализировать рекламу потребительских товаров, выдвигать деловые идеи, изучать коньюктуру рынка, разрабатывать бизнес-план и т.д. Ведущая роль в осуществлении поставленных задач принадлежит учителю.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Болясов Андрей Борисович – учитель технологии (Andreibolasob@mail.ru) .
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МОУ СОШ № 4)
г. Красный Сулин Ростовской Области.
Аннотация
В работе рассматривается опыт ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ
Решение проблем экологического образования и воспитания школьников во многом зависит от состояния преподавания учебных дисциплин и предметов в школе.
Важная роль в решении данной проблемы отводится образовательной области «Технология», одна из задач которой - формирование экологической культуры школьников с 1 по 11 класс.
В процессе обучения решаю следующие задачи.
Формирование ответственности каждого человека за сохранение окружающей среды.
Развитие индивидуальной экологической культуры человека во взаимоотношениях с природой.
Воспитание любви к природе, как источнику жизни на земле.
Формирование знаний и умений, необходимых для здорового образа жизни.
В курсе изучения образовательной области «Технология» рассматриваются вопросы экологии человека. Большое внимание экология человека уделяет гигиене, влиянию природной, социально-психологической и производственной среды, образу жизни и потребностям, возможностям биологической адаптации.
Экологическое образование и восприятие в рамках образовательной области «Технология» должны быть конструктивными: важно знать не только противоречия в развитии общественного производства, но пути и методы их решения.
На сегодня важно знать способы очистки воздуха и сточных вод, принципы реутилизации (повторного использования) материалов, способы проверки качества продуктов питания и т.д.
Экологические проблемы в образовательной области «Технология» рассматриваются в разделах: «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения».
При изучении предметной области «Технология» в начальных классах формирую основы экологической культуры, обращая внимание детей на красоту окружающей среды и природных материалов, восстановление и сохранение природных богатств страны и Ростовской области. Особое внимание вопросам экологии следует уделить в воспитании и образовании детей в сельских школах. Важным элементом трудовой подготовки является формирование экологической грамотности. Что предусматривает правильную эксплуатацию земель, умеренное использование минеральных удобрений, химикатов и пестицидов.
Особенностью экологического воспитания учащихся сельских школ является то, что они могут, имея свой пришкольный участок, проводить мероприятия по облагораживанию почв, изучать воздействие неблагоприятных факторов на растения и овощи.
Рассмотренные выше проблемы экологического воспитания и образования не являются отдельными в разделах программы предметной области «Технология», а лишь дополняют ее.
Особенно важным представляется отдельный раздел в 11 классе, рассчитанный на 18 часов - «Производство и окружающая среда».
В программе по технологии отмечено, что учащиеся должны получить знания об особенностях научно-технической революции второй половины XX в., о глобальных проблемах человечества в конце XX в., росте общественного производства, росте численности населения, исчерпывании ресурсов Земли, загрязнении окружающей среды и вредных воздействиях на нее промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и методах уменьшения этих воздействий и т.д.
Так, например, рассмотрев вопросы, связанные с загрязнением гидросферы, школьникам предлагают оценить качество пресной воды; рассмотрев вопросы химизации сельского хозяйства - выявить наличие и концентрацию нитратов в пищевых продуктах и т.д. Особенно важно рассматривать данный раздел программы с учетом особенностей региона.
Формой выхода на творческую практическую деятельность является метод проектов. Его использование позволит на практике реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими из различных школьных дисциплин.
Вопросы экологического образования и воспитания должны «красной нитью» пронизывать все этапы проекта. Но только в том случае, если данный проект не имеет темы по экологии, примерный перечень тем проектов по экологии предлагается.
Таким образом, вопросы экологического воспитания и образования школьников в предметной области «Технология» признаны воспитывать ребенка как патриота своей малой Родины.
Однако осуществление экологического образования и воспитания осложняется отсутствием учебно-методической литературы и учебников. Поэтому можно рекомендовать использовать диффузорный метод экологического образования с учетом межпредметных связей.
Примерные темы проектов по экологическому образованию и восприятию в предметной области «Технология»
Роль воды в экологическом здоровье жителей Ростовской области.
Роль школьников в улучшении экологической среды (на примере своего города, поселка, района).
Экологические проблемы Ростовской области.
Экологические факторы риска заболевания жителей Ростовской области.
Роль комнатных растений в жизнедеятельности человека.
Роль информации в решении экологических проблем.
Человек и звуковая среда: значение ее для здоровья.
Значение экологически чистых продуктов в жизни человека.
Зависимость здоровья человека от его среды обитания.
10. Загрязнение атмосферы как фактор риска для здоровья людей.
Болясов Андрей Борисович
преподаватель технологии высшей квалификационной категории, победитель ПНПО 2008 г.
