Рабочая программа по трудовому обучению профиль "Слесарное дело" 6 класс
Рабочая программа по трудовому обучению профиль "Слесарное дело" 6 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, Владос-2012 год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 59 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей технологии
Протокол № _____
от «__ » __________ 2016 г.
Руководитель: ________ /Е. В. Дреманович/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________ /О.Ю. Давыденко/
«_____» «__________ » 2016 г.
Утверждено
Директор школы
_________ /Ю.К. Амекачев/
«____» «__________ » 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмет «Технология»
профиль «Слесарное дело»
6 класс
Разработчик программы:
Мурзаков Владимир Ильич учитель первой категории
ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Уфа - 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Слесарное дело» (6, 7, 8, 9 класс) составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 2. / под редакцией В. В. Воронковой –М.; Гуманит. изд. центр Владос, 2011 год;
- учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программа учебного предмета, курса).
Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что весь период обучения по профилю «Слесарное дело» рассчитана: 6 класс – 204часа в год, 6 часов в неделю, 7 класс – 238 часа в год, 7 часов в неделю, 8 класс - 272 часа в год, 8 часов в неделю, 9 класс - 342 часа в год, 10 часов в неделю.
Преподавание по профилю «Слесарное дело» ведётся по авторской программе Мирского С. Л. Слесарное дело / Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 2. / под редакцией В. В. Воронковой –М.; Гуманит. изд. центр Владос, 2011 год без изменений.
Для реализации рабочей программы используется учебники:
- Патракеев В. Г. Технология. Слесарное дело. 6 класс: учеб. для коррекц. образоват. учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев. - М., Просвещение, 2012 год;
- Патракеев В. Г. Технология. Слесарное дело. 7 класс: учеб. для коррекц. образоват. учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев. - М., Просвещение, 2012 год;
- Патракеев В. Г. Технология. Слесарное дело. 5 класс: учеб. для коррекц. образоват. учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев. - М., Просвещение, 2012 год;
В тексте программы используется система условных обозначений:
ОУ - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья далее;
ОТ – охрана труда;
ТБ – техника безопасности;
ШЦ-1 – штангенциркуль;
ШЦ-2 – штангенциркуль.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФИЛЯ «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО»
Программа предмета состоит из следующих разделов: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с жестью», «Сборка изделий из конструктора», «Работа с проволокой», «Опиливание», «Отделка изделия», «Сверление», «Соединение деталей заклепками», «Работа с тонким листовым металлом», «Правка и гибка металла», «Плоскостная разметка», «Резание металла ножовкой», «Выполнение изделий по технологической карте», «Обработка деталей по чертежу», «Рубка металла», «Пространственная разметка», «Свойства и применение металлов», «Токарное дело», «Нарезание резьбы вручную», «Распиливание отверстия и проймы», «Изготовление контрольных инструментов», «Обработка металла резанием», «Изготовление профильного шаблона», «Отделка и защита от коррозии поверхности детали», «Фрезерование», «Сплавы металлов и термическая обработка стали», «Жестяницкие работы», « Обработка металла без снятия стружки», «Простейший ремонт электронагревательного прибора», «Организация труда и производства на машиностроительном заводе», «Пригонка плоского шарнира», «Заточка инструмента», «Правила безопасности на территории и в цехах машиностроительного завода», «Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма», «Состав машины и виды соединений деталей в машине», «Сборка неподвижного соединения», «Механизированные инструменты для сборочных работ», «Сборка узлов и механизмов вращательного движения», «Разборка, ремонт, сборка и регулировка производственного оборудования», «Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря-сборщика и слесаря-ремонтника», «Трудовое законодательство».
Данный курс «Слесарное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ. Направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) обучающегося, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Слесарному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных учреждений для обучающихся с ОВЗ – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств обучающегося, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение слесарному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Цели обучения профиля «Слесарное дело» сформулированы как линии развития личности обучающегося:
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Задачи профиля «Слесарное дело» состоят в том, чтобы:
- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- умением самостоятельно выполнять трудовые задания;
- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся;
- воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии;
- формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение слесарному делу коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.
Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ ставит подготовку обучающихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию обучающимся практических умений и навыков.
Учебный материал в программе распределен по четвертям на разделы и темы, содержащий теоретические, технологические сведения, практические работы по выполнению упражнений. Основное время отводится на темы, цель которых не только ознакомить обучающихся с технологиями и приемами труда, но и изготовление изделий, имеющих общественно полезное назначение.
В каждой теме предусматривается практическое повторение учебного материала. Его цель, совершенствование общетрудовых умений, профессиональных навыков, повышение уровня трудового и нравственного воспитания на основе производительного труда обучающихся.
Учебную четверть завершает самостоятельная работа обучающихся, 1-2 учебное занятие от 4 до 6 учебных часов. В процессе этой работы обучающиеся ориентируются в задании, планируют, выполняют и контролируют правильность выполнения изделий. В ходе работы учитывается весь процесс самостоятельной деятельности и оценивается общий результат при подведении итогов с привлечением обучающихся. Учителю необходимо показать все достоинства и недостатки в изделиях обучающихся как следствие правильной и не правильной работы.
В конце учебного года проводится контрольная работа с целью анализа достигнутых результатов. Объекты труда и условия выполнения разрабатываются учителем.
Для правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса в программе предусмотрены основные технологии, методы, формы обучения и формирования теоретических знаний, практических приемов, навыков и умений.
Основные технологии:
- личностно-ориентированные,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые,
- проблемно-поисковые,
- исследовательские,
- проектные;
Методы обучения:
- вербальный метод - это передача и восприятие устной информации: рассказ, беседа, объяснение, лекция, инструктаж, работа с книгой, справочником, учебником, инструкцией, контрольными карточками.
- наглядный метод – это наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов: графические изображения (чертежи, технические рисунки, эскизы), образцы, таблицы, стенды, кинофильмы.
- практические методы - упражнения, дидактические игры, лабораторные работы, решение практических задач, выполнение трудовых заданий, общественно полезный труд (изготовление изделий для хозяйственных нужд школы).
Формы обучения:
- урок,
- практическая работа,
- самостоятельная работа,
- фронтальная работа,
- групповая работа
- индивидуальная работа
Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, комбинированные, комплексные практические работы, лабораторные работы, самостоятельные и контрольные работы.
Логические связи профиля «Слесарное дело» с остальными предметами (разделами) учебного предмета.
Темы уроков профиля «Слесарное дело» тесно связаны с темами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что обучающиеся узнают на уроках по трудовому обучению. А именно:
- русский язык (основные понятия и профессиональные термины, расширение активного словарного запаса, развитие связной грамотной речи);
- математика (расчет расходных материалов и количество деталей, требуемых для выполнения работ, составление технических рисунков и чертежей);
- естествознание (способы добычи сырья, идущего на изготовление изделий);
- история (изучение истории развития художественной обработки изделий, оформление культуры дома, );
- обществознание (трудовой кодекс).
Материал регионального компонента используется на каждом уроке.
Программа определяет два уровня овладения предметом:
Первый уровень:
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- экономное расходование материалов;
- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Второй уровень:
- знание названий материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах используемых материалов;
- знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
- представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (станки: металлорежущий, токарный, сверлильный );
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
- представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
- понимание значения и ценности труда;
- понимание красоты труда и его результатов;
- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/»не нравится»);
- организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Система оценки освоения профиля «Слесарное дело»
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
- качество изготовленного обучающимся объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы);
- прилежание обучающегося во время работы;
- степень умственной отсталости;
- уровень патологии органов зрения, слуха и речи;
- уровень физического развития обучающегося.
За теоретическую часть:
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.
Оценка «5» ставится, если обучающийся6
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами, с применением профессиональной терминологии;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- в основном усвоил учебный материал, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
- допускает незначительные пробелы, ошибки, при изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Оценка «3» ставится, если обучающийся
- в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы;
- ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы;
-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
- практически не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя.
За практическую работу:
Учитель выставляет обучающимся оценки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Оценка «5» ставится, если обучающейся:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее месо;
- правильно выполнялись приемы т руда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности;
Оценка «4» ставится, если обучающейся:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности;
Оценка «3» ставится, если обучающейся:
- допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- норма времени не выполнена не более чем на 25%;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности;
Оценка «2» ставится, если обучающемуся, если работа не выполнена.
Контроль. Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО»
6 класс
I четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного в 5 классе. Повторение техники безопасности при работе в слесарной работе. План работы на четверть.
Изготовление деталей прямоугольной формы
Изделия. Детали прямоугольной формы для будущих изделий (ручек для совков). Пластина для упражнений в разметке.
Теоретические сведения.Организация рабочего места слесаря. Требования к точности разметки. Припуск на обработку. Разметочные инструменты: устройство, назначение, сбережение, правила безопасной работы (чертилкой). Рубка в тисках по уровню губок: приемы, виды брака, меры по предупреждению. Слесарные тиски: назначение, устройство, правила сбережения. Различие металлов по твердости. Слесарное зубило и молоток: устройство, применение, правила безопасности при рубке металла. Плоский напильник: виды (драчевой, личной), назначение, устройство, сбережение. Опиливание металла: приемы, типичные ошибки, техника безопасности. Проверочная линейка и угольник: назначение, устройство, способы применения. Чертеж: применение, виды линий (сплошная основная, сплошная тонкая).
Умение. Работа зубилом.
Упражнения. Нанесение параллельных и перпендикулярных рисок. Рубка листовой стали по уровню губок с применением направителя и резиновой шайбы.
Практические работы. Организация рабочего места для разметки. Подготовка заготовок к разметке. Разметка от базовой кромки и от вспомогательной риски. Определение остроты заточки чертилки. Нанесение рисок по угольнику с полкой. Проверка правильности нанесений рисок. Разметка прямоугольника. Организация рабочего места для рубки. Разрубание металла за один и больше проходов. Организация рабочего места для опиливания. Закрепление детали в тисках. Опиливание прямоугольной кромки. Проверка опиленной кромки «на просвет». Последовательное опиливание кромок прямоугольной заготовки. Контроль опиливания по угольнику.
Работа металла с ножовкой
Объекты работы. Заготовки для изделий из полосового, пруткового и листового материала. Кольца из труб для ручек инструментов.
Теоретические сведения. Слесарная ножовка: назначение, устройство, приемы работы, правила безопасности. Ножовочное полотно: устройство, свойство металла. Предохранение от выкрашивания зубьев и излома. Способы образования начала реза. Резание с поворотом полотна.
Умение. Работа слесарной ножовкой.
Упражнения. Сборка ножовок. Резание кусков древесины твердой породы и обрезков алюминиевого проката.
Практические работы. Крепление металла в тисках. Установка ножовочного полотна. Разрезание полосы по широкой и узкой граням.
Сверление
Объекты работы. Детали для последующих изделий.
Теоретические сведения. Сверление, назначение, приспособления. Основные части настольного сверлильного станка. Спиральное сверло: устройство (рабочая часть, хвостовик). Назначение элементов. Устройство рабочей части: канавки, ленточки, режущие кромки. Причины поломки при работе, правила уборки. Кулачковый сверлильный патрон. Машинные тиски. Назначение зенкования отверстия. Устройство зенковки. Безопасность труда при сверлении и зенковании.
Практические работы. Установка сверлильного патрона. Крепление сверла в патроне. Крепление плоской детали в машинных тисках. Контроль за началом сверления. Удаление сверла из сверлильного патрона и патрона из шпинделя станка. Сверление сквозных отверстий.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление молоточка детского с квадратным бойком и одним скосом (для слабых обучающихся) или двумя скосами (для более подготовленных).
Самостоятельная работа
Изготовление прямоугольной заготовки для последующего изделия. Опиливание под угольник (точность опиливания – 0, 5 мм).
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Опиливание криволинейной кромки
Изделия.Вешалка с фигурным основанием (размечается по шаблону). Основание для ручки оконной.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая форма кромки детали. Разметочный циркуль: назначение, приемы пользования, правила безопасности при работе. Напильники: виды (круглый, полукруглый), назначение видов. Понятие исправимый и неисправимый брак изделия. Чертеж: назначений линий (штрихпунктирная).
