Под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями,умениями, навыками, на их воспитание и развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы обучения технологии »
Методы обучения технологии
Под методами обучения понимаются способы
совместной деятельности
учителя и учащихся,
направленные на овладение учащимися знаниями,
умениями, навыками, на их воспитание и развитие.
Классификация методов обучения
По источнику знаний
По дидактическим
целям
По уровню
познавательной
активности
1. Словесные
2. Наглядные
3. Практические
(Лордкипанидзе Д.О.,
Верзилин Н.М.,
Галант Е.Я.)
1. Методы сообщения
новых ЗУН
2. Методы
закрепления ЗУН
3. Методы контроля
и самоконтроля ЗУН
(Есипов В.П.)
1. Объяснительно-
иллюстративные
2. Репродуктивные
3. Продуктивные
(Лернер И.Я.,
Скаткин М.Н.)
По уровню познавательной активности
Объяснительно-иллюстративные методы – учитель разными средствами и приемами организует осознанное восприятие учащимися готовой информации.
Инструктивно-репродуктивные методы – учитель конструирует задания на воспроизведение, подбирает упражнения, а ученики репродуцируют (воспроизводят) действия.
Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний
Рассказ – повествовательное изложение описательного, фактического учебного материала. Применяется при сообщении сведений, не требующих раскрытия сущности отдельных технических явлений и процессов.
Объяснение – изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность новых технических понятий и закономерностей.
Беседа – диалог между учителем и учащимся, посредством которого учащиеся побуждаются к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний, к обобщению изученного материала.
Контрольно-проверочная беседаЭвристическая беседа
Контрольно-проверочная беседа
Эвристическая беседа
Работа с литературой
На сравнение:
В чем сходство и различие …? Что общего между…? Сравните и сделайте вывод о …?
В чем сходство и различие …?
Что общего между…?
Сравните и сделайте вывод о …?
На установление причинно-следственных связей:
Что послужило причиной …? Что произойдет, если …?
Что послужило причиной …?
Что произойдет, если …?
На определение цели действия, явления, процесса:
Каково назначение …? Для чего выполняется …?
Каково назначение …?
Для чего выполняется …?
На установление значения того или иного явления, процесса:
Какое влияние оказывает …? Какое значение имеет …?
Какое влияние оказывает …?
Какое значение имеет …?
На объяснение, обоснование, доказательство:
Чем объяснить …? Как доказать, что … ?
Чем объяснить …?
Как доказать, что … ?
На выводы и обобщения:
Какой вывод можно сделать …? В чем сущность …?
Какой вывод можно сделать …?
В чем сущность …?
Требования к устному изложению знаний учителем
Литературная и техническая грамотность;
Логическая стройность;
Образность, выразительность, наглядность;
Эмоциональность по форме и содержанию;
Живая разговорная манера, естественность и непринужденность;
Четкость и ясность произношения, «чистота» речи;
Умеренная мимика и жестикуляция;
Умелое владение голосом – тембр, интонация, высота;
Оптимальная громкость и скорость; умение варьировать ими в ходе изложения;
Умелое использование пауз и смысловых акцентов.
Наглядно-демонстрационные методы Демонстрации могут быть:
Натуральными
Динамическими
инструменты, приборы, детали, образцы материалов, изделий и т.п.
инструменты,
приборы,
детали,
образцы материалов, изделий и т.п.
показ приемов работы, показ действующей модели и т.п.
показ приемов работы,
показ действующей
модели и т.п.
Изобразительными
Статическими
плакаты, макеты, схемы, диаграммы и т.п.
плакаты,
макеты,
схемы,
диаграммы и т.п.
показ неподвижных объектов, плакатов, схем и т.п.
показ неподвижных объектов,
плакатов, схем и т.п.
Демонстрация (показ) трудовых приемов
При демонстрации трудовых приемов необходимо обратить внимание на:
Рабочую позу;
Пользование инструментом;
Характер рабочих движений:
скорость, сила, темп и ритм, координированность, точность, пластичность
скорость,
сила,
темп и ритм,
координированность,
точность,
пластичность
Процесс показа трудовых приемов
Показ приемов
слитно,
в нормальном
рабочем темпе
Показ приемов
слитно,
в нормальном
рабочем темпе
Показ приемов в
замедленном темпе,
с остановками в характерных
моментах;
расчленение
приема на элементы и показ
отдельных трудовых движений
Правила показа трудовых приемов
Обеспечение хорошей видимости (место показа, освещенность, расположение учащихся);
Сочетание демонстрации приемов с демонстрацией наглядных пособий, инструкционных и технологических карт ТСО;
Контроль восприятия учащимися показываемого;
Правильное сочетание демонстрации и слова мастера.
