Составитель - учитель столярного дела Абдуллин Фанис Мударисович
Ермолаево – 2018г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана для профориентации воспитанников 9 класса ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель программы – подготовить воспитанников с интеллектуальными нарушениями к поступлению в профтехучилища соответствующего типа и профиля.
Задача программы – дать общие основные теоретические сведения по столярному делу и привить первоначальные навыки работы со столярными инструментами. В группу для обучения столярному делу следует отбирать воспитанников, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и учитывать состояние здоровья каждого ученика.
Рабочая программа включает в себя основной программный материал для 5-8 класса в связи с тем, что программа по столярному делу для 9 класса не разработан.
Программа включает теоретические и практические занятия. Большое внимание уделяется технике безопасности. Предусматриваются самостоятельные и контрольные работы, тестирование по пройденным темам. При составлении рабочей программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых воспитанниками на уроках математики, естествознания, истории, рисования и др. предметами. В процессе обучения воспитанники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, соединением деталей в изделиях и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями. Воспитанники учатся азам работы на сверлильном и токарном станках по дереву, применять лаки и краски, красители. Учатся составлять чертёж изделия и чтение его, планировать последовательность трудовых операций. Уделяется внимание на технику безопасности при выполнении столярных работ. Затрагивается эстетическое воспитание. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию воспитанников.
Конечный результат обучения столярному делу – привитие навыков по солярному делу, профессиональная ориентация воспитанников, безболезненная адаптация в окружающей среде после окончания школы.
Содержание тем учебного курса
Первая четверть( 80 часов)
Вводное занятие
Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть
Художественная отделка столярного изделия.
Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат.
Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак.
Правила пожарной безопасности в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения.
Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.
Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического рисунка. Наклеивание рисунка на изделие.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности.
Самостоятельная работа
Мелкий ремонт школьной мебели.
Вторая четверть (70 час.)
Мебельное производство
Вводное занятие
План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.
Изготовление моделей мебели
Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1:2(1:5) от натуральной для школьной игровой комнаты.
Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетически и технико-экономические требования к мебели.
Практические работы. Изучение чертежей и изготовление деталей, сборка изделий. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.
Трудовое законодательство
Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы.Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятий.
Практическое повторение
Виды работ. Реставрация мягкой мебели.
Самостоятельная работа
Ремонт шкафов, столов, стульев и парт.
Строительное производство
Плотничные работы
Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины.: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе; проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска в щит.
Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрический рубанок, устройство, работа, правила безопасности.
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы,
заготовки и изделия
Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер, хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, планки. Виды досок в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).
Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.
Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.
Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.
Изготовление строительных инструментов,
Приспособлений, инвентаря для плотничных работ
Изделия. Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов.
Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки
Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.
Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала врасчете на несколько Изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.
Практическое повторение.
Виды работы. Изготовление терки, гладилки и других изделий по выбору учителя.
Третья четверть ( 102 часа)
Мебельное производство
Вводное занятие
План работы на четверть. Техника безопасности.
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
Изделия. Мебель для школы.
Теоретические сведения. Назначение облицовки столярногоизделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клей. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками.
Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой.
Мебельная фурнитура и крепежные изделия
Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, доводчики). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.
Практическое повторение
Видыработы. Выполнение практической работы по заданию учителя.
Самостоятельная работа
Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда.
Строительное производство
Изготовление оконного блока
Изделия. Элементы оконного блока.
Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы, нащельники), технические требования к деталям, изготовление в производственных условиях.
Практические работы. Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Сборка элементов оконных блоков «насухо». Проверка сборки. Сборка изделий на клею.
Столярные и плотничные ремонтные работы
Объект работы. Изделие с дефектом.
Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов.
Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей.
Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы.
Изоляционные и смазочные материалы
Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение.
Гидроизоляционная пленка, виды, применение.
Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервирования металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы.
Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Четвертая четверть (78 час.)
Мебельное производство
Вводное занятие
План работы на четверть. Техника безопасности.
Сведения о механизации и автоматизации
мебельного производства
Теоретические сведения. Механизация и автоматизация надеревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструмены. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции.
Экскурсия. Мебельное производство.
Изготовление секционной мебели
Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя.
Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.
Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.
Практическое повторение
Виды работы. Мелкий ремонт школьной мебели. Установка двери.
Тестирование по пройденным темам.
Строительное производство
Плотничные работы
Изделия. Перегородка и пол в нежилых зданиях.
Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способыустановки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию.
Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ.
Практические работы. Монтаж перегородки, пола.
Кровельные и облицовочные материалы
Теоретические сведения. Назначение кровельного и облицовочногоматериалов. Рубероид, толь: свойства и применение.
Лист асбестоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица, профнастил), область применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный, применение.
Упражнение. Определение кровельного и облицовочного материалов по образцам.
Настилка линолеума
Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов. Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах.
Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и устранение.
Организация рабочего места и правила безопасной работы при настилке линолеума.
Фанера и древесные плиты
Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение.
Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработке.
Лабораторно-практическая работа. Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит.
Практическое повторение
Мелкий ремонт школьной мебели. Подготовка к экзамену.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Должны знать:
1. Характеристику, свойства древесины, деление по группам, классификацию.
2. Основы гигиены труда, производственной санитарии.
3. Приемы пиления древесины, долбление и резание.
