Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению педагогическим советом
от .08.2022, протокол №1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
Приказ от .08.2022 №117 ОД
Подпись ____________
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по технологии
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование,5 «А»,5 «Б»
Количество часов: 70
Учитель: Штенский А.В.
Рассмотрена на заседании методического объединения .08.2022, протокол №1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» на 2022-23 учебный год для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии с требованиями:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказа Минпросвещения от 30.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
-приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
-СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
-концепции преподавания предметной области «Технология»;
-Методических рекомендаций для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций по работе с обновленной примерной основной образовательной программой по предметной области «Технология» № МР-26/02вн, утвержденных Минпросвещения от 28.02.2020;
-примерной рабочей программы по технологии для 5–9-х классов;
-УМК по технологии для 5–х классов под редакцией Н.В. Синица; В.Д. Симоненко.
Предмет «Технология» является обязательным компонентом образования школьников, освоение содержания которого способствует профессиональному самоопределению, формированию представлений о здоровом образе жизни, рациональном питании, технологии ведения дома, о свойствах материалов и их использовании в современном производстве, об основах ручного и механизированного труда, о применении полученных знаний в практической, проектной и исследовательской деятельности. Согласно принятой концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания. Данная рабочая программа реализуется на основе УМК по предмету «Технология» для -учебник «Технология» - 5 класс; 2014 г. М. Издательский центр «Вентана - Граф», авторы: Н.В. Синица; В.Д. Симоненко,
Цели и задачи изучения предмета.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Технология» является усвоение содержания учебного предмета «Технология» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Главными задачами реализации учебного предмета «Технология» являются:
-получение новых знаний в рамках учебного предмета,
-преобразование полученных знаний и их применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуаций,
-формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
-владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
-включение в проектную и исследовательскую деятельность, в художественное творчество с использованием современных инструментов технологии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебным планом на изучение технологии в 5–9-х классах отводится 314 часов за пять лет обучения:
в 5–8-х классах по 2 часа в неделю/70 часов в год (35 учебных недель);
в 9-м классе 1 час в неделю/34 часа в год (34 учебных недели).
УМК:
для обучающихся:
учебник «Технология» - 5 класс; 2014 г. М. Издательский центр «Вентана - Граф», авторы: Н.В. Синица; В.Д. Симоненко.
Для педагога: учебник «Технология» - 5 класс; 2014 г. М. Издательский центр «Вентана - Граф», авторы: Н.В. Синица; В.Д. Симоненко.
Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др.— 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова. — М.: Просвещение, 2021.
Содержание учебного курса.
Кулинария.
Культура питания -6 часов
Вводное занятие (2 часа)
Основные теоретические сведения:
Правила внутреннего распорядка в учебной мастерской. Понятие о предмете «Технология».Санитарно-гигиенические требования, общие правила техники безопасности. Правила составления плана оборудования кухни дома и на предприятиях общественного питания(школьная столовая). Физиология питания. Значение витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Правила сервировки стола к завтраку.
Практические работы:
Составление плана расположения оборудования кухни у себя дома (по памяти), зарисовка вариантов сервировки стола к завтраку для всей семьи, работа с таблицами «Содержание витаминов в различных продуктах».
Варианты объектов труда:
плакаты, таблицы.
Завтрак своими руками (4 часа)
Основные теоретические сведения:
Правила техники безопасности при пользовании газовыми плитами, при работе с горячей жидкостью, при работе ножом и приспособлениями. Продукты необходимые для приготовления бутербродов. Виды и особенности приготовления бутербродов
Требования к качеству готовых горячих напитков. Сервировка стола к завтраку.
Практические работы:
Подбор посуды и инвентаря. Нарезка продуктов. Приготовление бутербродов и горячих напитков. Сервировка стола к завтраку
Варианты объектов труда:
Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Электротехника и электротехнические работы -2 часа
Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии.