Использование проектной методики в предметной области «Технология»
В связи с преобразованиями, происходящими в России, актуализируется необходимость усиления подготовки выпускников к трудовой жизни в современных социально-экономических условиях. Однако практика свидетельствует, что в системе общеобразовательных учебных учреждений, особенно нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), недостаточно внимания уделяется технологическому обучению учащихся.
В определенной мере это связано с тем, что ранее действовавшие программы трудовой подготовки не способны в полной мере удовлетворить интересы и запросы подрастающего поколения.
Подготовка школьников к жизни, труду в современных условиях должна осуществляться по следующим направлениям:
Обучение учащихся новым технологиям, которые нетрадиционны для современной школьной практики и способствует формированию технологического мышления, имеют проектно-ориентированную направленность, развивают познавательные процессы;
Ориентация методик на уровень подготовки школьников, который обеспечивает профессиональную мобильность, социально защитит молодежь на рынке труда и профессии.
Это определяет основные цели предмета «Технология» - интегрировать гуманитарные, естественно-научные и технические знания учащихся о техносфере, ее взаимосвязи с живой и неживой природой, формировать у подрастающего поколения новое технолого-экономическое мышление, а также коммуникативные, социальные, профессиональные, общекультурные умения и навыки.
В достижении целей предмета большое значение имеет организация проектной деятельности. В течение всего периода изучения предмета «Технология» каждый учащийся должен выполнить 10 проектов (по одному проекту в год, начиная со второго класса). Под проектом понимается творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребности семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (возможность ее осуществления и оценка, реализация изделия)
В программе трудового обучения образовательной области «Технология» введен самостоятельный раздел: блок-модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельности обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в проекте (изготовления объекта труда - модели, изделия). Руководство проектной деятельностью требует соответствующего уровня профессиональной готовности педагогических кадров по осуществлению систематизации и внутренней интеграции учебного материала (блоков-модулей) примерных программ.
Использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворить в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания из социальных, культурологических дисциплин. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, формирует ответственное отношение к выполнению заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность в выполнении работы, равноправие и свободу в выражении мыслей, отстаивании идей и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию учащихся. Выполняются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму объектов
руда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в основном преобразующий характер, способствуют повышению творческого потенциала. Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности и включает примерные этапы:
I.Поисково-конструкторский:
Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекты труда - модели, изделия).
Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов и других источников.
Планирование основных этапов проектной деятельности:
а) исследование вариантов конструкции объектов труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
б) выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия с учетом оснащенности учебных мастерских и других условий;
в) экологическая экспертиза, проблемы утилизации.
4. Составление конструкторской и технологической документации.
I1. Технологический:
Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструмента, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций.
Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
III.Заключительный:
Оценка качества реализации проекта (изготовление объекта труда).
Анализ результатов выполнения темы проекта (объектов труда), его защита.
Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Для создания положительной мотивации в процессе технологической подготовки обучающихся целесообразно вести «Дневник технологических достижений учащихся».
Некоторые аспекты анализа воспитательного процесса
Процесс воспитания раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания, которая включает в себя этапы:
диагностику (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
организацию педагогического взаимодействия (реализацию планов);
проверку, оценку результатов и коррекцию.
Для управления воспитательным процессом важно последовательно реализовывать каждый его этап.
Объектом анализа может рассматриваться система воспитательных мероприятий, работа отдельных классных руководителей, наиболее значимые стороны процесса воспитания; анализу подвергается отдельное воспитательное мероприятие, состояние дисциплины и пр.
Прежде чем приступить к анализу, необходимо осознать объект анализа (что анализируется), его специфику, каковы критерии объекта.
Так как процесс восприятия многогранен, ибо заключает в себе педагогическое взаимодействие, общение, методы воспитания, воспитательные мероприятия и пр. - все то, что подвергается анализу - поэтому остановимся на подходах к анализу именно воспитательного процесса, который можно анализировать в двух аспектах: процессуальном и результативном.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса определяется адекватностью содержания, методов, форм и средств целям и задачам воспитательной работы.
Результативность воспитательного процесса проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умениях и знаниях учащихся, сформированное™ коллективных и межличностных отношений, социальной активности, наличии нравственных норм, развитость энергетических вкусов и т.п. Уровень воспитанности определяется на основе диагностики, проводимой в соответствии с критериями оценки воспитательного процесса, которые в каждом образовательном учреждении разрабатываются самостоятельно в зависимости от целей и основных идей данного учебного заведения. Диагностика же воспитательного процесса используется постоянно и для этого существует достаточно разнообразных методик, которые интересны как по форме, так и по содержанию. К вашему вниманию следующие методики:
Анкету определения уровня воспитанности учащихся
Методику определения уровня сформированности социально-ориентированной деятельности в подростковой группе (автор Сергеев В.М.)
Результатом аналитической работы над воспитательным процессом должен быть документ - «Анализ воспитательной работы за определенный период» (чаще этот анализ воспитательной работы за прошедший год).