Умение. Работа разметочным циркулем.
Практические работы.определение пригодности заготовки. Разметка центров окружностей и дуг, центров отверстий. Кернение прямых линий и закруглений. Кернение центров отверстий. Выбор напильника для выполнения профиля округления. Обработка кромок поперечным опиливанием. Проведение по кромке продольного штриха. Притупление острых углов.
Правка и гибка металла
Изделия. Вешалка. Дужка для ручки оконной. Петля шарнирная из металла толщиной 1 мм.
Теоретические сведения. Понятие упругость металла. Виды изгиба полосового металла. Инструменты и приспособления для гибки и правки: молоток с незакаленным бойком, киянка, плита, ручной пресс, призмы, оправки. Брак при правке и гибке: виды, исправления. Правила безопасности при гибке металла.
Умение.Проверка качества работы на глаз, по образцу и шаблону.
Практические работы. Правка толстой проволоки и прутков на плите. Проверка правки на глаз. Правка полосового металла на плите и в тисках.
Сгибание кольца на стержне. Сгибание скоб на оправках в тисках. Проверка гибки по образцу и шаблону.
Соединение деталей заклепками с потайными головками
Изделия. Подставка для комнатных растений из полос. Подставка для утюга из полос. Вешалка-кронштейн. Подцветочник настенный.
Теоретические сведения. Пластичность металла. Заклепка: элементы (закладная головка, стержень, замыкающая головка). Расчет длины в зависимости от диаметра и толщины соединения деталей. Зависимость прочности заклепочного соединения от качества заклепки. Личный напильник: назначение, причина и следствие забивания насечки опилками.
Умение. Работа с личным напильником.
Упражнения. Выполнение заклепочных соединений на материалоотходах.
Практические работы. Обеспечение совпадения отверстий соединяемых деталей при сверлениии. Зенкование отверстий для замыкающей головки. Закрепление материалва, осадка, расклепывание. Соединение стержня с пластиной склеиванием. Крепление деталей для отделки в тисках с накладными губками, на деревянном бруске. Отделка личным напильником плоских поверхностей. Очистка насечки личного напильника. Шлифовка шкуркой, закрепленной на деревянном бруске.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление петель шарнирных, крючков оконных из листовой стали, выполнение заказов школы.
Самостоятельная работа
Изготовление шайб из листовой стали.
III четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Выполнение изделия по технологической карте
Изделия. Задвижка дверная. Запор форточный. Останов для оконной фрамуги.
Теоретические сведения. Понятия трудовая операция, прием (способ выполнения операции). Технологическая карта: виды (применяемая на производстве, применяемая в школьной мастерской), состав (эскиз изделия, описание приемов выполнения, чертеж, указание материала, инструментов, приспособлений). Правила нанесения размеров на чертеже.
Практические работы. Изготовление задвижки, затвора и останова по школьным технологическим картам.
Рубка на плите
Объекты работы. Заготовки к последующим изделиям.
Теоретические сведения. Рубка на плите: назначение, особенности воздействия зубила на металл по сравнению с рубкой в тисках по уровню губок. Зубило: форма заточки для рубки по кривым линиям, поза работающего, приемы работы, техника безопасности. Крейсмейсель: назначение. Правила безопасной работы при рубке на плите.
Умение. Работа зубилом.
Упражнение. Рубка на плите с предохранительной шайбой.
Практические работы. Разрубание полосы. Рубка листа по прямым линиям. Вырубание прямоугольных уступов и окон в тонколистовой стали. Рубка и отламывание пруткового материала. Рубка по кривым линиям.
Плоскостная разметка и обработка деталей по чертежу
Изделия. Мотыжка-полольник. Отвертка.
Теоретические сведения. Чертеж – основной документ для выполнения изделия. Требования к разметке. Циркули разметочные. Понятие точность измерения. Точность измерения линейкой. Пересекающиеся и перпендикулярные линии на плоскости. Сопряжение пересекающихся и параллельных прямых дугой окружности данного радиуса.
Упражнения. Проведение окружностей данного радиуса: на бумаге – чертежным циркулем, на разметочной пластине – разметочным циркулем. Проведение циркулем рисок, параллельных базовой стороне.
Практические работы. Проверка исправности и заточки разметочных инструментов. Закрепление детали для разметки. Разметка сопряжения пересекающихся и параллельных прямых. Накернивание рисок и центров сверления. Нанесение риски, параллельной базовой стороне, с помощью циркуля. Нанесение рисок, параллельной и перпендикулярной базовой кромке, по угольнику с полкой и линейкой.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление приспособления для удаления сорняков (счистка), грабель огородных детских цельнометаллических.
Самостоятельная работа
Изготовление деталей задвижек, форточных запоров и др.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности.
Опиливание широкой поверхности
Изделия. Молоток с квадратным бойком.
Теоретические сведения. Понятия плоская и криволинейная поверхности (объяснение на конкретных примерах). Напильник: виды по форме сечения (поперечный, плоский, квадратный, трехгранный, полукруглый, круглый), по насечке (драчевой, личной, бархатный), назначение разных видов, правила сбережения, виды плоского напильника (тупоносый, остроносый). Использование остроносого плоского напильника. Применение масла и мела при работе личным напильником. Штангенциркуль ШЦ-1, ШЦ-2: назначение, устройство, приемы работы.
Умение. Работа с штангенциркулем.
Практические работы. Продольное и поперечное опиливание плоскости с контролем лекальной линейкой. Перекрестное опиливание с контролем по штрихам. Опиливание плоскости, расположенной под углом 90 градусов к базовой. Опиливание параллельных плоскостей. Опиливание смежных плоскостей, расположенных под тупым углом.
Пространственная разметка
Изделия. Молоток с квадратным бойком.
Теоретические сведения. Разметка: виды (пространственная, плоскостная), назначение, разница между видами. База для пространственной разметки: правила выбора, инструменты и приспособления: (рейсмус, штангенциркуль). Рейсмус: устройство, назначение, правила безопасного обращения.