Методы практической работы учащихся
Упражнение – целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы, исправлением допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего результата.
Обучающие упражнения – кратковременные упражнения (5-15 минут) при изучении каждой новой операции. Тренировочные упражнения – выполнение практических работ при изготовлении различных изделий.
Обучающие упражнения – кратковременные упражнения (5-15 минут) при изучении каждой новой операции.
Тренировочные упражнения – выполнение практических работ при изготовлении различных изделий.
По содержанию различают упражнения:
По организации рабочего места Наладке инструмента Усвоению первоначальных трудовых приемов По совершенствованию умений и навыков
По организации рабочего места Наладке инструмента Усвоению первоначальных трудовых приемов По совершенствованию умений и навыков
По организации рабочего места
Наладке инструмента
Усвоению первоначальных трудовых приемов
По совершенствованию умений и навыков
Лабораторные работы выполняются с целью практического ознакомления со свойствами обрабатываемых материалов, с устройством инструментов, оборудования.
Инструкция к лабораторной работе:
Тема работы, ее цель Необходимое оборудование и инструменты Теоретические сведения по теме работы Порядок выполнения работы Форма отчета Контрольные вопросы
Тема работы, ее цель
Необходимое оборудование и инструменты
Теоретические сведения по теме работы
Порядок выполнения работы
Форма отчета
Контрольные вопросы
Критерии отбора методов обучения
Закономерности и вытекающие из них принципы обучения;
Цели и задачи обучения;
Содержание учебного материала;
Учебные возможности учащихся;
Возможности преподавателей (мастеров), их опыт, знания, подготовленность, личные качества;
Особенности внешних условий (УМБ).
Инструктаж как совокупность методов обучения
Вводный инструктаж направлен на организацию практической работы учащихся. Цель – раскрыть учащимся содержание трудовой деятельности в предстоящей практической работе.
Текущий инструктаж - проводится во время выполнения учащимися практической работы. Его задача – непосредственное направление и корректирование деятельности учащихся о выполнению учебно-трудового задания.
фронтальныйиндивидуальный
фронтальный
индивидуальный
Заключительный инструктаж – проводится по окончании практической работы. Его цель – подвести итоги работы и сделать ее анализ, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения.
Структура вводного инструктажа
объяснение характера и назначения предстоящей на занятии работы;
разбор чертежей, схем, технических требований, демонстрация образцов (эталонов) предстоящих учебных работ;
ознакомление учащихся с материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, которые будут применяться на занятии;
объяснение и показ наиболее рациональных приемов, способов и последовательности выполнения заданий, а также способов контроля качества работы;
рассмотрение типичных ошибок, способов их предупреждения и устранения;
объяснение и показ способов рациональной организации рабочих мест при выполнении заданий;
рассмотрение правил безопасности труда учащихся;
закрепление и проверка усвоения учащимися материалов вводного инструктажа; дополнительные повторные пояснения и показ приемов и способов работы;
выдача заданий и распределение учащихся по рабочим местам.
Правила индивидуального текущего инструктирования учащихся
четко определять цель деятельности школьников (упражнения, самостоятельные работы), добиваться осознания ее учащимися;
вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;
постоянно развивать у ребят способности самостоятельно анализировать свой труд, находить ошибки, причины их появления, способы устранения и предупреждения;
побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество их работы;
наблюдать за учащимися незаметно, не вмешиваться без крайней необходимости в их работу;
не давать готовых указаний, как исправить ошибку, добиваться, чтобы школьники сами поняли, осознали ее, нашли способ исправления;
помощь ребятам оказывать своевременно;
не доделывать работу за учащихся, так как это может приучить их к безответственности;
поощрять творческий подход школьников к выполнению задания;
постоянно приучать учащихся к планированию своего труда;
не зависимо от периода обучения, особое внимание уделять контролю правильности применяемых трудовых приемов и способов;
постоянно воспитывать у детей высокую культуру труда;
следить за рациональным использованием рабочего времени, добиваться высокой производительности труда;
обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся;
проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, техники безопасности.
Основные вопросы заключительного инструктажа
сообщение о достижении цели урока;
подведение итогов и анализ выполнения учебно-производственных заданий классом и ученическими бригадами;
разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
анализ выполнения учащимися правил безопасности, организация труда и рабочих мест;
подведение итогов соревнований между учащимися и ученическими бригадами;
сообщение оценок;
сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.
Следует вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока.