для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Утверждаю»
Директор МБОУ НСКШИ
__________________ Лушкарёва О.В.
Приказ № __________от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
(слесарное дело)
5 класс
Составитель: Гвоздков Виктор Борисович
учитель профильного труда
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Профильный труд (слесарное дело)5 класс
1. Роль и место дисциплины
Профильный труд (слесарное дело) является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся: интеллектуально – трудовых умений (умение анализировать образец изделия, устное описание и др.), произвольного запоминания и внимания.
В старших классах формируются начальные временные, пространственные, количественные представления, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса профильного труда.
2. Адресат
Программа адресована ученикамстарших классов специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида
Рабочая программа по профильному труду 5 класса разработана в соответствии:
c законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;
с программойдля 5-9 классов
Учебником: Технология. Слесарное дело. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / В.Г. Патракеев. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. : ил.
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
4. Цели и задачи
Основная цель – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:
обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями;
максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения ;
воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки этих детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.
5. Специфика программы
Программа рассчитана на профориентацию учащихся СКШИ. Основная специфика программы – подготовить школьников к поступлению в Профессионально-техническое училище соответствующего типа и профиля.
В группу для обучения слесарному делу происходит отбор мальчиков, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по программе «профильный труд (слесарное дело)» составляет 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся.
Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практические повторения ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.
Преподавание базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках естествознания, истории, математики, ОБЖ и др.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, сверлениемметалла, резанием,соединением заклепками и т. д. Приобретают навыки владения слесарными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые инструменты и приспособления изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках. Составлять и читать эскизы и чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивать результаты качества своей и чужой работы также входит в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности, гигиене труда.
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
6. Основные содержательные линии курса
Школьная слесарная мастерская.
Работа с проволокой.
Разметка детали прямоугольной формы по заданным размерам.
Работа с жестью.
Опиливание.
Отделка изделий личным напильником и шлифовальной шкуркой.
Опиливание плоских деталей выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону.
Сверление.
Соединение деталей заклепками с потайной головкой.
Работа с тонким листовым металлом.
Правка и гибка металла.
7. Структура программы
Школьная слесарная мастерская.
Оборудование мастерской. Правила поведения и работы в мастерской. Рабочее место слесаря. Сведения об инструментах и приспособлениях. Правила организации и содержания рабочего места.
Работа с проволокой.
Сведения о металлах. Проволока, ее виды, свойства и применение. Правка проволоки. Разметка длины заготовки по линейке. Разрезание проволоки. Рубка проволоки. Опиливание проволоки. Гибка проволоки. Планирование работы. Изготовление изделий из проволоки с помощью основных слесарных операций.
Разметка детали прямоугольной формы по заданным размерам.
Назначение разметки. Сведения о чертеже и техническом рисунке детали. Выбор заготовки. Сведения о припуске на обработку. Инструменты для разметки. Организация рабочего места для разметки.Подготовказаготовки к разметке. Приемы работы при разметке. Разметка заготовки от ровной кромки и от вспомогательной риски. Нанесение параллельных рисок на заготовку. Разметка детали прямоугольной формы.
Работа с жестью.
Жесть, ее виды, свойства и применение. Правка жести. Разрезание жести ножницами. Обработка кромок. Гибка жести. Изготовление изделий из жести с помощью основных слесарных операций. Самостоятельная работа.
Опиливание.
Назначение опиливания. Инструменты для опиливания. безопасность работы при опиливании. Приемы опиливания. контроль работы при опиливании. Опиливание плоской поверхности. Изготовление изделий из металла, включающее операцию опиливания плоской поверхности.
Отделка изделий личным напильником и шлифовальной шкуркой.
Назначение отделки. Инструменты для отделки. Приемы работы при отделке. Практическое повторение. Самостоятельная работа.
Опиливание плоских деталей выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону.
Назначение сверления. Сверлильный станок. Инструменты и приспособления для сверления. Безопасность работы при сверлении. Работа на сверлильном станке. Зенкование отверстий. Изготовление изделий из металла, включающее операции отделки, сверления и зенкования.
Соединение деталей заклепками с потайной головкой.
Назначение клепки. Виды заклепок. Определение размеров заклепки с потайной головкой. Инструменты для клепки впотай. Способы соединения деталей заклепками. Безопасность работы при клепке. Порядок соединения деталей заклепками с потайной головкой. Возможные виды брака при клепке. Изготовление изделий из металла, включающее операцию соединения деталей заклепками. Практическое повторение. Самостоятельная работа.
Работа с тонким листовым металлом.
Тонкий листовой металл. Его виды, свойства и применение. Правка тонкого листового металла. Разрезание тонкого листового металла ножницами. Гибка тонкого листового металла. Окраска изделий из тонкого листового металла. Изготовление изделий из кровельной стали с помощью основных слесарных операций.
Правка и гибка металла.
Правка, инструменты для правки. Приемы правки полосового металла. Приемы правки проволоки и прутков. Гибка металла в тисках и на оправках. Практическое повторение. Контрольная работа.
8. Основные требования к умениям учащихся
Учащийся должен самостоятельно:
Знать правила поведения и работы в слесарной мастерской.
Изготавливать изделия из проволоки.
Размечать детали
Знать правила и приемы работы с жестью.
Владеть приемами опиливания.
Знать приемы отделки изделий.
Опиливать вогнутые и выпуклые кромки.
Уметь работать на сверлильном станке.
Соединять детали заклепками
Работать с тонким листовым металлом.
Править и гнуть металл.
9. Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Профессиональные навыки, знания и умения практически их применять и контролировать, оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с теоретическими и практическими навыками и умением каждого учащегося в зависимости от умственного развития каждого в отдельности, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
• Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
• Прилежание ученика во время работы.
• Степень умственной отсталости.
• Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
• Уровень физического развития ученика.
Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по итогам годового обучения.
11. Объем и сроки изучения
На изучение профильного труда в5 классе отводится 8 часов в неделю.
12. Материально – техническая база
Оборудование мастерской № 1 (слесарное дело)
Фрезерный станок 1 шт.
Настольно-сверлильный станок 2 шт.
Заточной станок 1 шт.
Токарный станок по металлу 1 шт.
Технологические карты:«\Изготовление зубила», «Изготовление граблей», «Изготовление рыхлителя», «Изготовление кернера», «Изготовление ушка для висячего замка», «Изготовление маховика для водопроводного крана», «Изготовление совка для мусора», «Изготовление дверной задвижки», «Изготовление молотка с круглым бойком».
Демонстрационные материалы:Стенд с изделиями учащихся,макет плашки и плашкодержателя, таблица выбора диаметра стержней под резьбу и диаметра сверл для сверления отверстий.
Плакаты:«Изготовление детали прямоугольной формы», «Организация рабочего места при ручной обработке металла», «Рабочее место для токарных работ», «Технический рисунок и чертеж призматической детали», «Штангенциркуль и приемы измерения», «Фрезерование», « Основные токарные работы», «Резьба», «Прокатка металла», « Отделка металлических поверхностей», « Станки и их основные части», « Рабочее место для фрезерных работ», « Изометрия».
13. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
1.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М., Школа-Пресс. 1994. – 416 с.
2. Слесарное дело. В.Г. Патракеев. Просвещение 2012г. 192 с.
Ожидаемые результаты обучения в 5 классе:
К концу обучения в 5классе обучающиеся должны:
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения и общие вопросы организации работы в слесарной мастерской;
- Общие правила техники безопасности при выполнении слесарных работ.
- Ручную обработку металлов: технические и технологические сведения, рабочие операции и приемы их выполнения; названия, термины, используемые в теоретической и практической деятельности; инструменты, приспособления для выполнения ручной обработки металла.
- Резание металлов: виды резания, приемы резания, инструменты, механизмы и приспособления для резки.
- Соединение металлов заклепками. Правка и гибка металлов, приемы правки и гибки, технические сведения, инструменты для правки и гибки, приспособления, станки для ручной и механической правки.
- Общие сведения о cверлильном станке: назначение, основные части, механизмы управления, инструменты, приемы работы, технику безопасности
-Плоскостную разметку.