Упражнения. Установка реймуса (штангенрейсмума) на заданный размер. Проведение параллельных горизонтальных и вертикальных рисок с помощью приемов пространственной разметки.
Практические работы. Определение пригодности заготовки. Подготовка поверхности заготовки к разметке. Выбор базовой поверхности. Установка заготовки на разметочной плите. Проведение горизонтальных рисок рейсмусом (штангенрейсмусом). Проведение вертикальных рисок по угольнику. Установка штангенциркуля на заданный размер с точностью до 1 мм. Чертеж детали в прямоугольных проекциях (главный вид, вид сверху, вид слева). Линия невидимого контура (штриховая).
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление упорной планки для зажимного винта столярного верстака.
Контрольная работа
Изготовление задвижки дверной, мотыги и т. п.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОФИЛЮ «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО» 6 класс
№
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Формирование социального опыта
Жизненные представления
Вид контроля
Дата
план
факт
I четверть:
Общее количество часов: 54
Контрольные/самостоятельные работы: 6 часов
Практическая работа: 33 часа
Вводное занятие – 2 часа
1-2
Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда
2
Научатся работать с учебником, наблюдать, формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя
Познакомятся с учебником;
Расширят представление о профессии слесаря, инструментальщика;
Закрепят правила поведения в мастерской, правила безопасности при работе с инструментом
Устные ответы
Изготовление деталей прямоугольной формы – 16 часов
3
Организация рабочего места слесаря
1
Научатся работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Научатся организовывать рабочее место
Устные ответы
4
Разметочные инструменты
1
Научатся составлять последовательность действий, формулировать ответы на вопросы, вести познавательный диалог по теме урока
Познакомятся с разметочными инструментами, приемами и правилами безопасной работы с ними;
Научатся проверять инструмент, работать разметочным инструментом с соблюдением правил безопасности
Устные ответы. Выполнение упражнений по разметке заготовок разными инструментами
5
Подготовка заготовки к разметке
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают порядок подготовки заготовок к разметке, правила безопасной работы при зачистке поверхности и покрытии краской;
Научатся выполнять подготовку детали к разметке
Подготовка заготовки к разметке. Устные ответы
6
Разметка детали прямоугольной формы
1
Научатся работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие инструменты; извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; слушать одноклассников, учителя
Узнают последовательность действий при разметке, правила безопасной работы с чертилкой, требования к точности разметки; научатся выполнять разметку детали прямоугольной формы
Разметка прямоугольника по заданным размерам. Устные ответы
Закрепят знания о назначении, устройстве слесарных тисков;
Научатся закреплять детали в тисках
Выполнение задания. Устные ответы
8
Инструменты для рубки металла
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают об инструментах для рубки, их устройстве и применении, правилах безопасной работы при рубке металла;
Научатся проверять готовность инструментов к работе
Выполнение заданий.Устные ответы
9
Рубка металла
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, сравнивать, анализировать; формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Закрепят правила безопасной работы при рубке;
Освоят приемы рубки металла;
Научатся организовывать рабочее место для рубки, закреплять заготовку в тисках
Выполнение упражнений по рубке металла. Устные ответы
10
Приемы рубки металла
1
Проявляют интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда; научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания о правилах безопасной работы при рубке листовой стали;
Научатся выполнять рубку металла
Выполнение упражнений по рубке металла с применением направителя и резиновой шайбы. Устные ответы
11
Плоские напильники
1
Научатся составлять последовательность действий; извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, сравнить, анализировать; формулировать ответы на вопросы, рассуждать, слушать и понимать речь других людей
Узнают о видах, устройстве, назначении плоских напильников;
Освоят приемы работы напильником
Выполнение заданий. Устные ответы
12
Опиливание металла
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в диалог, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы при опиливании;
Узнают об инструментах для контроля;
Научатся определять вид брака, его причины и меры по предупреждению; контролировать качество выполненной операции
Выполнение заданий. Устные ответы
13
Опиливание кромок прямоугольной заготовки
1
Научатся работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы при опиливании;
Научатся выполнять опиливание кромок прямоугольной детали, контролировать качество работы
Опиливание кромок заготовки. Устные ответы
14
Чертеж: применение, виды линий
1
Проявляют интерес к предметно-практической деятельности; научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Познакомятся с видами линий, правилами оформления чертежа
Выполнение заданий.Устные ответы
15
Слесарная ножовка
1
Научатся работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать; формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Узнают о назначении и устройстве ножовки, устройстве ножовочного полотна;
Научатся выполнять сборку ножовки
Выполнение заданий. Устные ответы
16
Приемы резания металла
1
Научатся составлять последовательность действий;
работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Познакомятся со способами образования начала реза, приемами резания металла, правилами безопасной работы с ножовкой;
Научатся выполнять упражнения по резке кусков древесины твердой породы, обрезков алюминиевых труб и т. д.
Выполнение упражнений по резке.
Устные ответы
17-18
Резание заготовок для изделий
2
Научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы ножовкой;
Научатся выполнять резание заготовок для изделий, оценивать качество выполненной работы
Выполнение упражнений. Устные ответы
Сверление – 10 часов
19
Сверление как технологическая операция
1
Научатся работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать; формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей.