4. Классификацию, устройство деревообрабатывающих станков. Правила безопасной работы.
5. Особенности деревообрабатывающего производства, технологический процесс раскроя.
6. Современные требования к проектированию и конструированию мебели.
7. Классификацию, конструктивные особенности мебели.
8. Должны иметь представления о Конституции РФ, Трудовом кодексе.
9. Общие сведения об охране труда на производстве.
Должны уметь:
1.Уметь обрабатывать древесину.
2.Работать на деревообрабатывающих станках.
3.Соединять детали изделия.
4.Ремонтировать и реставрировать мебель.
5.Уметь читать чертеж изделия.
6.Изготавливать изделие по чертежу.
Календарно-тематический план
по столярному дело 9 класс
2018-2019 учебный год
Первая четверть (80 час.)
№
Темы уроков
Кол.
час.
Дата
Факт.
Примечание
1
Вводное занятие. Планы и задачи на четверть.
1
03.09.
03.09
2
Повторение правил ТБ и пож.безопасности.
1
03.09.
03.09
3
Повторение пройденного материала за учебный год.
1
03.09.
03.09
4
Повторение пройденного материала за учебный год.
1
03.09.
03.09
5
Повторение пройденного материала за учебный год.
1
03.09.
03.09
6
Раздел «Художественная отделка столярных изделий».
1
04.09.
04.09.
7
Эстетические требования к изделию.
1
04.09.
04.09.
8
Эстетические требования к изделию.
1
04.09.
04.09.
9
Материал для маркетри.
1
05.09
05.09
10
Материал для маркетри.
1
05.09.
05.09
11
Цвет и текстура древесных пород.
1
10.09.
10.09.
12
Цвет и текстура древесных пород.
1
10.09.
10.09.
13
Перевод рисунка на фанеру.
1
10.09
10.09.
14
Перевод рисунка на фанеру.
1
10.09.
10.09.
15
Окрашивание фанеры.
1
10.09.
10.09.
16
Окрашивание фанеры.
1
10.09.
10.09.
17
Инструменты для художественной отделки столярных изделий.
1
11.09.
11.09.
18
Инструменты для художественной отделки столярных изделий.
1
11.09.
11.09.
19
Изготовление шкатулки.
1
12.09.
12.09.
20
Изготовление шкатулки.
1
12.09.
12.09.
21
Изготовление шкатулки.
1
17.09.
17.09.
22
Изготовление шкатулки.
1
17.09.
17.09.
23
Отделочные работы.
1
17.09.
17.09.
24
Отделочные работы.
1
17.09
17.09.
25
Отделочные работы.
1
17.09.
17.09.
26
Изготовление коробки для шашек.
1
18.09.
18.09.
27
Изготовление коробки для шашек.
1
18.09.
18.09.
28
Изготовление коробки для шашек.
1
18.09.
18.09.
29
Изготовление коробки для шашек.
1
19.09.
19.09.
30
Отделочные работы.
1
19.09.
19.09.
31
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
1
24.09.
24.09.
32
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
1
24.09.
24.09.
33
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
1
24.09.
24.09.
34
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
1
24.09.
24.09.
35
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
1
24.09.
24.09.
36
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
1
25.09.
25.09.
37
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
1
25.09.
25.09.
38
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
1
25.09
25.09.
39
Изготовление журнального столика с художественной отделкой.
Область применения кровельных и облицовочных материалов.
1
8.05.
8.05.
58
Повторение раздела «Кровельные и облицовочные материалы».
1
8.05.
8.05.
59
Тестирование по разделу.
1
13.05.
13.05.
60
Раздел «Настилка линолеума».
1
13.05.
13.05.
61
Применение линолеума.
1
13.05.
13.05.
62
Виды линолеума.
1
13.05.
13.05.
63
Мастики для наклеивания линолеумов.
1
13.05.
13.05.
64
Виды дефектов в линолеумных полах.
1
14.05.
14.05.
65
Повторение раздела «Настилка линолеума».
1
14.05.
14.05.
66
Тестирование по разделу.
1
14.05.
14.05.
67
Раздел «Фанера и древесные плиты».
1
15.05.
15.05.
68
Изготовление фанеры.
1
15.05.
15.05.
69
Виды фанеры.
1
20.05.
20.05.
70
Свойства фанеры.
1
20.05.
20.05.
71
Сорта и пороки фанеры.
1
20.05.
20.05.
72
Древесностружечные и древесноволокнистые плиты.
1
20.05.
20.05.
73
Повторение раздела «Фанера и древесностружечные плиты».
1
20.05.
20.05.
74
Тестирование по разделу.
1
21.05.
21.05.
75
Подготовка к экзамену.
1
21.05.
21.05.
76
Подготовка к экзамену.
1
21.05.
21.05.
77
Подготовка к экзамену.
1
22.05.
22.05.
78
Подготовка к экзамену.
1
22.05.
22.05.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенностишкольников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или не выполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени не выполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени не выполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы
А.Н.Перелетов П.М.Лебедев Л.С.Сековец
Рабочая тетрадь по столярному делу для спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:10-11кл.-М.;Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-160.;ил.
Раздел 1. Основы материаловедения.
Задания 1-20.
Раздел 2. Технология обработки древесины.
Задания 1-35.
Раздел 3. Соединение столярных деталей и облицовывание.