Электрические светильники (2 часа)
Основные теоретические сведения:
Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии. Простая электрическая цепь. Электрическая цепь квартиры. Электрические светильники. Устройство лампы накаливания и электропатрона.
Практические работы:
Составление простой электрической цепи. Изучение устройства лампы накаливания и электропатрона.
Варианты объектов труда:
Лампа накаливания, патрон, настольная лампа.
Бытовая техника -2 часа
Электрические приборы на кухне (2 часа)
Основные теоретические сведения:
Устройство и правила эксплуатации электрического чайника, электромиксера, соковыжималки, микроволновой печи, холодильника. Основные причины неполадок в работе электроприборов и способы их устранения
Практические работы: ознакомление с устройством бытовых электроприборов, применяемых на кухне Варианты объектов труда: электрические чайник, миксер, соковыжималка, микроволновая печь, холодильник
Черчение и графика.
Основы чертежной графики-4 часа Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе (4 часа) Основные теоретические сведения:
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Определение эскиза, технического рисунка, чертежа. Виды линий, понятие о масштабе. Правила выполнения чертежей.
Практические работы:
Создание эскиза, технического рисунка, выбор масштаба, выполнение чертежа
Варианты объектов труда: Эскиз, технический рисунок, линии, масштаб, чертеж
Технологии ведения дома.
Ремонтные работы в быту – 2 часа
Утепление оконных рам (2 часа) Основные теоретические сведения: Виды оконной замазки, штапики. Правила безопасности. Практические работы: Утепление оконных рам в кабинете технологии. Варианты объектов труда: Оконная замазка, штапики, оконные рамы. Материаловедение – 6 часов Конструкционные материалы (2 часа) Основные теоретические сведения: породы древесины. Классификация волокон. Натуральные волокна растительного происхождения, их получение, свойства. Свойства этих тканей. Практические работы: изучение свойств конструкционных материалов . Варианты объектов труда: образцы древесных пород, тканей из волокон растительного происхождения. Пиломатериалы. Древесные материалы (2 часа) Основные теоретические сведения: виды древесных пород, строение древесины. Классификация пиломатериалов. Устройство верстака. Практические работы: определение пород древесины по образцам. Пробная обработка образцов различными инструментами (напильником, ножовкой и т.д.) Варианты объектов труда: образцы древесных пород. Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них (2 часа). Основные теоретические сведения: классификация текстильных волокон. Хлопок, лен.Получение ткани. Признаки определения нити основы, утка, лицевой и изнаночной стороны ткани. Практические работы:распознавание волокон растительного происхождения. Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». Варианты объектов труда: рабочая тетрадь, коллекция «Волокна». Машиноведение- 6часов Понятие о механизме и машине (2часа) Основные теоретические сведения: понятие о машине. Роль машины в технологическом процессе. Примеры бытовых машин. Устройство машины. Понятие о кинематической схеме, определение механизма. Понятие об изделии и детали. Практические работы: ознакомление с устройством различных механизмов. Выполнение графических изображений типовых деталей. Варианты объектов труда: винтовой механизм зажима столярного верстака, детали швейной машины.
Классификация швейных машин. Основные детали швейной машины (4 часа)
Основные теоретические сведения:
промышленные и бытовые; универсальные и специальные швейные машины. Основные детали и узлы швейной машины. Правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе.
Практические работы: знакомство с устройством бытовой швейной машины. Определение местоположения основных узлов и деталей. Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток по намеченным линиям. Выполнение образцов машинных швов( стачной, вподгибку и накладной). Варианты объектов труда: бытовая швейная машина, лоскуты тканей.
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.
Декоративная обработка древесины – 4 часа
Изготовление простейших изделий из пиломатериалов (4 часа)
Основные теоретические сведения: понятие о технологическом процессе. Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие.
Практические работы: выпиливание деталей лобзиком. Выбор формы и размера коробки для рукоделия. Сборка простейших конструкций изделий из фанеры.