Познакомятся с устройством настольного сверлильного станка, назначением операции сверления, приспособлениями для сверления;
Закрепят знания об устройстве настольного сверлильного станка
Выполнение заданий.Устные ответы
20
Устройство спирального сверла
1
Научатся работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать; формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Закрепят знания об устройстве спирального сверла, назначении его элементов, причинах поломок и правилах уборки;
Научатся определять элементы спирального сверла
Выполнение заданий. Устные ответы
21
Кулачковый сверлильный патрон
1
Научатся работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать; рассуждать, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о назначении кулачкового сверлильного патрона;
Научатся выполнять установку сверлильного патрона, закреплять сверло в патроне
Выполнение заданий. Устные ответы
22
Машинные тиски
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания о назначении машинных тисков, правилах безопасности при работе с тисками;
Научатся закреплять деталь в машинных тисках
Выполнение заданий. Устные ответы
23-25
Сверление сквозных отверстий
3
Проявляют интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда; научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания о последовательности сверлильного станка к работе, правилах безопасной работы при сверлении;
Освоят приемы контроля сверления;
Научатся готовить сверлильный станок к работе, выполнять сверление сквозных отверстий
Сверление сквозных отверстий. Устные ответы
26
Зенкование как технологическая операция
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о назначении зенкования, устройстве зенковки, правилах безопасной работы при зенковании
Выполнение заданий. Устные ответы
27-28
Зенкование отверстий
2
Научатся работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы при зенковании;
Научатся выполнять установку зенковки, зенкование отверстий
Установка зенковки. Зенкование отверстий. Устные ответы
Практическое повторение – 20 часов
29-48
Изготовление детского молоточка с квадратным бойком и с одним или двумя скосами
20
Научатся работать по плану, использовать необходимые средства оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы при изготовлении изделия;
Научатся изготавливать изделие
Изготовление изделия
Самостоятельная работа – 6 часов
49-54
Изготовление прямоугольной заготовки с опиливанием под угольник
5
Научатся оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы;
Научатся изготавливать прямоугольную заготовку
Изготовление изделия
II четверть:
Общее количество часов: 42
Контрольные/самостоятельные работы: 4 часа
Практическая работа: 27 часов
Вводное занятие – 1 час
55
Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасного поведения в мастерской
1
Научатся работать с информацией;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы в мастерской
Устные ответы
Опиливание криволинейной кромки – 21 час
56
Формы кромок плоских деталей и их разметка
1
Научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Расширят представление о способах разметки деталей с выпуклой и вогнутой формой кромок, о требованиях к разметке;
Усвоят, что от точности разметки зависит качество изделия
Выполнение заданий. Устные ответы
57-58
Разметочный циркуль и приемы работы с ним
2
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о видах и устройстве разметочного циркуля, прием ах работы с ним, правилах безопасной работы;
Научатся размечать окружности, дуги центров окружностей, дуги центров отверстий
Выполнение заданий. Устные ответы
59-60
Кернение
2
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о правилах безопасной работы при кернении, инструментах для кернения;
Освоят приемы работы;
Научатся выполнять кернение прямых линий и закруглений, центров отверстий
Кернение прямых линий и закруглений. Кернение центров отверстий. Устные ответы
61
Напильники: виды, назначение
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Расширят представление о видах напильников;
Научатся выбирать вид напильника в зависимости от профиля скругления
Выполнение заданий. Устные ответы
62-63
Опиливание криволинейных кромок
2
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы по опиливанию криволинейных кромок;
Узнают правила безопасной работы;
Научатся выполнять опиливание криволинейных кромок
Выполнение упражнений по опиливанию криволинейных
64
Линии чертежа
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания о линиях чертежа, их назначении;
Научатся определять вид линий на чертеже, чертить линии, выполнять простейшие чертежи
Выполнение заданий. Устные ответы
65
Знакомство с изделием (вешалка с фигурным основанием)
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
формулировать ответы на вопросы и понимать речь других людей
Узнают о назначении изделия, материалах для его изготовления, последовательности изготовления;
Научатся ориентироваться по чертежу, составлять последовательность изготовления изделия
Заполнение технологической карты. Выполнение технического чертежа.Устные ответы
66-73
Изготовление вешалки
4
Научатся ориентироваться в задании; работать с информацией, организовывать творческое пространство, готовить рабочее место к работе, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы при изготовлении изделия;
Освоят приемы работы;
Научатся изготавливать изделие, оценивать качество готового изделия
Изготовление изделия
74
Правка и гибка изделия
1
Научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; работать с информацией, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о сути понятия упругость металла, о назначении правки и гибки, видах изгиба полосового металла;
Научатся определять вид изгиба металлической заготовки
Выполнение заданий. Устные ответы
75
Инструменты для правки и гибки металла
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о видах инструментов и приспособлений для гибки и правки, о назначении каждого инструмента
Выполнение заданий. Устные ответы
76
Правка толстой проволоки и прутков на плите
1
Научатся работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания об инструментах приспособлениях для правки толстой проволоки и прутков, о правилах безопасной работы с ними;
Научатся выполнять правку заготовок из толстой проволоки и прутков
Правка проволоки и прутков.Устные ответы
77
Правка полосового металла на плите и в тисках
1
Научатся ориентироваться в задании; наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о правилах безопасной работы при правке металла;
Научатся выполнять правку полосового металла на плите и в тисках
Правка полосового металла. Устные ответы
78
Гибка металла
1
Научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; работать с информацией, наблюдать, анализировать, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания об инструментах и приспособлениях для гибки металла, о правилах безопасной работы;
Научатся выполнять гибку металлических заготовок
Сгибание кольца на стержне. Сгибание скоб на оправках и в тисках. Устные ответы
82-83
Изготовление дужки для оконной ручки
2
Проявляют интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда; научатся оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, коллективно анализировать изделие
Узнают о последовательности изготовления изделия;
Закрепят правила безопасной работы;
Научатся изготавливать изделие, оценивать его качество, проверяя работу на глаз, по образцу, шаблону
Изготовление изделия
Соединение деталей заклепками с потайными головками – 6 часов
84
Соединение деталей заклепками
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о сути понятия пластичность металла, видах соединений деталей, элементах заклепки;
Научатся рассчитывать длину заклепки;
Усвоят, прочность заклепочного соединения зависит от качества заклепки
Выполнение расчета длины заклепки. Устные ответы
85
Соединение деталей заклепками с потайными головками
1
Научатся организовывать рабочее место; извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают технологию выполнения соединения деталей заклепками с потайными головками, правила безопасной работы;
Научатся выполнять соединение деталей заклепками с потайными головками
Выполнение заклепочных соединениц (на материалоотходах). Устные ответы
86
Знакомство с изделием (подставка для утюга из полос)
1
Научатся п ориентироваться в задании; работать с информацией, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о назначении изделия, материалах для его изготовления;
Научатся ориентироваться по чертежу, выполнять технический рисунок изделия, составлять последовательность изготовления изделия
Заполнение технологической карты
87-88
Изготовление подставки для утюга из полос
2
Научатся ориентироваться в задании, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы разметки, приемы заготовки деталей (нарезание, опиливание), приемы работы по соединению деталей заклепочным соединением, правила безопасной работы;
Научатся изготавливать изделие
Изготовление изделия. Устные ответы
89
Отделка изделия
1
Проявляют интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда; научатся работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Расширят представление о назначении личного напильника, операции по отделке изделия;