. Учащиеся должны уметь:
- организовывать рабочее место для выполнения слесарных работ.
- ориентироваться по образцу, чертежу, тех. рисунку изделия.
- выполнять разметочные операции с помощью инструментов для разметки.
- правильно использовать ручные инструменты и приспособления в рабочих операциях.
- выполнять соединения металлов с помощью клепки.
- работать с жестью и инструментами для резки металлов.
- выполнять приемы правки и гибки металлов.
- контролировать работу контрольными инструментами, шаблонами, уметь анализировать ход работы, находить ошибки, знать способы их устранения.
- уметь выполнять рабочие приемы на станках, устанавливать сверла, уметь контролировать свои действия для выполнения безопасной работы,
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно-отсталых подростков и их социально-бытовой ориентации, повышения уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование в5 классе (слесарное дело)
№
Тема занятия
Часы
Тип
урока
Дата проведения
Оборудование
по плану
по факту
I триместр ( 96часов)
Школьная слесарная мастерская.(10ч.)
Рассказ о слесарной мастерской. Инструктаж по соблюдению техники безопасности (далее ТБ), противопожарной безопасности. Ознакомление с планами на 1-ый триместр.
1
комбини-
рованный
01.09
Инструкции по ТБ. Плакат.
Знакомство с оборудованием мастерской
1
комбини-
рованный
01.09
Ручной слесарный инструмент, станки.
5
Правила поведения и работы в мастерской.
1
комбини-
рованный
06.09
Плакат, инструкция по правилам поведения.
т
Практические занятия по применению правил поведения и работы в мастерской.
2
комбини-
рованный
06.09
Плакат.
Рабочее место слесаря. Слесарные тиски.
1
комбини-
рованный
07.09
Слесарный верстак, тиски, плакат.
Практические занятия по изучению устройства и правил работы слесарных тисков.
2
комбини-
рованный
07.09
Слесарный верстак, тиски, плакат.
Сведения об инструментах и приспособлениях. Правила содержания и организации рабочего места.
1
комбини-
рованный
08.09
Плакат.
Практическая работа по правильной организации рабочего места.
1
комбини-
рованный
08.09
Слесарный верстак, инструменты.
Работа с проволокой. ( 30 ч.)
Сведения о металлах.
1
комбини-
рованный
13.09
Плакат.
Освоение приемов опиливания заготовки прямоугольной формы по заданным размерам.
2
комбини-
рованный
13.09
Образцы металлов..
Проволока, ее виды, свойства и применение.
1
комбини-
рованный
14.09
Плакат, учебник.
Практическая работа по ознакомлению с видами и свойствами проволоки.
2
комбини-
рованный
14.09
Образцы стальной, медной, и алюминиевой проволоки..
Правка проволоки. Способы правки.
1
комбини-
рованный
15.09
Плакат, учебник.
Практическая работа по правке проволоки.
1
комбини-
рованный
15.09
Молоток, киянка, правильная плита.
Разметка длины заготовки по линейке. ТБ.
1
комбини-
рованный
20.09
Слесарная линейка, учебник.
Практическая работа по приемам измерения длины и разметке.
2
комбини-
рованный
20.09
Заготовка, линейка, чертилка.
Разрезание проволоки. Правила ТБ.
1
комбини-
рованный
21.09
Инструкционная карта, учебник.
Практическая работа по разрезанию проволоки острогубцами.
2
комбини-
рованный
21.09
Заготовка, линейка, чертилка, острогубцы.
Рубка проволоки. ТБ.
1
комбини-
рованный
22.09
Плакат, инструкционная карта, учебник.
Практическая работа по рубке проволоки на плите.
1
комбини-
рованный
22.09
Линейка, чертилка, зубило, молоток, плита.
Опиливание проволоки. ТБ.
1
комбини-
рованный
27.09
Учебник, плакат.
Отработка приемов опиливания проволоки.
2
комбини-
рованный
27.09
Заготовка проволоки, тиски, напильник.
Гибка проволоки. ТБ.
1
комбини-
рованный
28.09
Плакат, учебник.
Практическая работа по гибке проволоки плоскогубцами.