Варианты объектов труда: коробка для рукоделия, шкатулка, игрушка. Декоративная обработка металла – 2 часа Изготовление изделий из проволоки (2 часа)
Основные теоретические сведения: классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки.
Практические работы: изготовление изделий из проволоки по выбору учащихся.
Варианты объектов труда: детская вешалка, крючок, подставка для кисточек.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Изготовление швейного изделия (фартук) -16 часов Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде (2часа)
Основные теоретические сведения:понятие об одежде, ее назначение классификация, требования, предъявляемые к одежде.
Практические работы:классификация одежды по назначению (эскизы)
Варианты объектов труда: Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.
Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование (2 часа)
Основные теоретические сведения: правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани. Наименование деталей кроя. Варианты отделки. Практические работы: выполнение эскиза фартука. Копирование и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия. Варианты объектов труда: выкройка фартука.
Раскрой и изготовление швейного изделия (фартук)-12 часов
Основные теоретические сведения:правила подготовки ткани к раскрою. Варианты экономной раскладки выкройки на ткани. Последовательность раскроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления изделия (фартука). Практические работы:правила подготовки ткани к раскрою. Последовательность раскроя. Подготовка деталей кроя к обработке.
Варианты объектов труда: Ткань, выкройки, детали кроя. Уход за одеждой, ее ремонт – 2 часа Способы ухода за одеждой и обувью. Замена фурнитуры (2 часа) Основные теоретические сведения: уход за одеждой из хлопка и льна. Основные правила выполнения ВТО изделий из хлопка и льна. Способы ухода за обувью. Виды фурнитуры ( пуговицы, крючки, петли, кнопки), правила ее подбора в зависимости от назначения одежды, вида, ткани. Способы ремонта швейных изделий: замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов. Практические работы: влажно-тепловая обработка сорочки, блузки. Выполнение ремонта на лоскутах ткани. Варианты объектов труда :сорочка, блузка; фурнитура, лоскуты тканей. Творческий проект -14 часов
Основные теоретические сведения:технология проектирования и создания материальных объектов. Работа с первоисточниками. Поиск альтернативных вариантов. Технология изготовления проекта.
Защита проекта.
Практические работы:выбор темы и обоснование проекта. Анализ проектируемого изделия и его реконструкция. Выбор оптимального варианта проекта. Выполнение чертежа проектируемого изделия. Выбор материалов, инструментов и приспособлений
Варианты объекты труда:темы проектных работ даны в приложении к программе.
Сельскохозяйственный труд. Дизайн пришкольного участка-4 часа
Принцип планировки. Создание микроландшафта (2часа)
Основные теоретические сведения:террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады. Понятие о «Саде камней». Практические работы:
выполнение эскиза пришкольного палисадника. Варианты объектов труда: Эскиз пришкольного участка.
Способы обустройства и оформления пришкольного палисадника (2 часа)
Основные теоретические сведения:использование каменной кладки, красного кирпича, деревянных столбиков, элементов плетения для создания ограждений. Растения и кустарники, применяемые для создания живой изгороди и бордюров: уход за ними.
Практические работы: декоративное оформление цветников. Варианты объектов труда: цветники.
Формы организации учебной деятельности: урок-практика, контрольная работа, тестовая работа, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-сформированность целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
-сформированность представлений о современном уровне развития технологий и понимания трендов технологического развития, в том числе в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, роботизированных систем, ресурсосберегающей энергетики и других приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации; овладение основами анализа закономерностей развития технологий и навыками синтеза новых технологических решений;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, знаниями правил выполнения графической документации;
-сформированность умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
-сформированность умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
-сформированность представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Модуль «Производство и технология».
5—6 классы:
-характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
-характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
-выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
-характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
-уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
-научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
-организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
-соблюдать правила безопасности;
-использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);
-уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
-получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
-оперировать понятием «биотехнология»;
-классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;