Научатся выполнять отделку изделия (подставка для утюга)
Отделка изделия. Устные ответы
Практическое повторение – 10 часов
89-98
Изготовление петель шарнирных, крючков оконных
10
Проявляют интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда; научатся работать по плану, использовать необходимые средства: учебник, инструменты; оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Научатся изготавливать изделие с соблюдением правил безопасной работы, оценивать качество готового изделия
Изготовление изделия
Самостоятельная работа - 4 часа
99-102
Изготовление линейки из стали
4
Научатся работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, инструменты; оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы;
Научатся изготавливать изделие, анализировать выполненную работу
Изготовление изделия
III четверть:
Общее количество часов: 60
Контрольные/самостоятельные работы: 8 часов
Практическая работа: 36 часов
Вводное занятие – 1 час
103
Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят правила безопасной работы в слесарной мастерской
Тестирование
Выполнение изделия по технологической карте – 11 часов
104
Понятие о трудовой операции
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о сути терминов трудовая операция и прием;
Научатся проводить примеры слесарных операций и приемов их выполнения
Устные ответы
105
Технологическая карта. Ее назначение и содержание
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о назначении, видах и содержании технологической карты;
Научатся составлять технологическую карту
Заполнение технологической карты. Устные ответы
106
Правила нанесения размеров на чертеже
1
Научатся работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают правила нанесения размеров на чертеже;
Научатся выполнять чертежи простейших деталей
Выполнение заданий.Устные ответы.
107
Знакомство с изделием (задвижка дверная)
1
Научатся работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать; формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Узнают о деталях изделия, материалах для изготовления изделия;
Научатся выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров, ориентироваться по чертежу
формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Узнают названия операций по изготовлению изделия;
Научатся составлять последовательность изготовления изделия, заполнять технологическую карту
Заполнение технологической карты. Устные ответы
109
Подбор материала и разметка заготовки
1
Научатся работать с информацией, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают правила разметки заготовки, правила безопасной работы;
Научатся подбирать материал для изделия, размечать заготовку, контролировать качество выполнения операции
Выполнение заданий.Устные ответы
110-113
Изготовление изделия по технологической карте
4
Научатся работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, анализировать.
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о последовательности операций изготовления изделия, правилах безопасной работы;
Научатся подбирать инструменты для выполнения технологических операций, изготавливать изделие, проверять качество изделия на каждом этапе изготовления
Опиливание изделия. Устные ответы
114
Отделка изделия. Оценка качества готового изделия.
1
Научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать;
формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Закрепят приемы отделки изделия, правила безопасной работы;
Научатся выполнять отделку изделия, оценивать качество готового изделия
Отделка изделия. Устные ответы
Рубка на плите – 8 часов
116
Рубка металла на плите
1
Научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Познакомятся с назначением рубки на плите, особенностями данной технологической операции, терминами по теме;
Научатся определять способ рубки металла (в тисках, на плите) в зависимости от предлагаемого образца заготовки
Выполнение заданий. Устные ответы
117
Слесарное зубило и приемы работы с ним
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Расширят представление об устройстве слесарного зубила;
Узнают о зависимости формы заточки зубила от линий рубки, о правилах безопасной работы;
Научатся определять форму заточки зубила в зависимости от вида линий рубки
Выполнение заданий. Устные ответы
118
Крейсмейсель, его назначение и устройство
1
Научатся работать с информацией, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Познакомятся с назначением и устройством крейсмейселя
Выполнение заданий. Устные ответы
119-120
Рубка металла на плите: приемы работы, правила безопасности
2
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы по рубке металла на плите, правила безопасной работы при рубке металла на плите;
Научатся выполнять рубку металла на плите
Рубка металла на плите. Устные ответы
121-123
Изготовление заготовок для изделий
3
Научатся организовывать рабочее место; работать с информацией, извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы по рубке металла на плите;
Узнают правила безопасной работы;
Научатся выполнять изготовление заготовок
Изготовление заготовок. Устные ответы
Плоскостная разметка и обработка деталей по чертежу – 22 часа
124
Чертеж изделия
1
Научатся ориентироваться в задании; работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать;
формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Расширят представление о чертеже, его содержании;
Научатся выполнять чертеж простейшего изделия, читать чертеж
Выполнение заданий. Устные ответы
125
Разметка: требования к качеству, инструменты
1
Научатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
работать с информацией, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Расширят представление о разметке, инструментах для разметки, требованиях к качеству разметки
Выполнение заданий. Устные ответы
126
Циркуль разметочный и приемы работы с ним
1
Научатся работать с информацией, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания об устройстве разметочного циркуля;
Освоят приемы работы разметочным циркулем;
Научатся проводить окружности заданного радиуса (на бумаге – чертежным циркулем, на разметочной пластине – разметочным циркулем), проверять исправность и заточку разметочных инструментов
Выполнение заданий. Устные ответы
127
Точность измерения
1
Научатся работать с информацией, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о сути понятия точность измерения, правилах проведения точных измерений;
Научатся проводить точные измерения
Выполнение заданий. Устные ответы
128-129
Пересекающиеся и перпендикулярные линии на плоскости
2
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о способах построения пересекающихся, параллельных и перпендикулярных линий;
Научатся размечать параллельные и перпендикулярные линии, закреплять детали для разметки, наносить риски с помощью циркуля
Выполнение заданий. Устные ответы
130-131
Разметка сопряжения
2
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о сути понятия сопряжение, правилах разметки сопряжений пересекающихся и параллельных прямых;
Научатся размечать сопряжения пересекающихся и параллельных прямых
Выполнение заданий.Устные ответы
132
Знакомство с изделием (мотыжка-полольник)
1
Научатся работать с информацией, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о назначении изделия, деталях, материалах для изготовления;
Научатся выполнять технический рисунок, читать чертеж
Выполнение заданий.Устные ответы
133
Последовательность изготовления изделия
1
Научатся составлять последовательность действий;
работать с информацией, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания о названиях операций по изготовлению изделия;
Научатся составлять последовательность изготовления изделия
Заполнение технологической карты. Устные ответы
134
Разметка деталей изделия
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о способах подготовки заготовок к разметке, правилах безопасной работы при разметке;
Научатся выполнять разметку заготовок для деталей изделия по чертежу
Разметка деталей изделия
135-139
Изготовление державки
5
Научатся ориентироваться в задании, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, сравнивать, наблюдать, анализировать, организовывать рабочее место; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают технологию выполнения операций по изготовлению державки, правила безопасной работы;
Научатся изготавливать деталь изделия
Изготовление изделия
140-143
Изготовление бойка мотыжки-полольника
4
Научатся оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, сравнивать, наблюдать, анализировать, организовывать рабочее место; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают технологию выполнения операций по изготовлению изделия, правила безопасной работы;
Научатся изготавливать деталь изделия
Изготовление изделия
144
Соединение деталей изделия
1
Научатся ориентироваться в задании, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, организовывать творческое пространство, сравнивать, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания о технологии соединения деталей заклепками, правилах безопасной работы;
Научатся соединять заклепками боек и державку
Соединение деталей изделия заклепками
145
Отделка изделия. Оценка качества готового изделия.
1
Научатся ориентироваться в задании, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, сравнивать, наблюдать, анализировать, организовывать творческое пространство; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания о технологии отделки и покраски изделия, правилах безопасной работы;
Научатся выполнять отделку изделия, оценивать качество готового изделия
Отделка изделия
Практическое повторение – 10 часов
146-155
Изготовление приспособления для удаления сорняков; детских грабель
10
Научатся ориентироваться в задании, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, сравнивать, наблюдать, анализировать, организовывать творческое пространство; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы по изготовлению изделия;
Научатся изготавливать изделие с соблюдением правил безопасной работы
Изготовление изделия
Самостоятельная работа – 8 часов
156-163
Изготовление деталей задвижек, форточных запоров
8
Научатся ориентироваться в задании, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, сравнивать, наблюдать, анализировать, организовывать творческое пространство; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о последовательности изгот овления изделия;
Научатся изготавливать изделие с соблюдением правил безопасной работы
Изготовление изделия
IV четверть:
Общее количество часов: 48
Контрольные/самостоятельные работы: 6 часов
Практическая работа: 36 часов
Вводное занятие – 1 час
164
Вводное занятие. Правила безопасной работы в мастерской
1
Научатся работать с информацией;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Повторят правила безопасной работы в мастерской
Устные ответы
Опиливание широкой поверхности – 15 часов
165
Плоская и криволинейная поверхности
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Научатся определять на конкретных примерах вид поверхности
Выполнение заданий. Устные ответы
166
Напильники: виды, назначение
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Расширят представление о видах напильников, назначении каждого вида напильников, правилах сбережения напильников;
Научатся определять вид напильника по образцам
Выполнение заданий. Устные ответы
167
Виды плоских напильников
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Расширят представление о видах плоских напильников, сфере их использования
Выполнение заданий.Устные ответы
168-169
Продольное и поперечное опиливание
2
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы напильником;
Научатся выполнять продольное и поперечное опиливание с соблюдением правил безопасной работы (на материалоотходах)
Выполнение продольного и поперечного опиливания. Устные ответы
170-171
Перекрестное опиливание
2
Научатся работать с информацией, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы;
Научатся выполнять перекрестное опиливание с контролем по штрихам с соблюдением правил безопасной работы (на материалоотходах)
Перекрестное опиливание. Устные ответы
172-173
Опиливание плоскости, расположенной под углом 90* к базовой
2
Научатся ориентироваться в задании;
работать с информацией, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы; научатся выполнять опиливание плоскости, расположенной под углом 90* к базовой, с соблюдением правил безопасной работы; контролировать качество опиливания
Опиливание плоскости, расположенной под углом 90* к базовой
174-175
Опиливание параллельных плоскостей
2
Научатся организовывать творческое пространство; работать с информацией, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы;
Научатся выполнять опиливание параллельных плоскостей с соблюдением правил безопасной работы (на материалоотходах)
Опиливание параллельных плоскостей
176-177
Опиливание смежных плоскостей
2
Научатся ориентироваться в задании;
извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы;
Научатся выполнять опиливание смежных плоскостей, расположенных под тупым углом (на матералоотходах);
Контролировать качество операции, соблюдать правила безопасной работы
Опиливание смежных плоскостей
178
Штангенциркуль ШЦ-1
1
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают о назначении штангенциркуля, устройстве штангенциркуля ШЦ-1;
Научатся выполнять измерения штангенциркулем ШЦ-1
Выполнение заданий.Устные ответы
Пространственная разметка – 16 часов
179
Виды разметки
1
Научатся работать с информацией, наблюдать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Расширят представление о видах разметки, назначении каждого вида разметки;
Научатся подготавливать поверхность к разметке
Выполнение заданий. Устные ответы
180
База для пространственной разметки
1
Научатся работать с информацией, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Узнают правила выбора базовой поверхности;
Научатся выбирать базовую поверхность для разметки, определять пригодность заготовки
Выполнение заданий. Устные ответы
181-182
Инструменты и приспособления для разметки. Приемы пространственной разметки
2
Научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Познакомятся с инструментами и приспособлениями для разметки, их устройством, назначением, приемы работы, правилами безопасной работы при разметке;
Научатся устанавливать рейсмус и штангенциркуль на заданный размер, проводить вертикальные и горизонтальные риски
Выполнение заданий. Устные ответы
183-184
Чертежи объемных деталей
2
Научатся работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать; формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Познакомятся с прямоугольными проекциями, назначением линий;
Научатся читать чертежи объемных деталей, выполнять чертежи простейших деталей
Выполнение заданий. Устные ответы
185
Знакомство с изделием (молоток с квадратным бойком)
1
Научатся составлять последовательность действий, проговаривать технологические операции вслух; работать с учебником, наблюдать, сравнивать, анализировать; формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Познакомятся с материалом для изготовления изделия, названиями операций по изготовлению изделия;
работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Освоят приемы работы, правила безопасности при выполнении разметки;
Научатся подбирать заготовку, выполнять разметку детали
Подбор заготовки и ее разметка. Накернивание рисок
188-192
Изготовление изделия
5
Научатся оценивать и корректировать полученные результаты, ориентироваться в задании; извлекать информацию из прослушанного объяснения, наблюдать, анализировать;
формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Освоят приемы работы по опиливанию;
Научатся выполнять опиливание плоскостей заготовки с соблюдением правил безопасной работы
Изготовление изделия
192-193
Отделка изделия
2
Проявляют интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда; научатся составлять последовательность действий, работать по плану; использовать необходимые средства: учебник, инструменты; оценивать и корректировать результаты;
работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать;
формулировать ответы на вопросы, слушать и понимать речь других людей
Научатся выполнять отделку изделия, оценивать качество готового изделия
Отделка изделия. Устные ответы
Практическое повторение – 10 часов
194-203
Изготовление упорной планки для зажимного винта столярного верстака
10
Научатся ориентироваться в задании, оценивать и корректировать полученные результаты; работать с информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать, организовывать творческое пространство; вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Закрепят знания о последовательности изготовления изделия, приемах работы, правилах безопасной работы;
Научатся изготавливать изделие, оценивать качество выполненной работы
Изготовление изделия
Контрольная работа – 6 часов
204-209
Изготовление дверной задвижки, мотыги и т. п.
6
Проявляют интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда; научатся оценивать и корректировать результаты;
работать с информацией, анализировать, организовывать творческое пространство;
вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Усвоят последовательность изготовления изделия, приемы работы, правила безопасной работы;
Научатся изготавливать изделие
Изготовление изделия
Обучающиеся 6 класса должны
Знать:
- устройство слесарных тисков, приемы рубки металла в тисках, инструменты, правила безопасной работы при рубке металла;
- приемы опиливания металла, техника безопасности при опиливании;
- устройство и назначение слесарной ножовки;
- формы кромок детали;
- устройство разметочного циркуля, назначение, приемы пользования;
- инструменты и приспособления для гибки и правки металла;
- понятие трудовая операция, прием, виды технологических карт;
- приемы рубки металла на плите:
- требования к разметке, понятие точность измерения;
- виды напильников, назначение различных видов;
- устройство, назначение, приемы работы штангенциркулем – ШЦ1;
- виды разметки, назначение, разница между видами;
- проверять качество работы на глаз, по образцу и шаблону;
- работать напильниками;
- работать штангенциркулем(ШЦ-1);
- пользоваться рейсмусом.
Основной список литературы
Мирский, С. Л. Слесарное дело / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 2. / под редакцией В. В. Воронковой –М.; Гуманит. изд. центр Владос, 2011. – 33 с.
Павлова, О. В. Трудовое обучение. Слесарное дело 5-6 классы: рабочая программа / О. В. Павлова – Волгоград: Учитель, 2015. – 96 с.
Патракеев, В. Г. Технология. Слесарное дело. 6 класс: учеб. для коррекц. образоват. учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев. – М. : Просвещение, 2012.
Патракеев В. Г. Технология. Слесарное дело. 7 класс: учеб. для коррекц. образоват. учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев. - М., Просвещение, 2012 год.
Патракеев В. Г. Технология. Слесарное дело. 8 класс: учеб. для коррекц. образоват. учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев. - М., Просвещение, 2012 год.
Патракеев В. Г. Технология. Слесарное дело. 9 класс: учеб. для коррекц. образоват. учреждений VIII вида / В. Г. Патракеев. - М., Просвещение, 2012 год.
Патракеев, В. Г. Слесарное дело: тетрадь для самостоят. работы учащихся 5-6 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /
В. Г. Патракеев, И. В. Патракеев. – М. : ВЛАДОС, 2004.
Дополнительный список литературы
Зубенко П. Н. Альбом рабочих чертежей слесарно-монтажного и зажимного инструмента./ П. Н. Зубенко.- М.: Высшая школа, 1984.
Инструктивные материалы для учителей трудового обучения при обучении учащихся с особенностями развития. / Сборник под ред. Мирского С.Л., - М.: 2006.- 64 с.
Магир, М. Плетение проволоки. Идеи и проекты. / М. Магир. – М. : Ниола 21-й век, 2004.
Макиенко, Н. И. Практические работы по слесарному делу. / Н. И. Макиенко. - М.: Высшая школа, 1982.
Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе./ С. Л. Мирский. - М.: Просвещение, 1992 .-223 с.
Мирский, С.Л. Применение наглядных средств на уроках труда в специальной (коррекционной) школе. //Дефектология. 2003.- 23с.
Мирский, С.Л. Формирование знаний на уроках профессионально- трудового обучения. / С. Л. Мирский. – М.: 1992. – 127с.
Мирский, С.Л. Обучение контрольным действиям в процессе изготовления изделия на уроке трудового обучения. / С. Л. Мирский. //Дефектология. - 2007. - №5 - 34 с.
Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе./ С. Л. Мирский. - М. Просвещение, 1980.
Патракеев, В. Г. Справочный дидактический материал по слесарному делу: пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / В. Г. Патракеев,
И. В. Патракеев. – М. : ВЛАДОС, 2003.
Патракеев, В. Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. / В. Г. Патракеев. – М. : ВЛАДОС, 2003.
Настольная книга учителя технологии: справ. – метод. пособие / сост. А. В. Марченко. – М. : АСТ: Астрель, 2005.
Скакун В. А. Производственное обучение общеслесарным работам.