Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ульяновска «Средняя школа №42»
Рабочая программа для классов, реализующих АООП
Наименование учебного предмета Технология
Класс 5
Уровень общего образования основная школа
Учитель Евстигнеев А.А
Срок реализации программы, учебный год 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе : Технология : программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В.Синица.- М.: Вентана Граф,2013.-144с.
Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко - М.: Вентана Граф, 2012.- 192 с.: ил.
Рабочую программу составил ___________ Евстигнеев Александр Анатольевич, учитель.
Пояснительная записка 5 класс
Источники составления программы:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [http://минобрнауки.рф/документы/543].
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями [http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html].
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» [http://www.rg.ru/2011/02/16/obr-trebovaniya-dok.html].
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» [http://base.garant.ru/70140908/].
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» [http://www.rg.ru/2011/02/16/obr-trebovaniya-dok.html].
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» [http://base.garant.ru/70140908/].
Программа по учебному предмету «Технология ведения дома». Программа подготовлена авторским коллективом (А.Т Тищенко, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко и издана издательским центром «Вентана-Граф». 5-8 классы 2013 г.
Коррекционные цели и задачи образовательной области «Технология» в 5 классе.
Коррекционно-развивающие уроки – это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов и психических функций каждого ученика.
Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие высших психических функций, коррекцию пробелов в знаниях. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления; эмоционально-волевой сферы;формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Воспитательные цели Мотивация к учебе (интерес к учебе, предмету) Умение работать в парах, в команде Творческая активность Самостоятельность Нравственные качества Трудолюбие Культура труда.
Коррекционно-развивающие цели (эмоционально-волевая сфера) Развитие: умений планировать свою деятельность; навыков самоконтроля, самооценки, взаимооценки; способностей работать по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму.
задачами изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:
Коррекция овладения необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,
Формирование представлений о культуре труда, производства,
Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,
Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
И совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
■ формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
И формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения школьников не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической
информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессио-нальных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, техноло-гической культурой производства;
■ умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Особенности организации учебной деятельности по предмету
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено, выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума. рекомендуемых в программе для освоения технологических операций.
.При этом необходимо, чтобы объект был носильным для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать для школьников летнюю технологическую практику за счёт времени из компонента образовательного учреждения. В период практики учащиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарио-технических коммуникаций и др.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникативных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год для изучения учебного предмета технологии в 5-х классах выделено 2 часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год.
Содержание учебного курса
Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов
Основное содержание материала темы
Характеристики основных видов деятельности учащихся
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50ч)
Тема
«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
(20ч)
Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс, технологическая карта. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Технологические операции. Сборка и отделка изделий из древесины. Правила безопасного труда
Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдать правила безопасного труда
Тема
«Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч)
Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов
Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда
Тема
«Технологии машинной
обработки металлов
и искусственных материалов» (2 ч)
Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке
Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. Соблюдать правила безопасного труда
Тема
«Технологии художественно-прикладной обработки материалов»(6 ч)
Технологии художественно-прикладной обработки материалов1. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда
Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком. Отделывать изделия из древесины выжиганием. Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Соблюдать правила безопасного труда. Представлять презентацию результатов труда
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6ч)
Тема
«Технологии ремонта
деталей интерьера, одежды
и обуви и ухода за ними»
(2ч)
Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса
Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Осваивать технологии удаления пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдать правила безопасного труда и гигиены. Изготовлять полезные для дома вещи
Тема
«Эстетика и экология жилища»(2 ч)
Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой
Оценивать микроклимат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным проспектам. Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (12 ч)
Тема
«Исследовательская
и созидательная деятельность»(12 ч)
Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении
Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта
Учебно- тематическое планирование
№
Тема (Название раздела)
Кол-во часов
л/р
Практические работы
Тесты
1
Технологии обработки конструкционных материалов
50
1
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
20
5
5
1
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
22
2
5
7
Технологии машинной
обработки металлов и искусственных материалов
2
1
6
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
6
1
2
2
Технологии домашнего хозяйства
6
1
2
3
3
Исследовательская и созидательная деятельность
12
1
1
Повторение пройденного материала
2
итого
70
11
16
18
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Состав УМК для реализации рабочей программы:
Автор
Название
Издательство
Год
Тищенко А.Т., В.Д. Симоненко
Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/
М.: Вентана -Граф,
2012
для учителя:
Бешенков А.К. Технология (технический труд) : технические и проектные задания для учащихся : 5-9 классы : пособие для учителя. — М. : Дрофа, 2010г.
Карабанов И.А. Технология обработки древесины : учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. — М. : Просвещение, 2009г.
Коваленко В.И., Куленёнок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению : технология обработки древесины : 5-7 классы : книга для учителя. — М. : Просвещение, 2008г.
Коваленко В.И., Куленёнок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению : технология обработки металлов : 5-7 классы : книга для учителя. — М. : Просвещение, 2010г.
Литература для учащихся:
Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2012.-192с. : ил.
Тищенко А.Т. Технология. Технический труд : 5 класс : учебник для уч-ся общеобразоват. учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 176 с.
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое кол-во
Примечания
Библиотечный фонд мастерской
1
Стандарт общего образования по технологии
Д
Стандарт по технологии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета
2
Примерная программа основного общего образования по технологии
Д
Примерная программа по технологии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета
3
Рабочие программы по «Технологии ведения дома»
д
4
Учебники по технологии
п
5
Другие дидактические материалы
д
Нормативные материалы
д
Нормативные материалы
д
Печатные пособия
6
Таблицы (плакаты) по безопасности труда
д
Таблицы (плакаты) по темам
д
7
Раздаточные дидактические материалы по темам
Р, п
Технологические карты, схемы, образцы для индивидуального и группового использования учащимися
Информационно-коммуникационные средства
8
Интернет ресурсы по разделам
Экранно-звуковые пособия
9
Видеофильмы по разделам
Д
Компьютер
Д
Многофункциональное устройство
Д
Учебно – практическое оборудование
10
Аптечка
Д
Набор инструментов и приспособлений для ручной обработки древесины, металла
ФП
Специализированная учебная мебель
11
Доска школьная
Д
12
Стол учительский
Д
13
Столярные верстаки
Р
14
Шкафы для хранения
Д
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся 5 класса должны:
-иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
-понимать содержание инструкционных и технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ, иметь представление о графической культуре;
-иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении;
-уметь осуществлять их контроль;
-освоить элементы культуры труда, знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке; знать общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака;
-уметь пользоваться ими при выполнении столярных, слесарных и слесарно-сборочных операциях;
-знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (измерительного, разметочного, ударного и режущего инструмента;
-уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций; знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности работ и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
-владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по чертежам, инструкционным и технологическим картам;
-осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
-владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам,
-иметь представление о культуре дизайна, освоить элементы экологической культуры;
-иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека; освоить элементы информационной культуры,
-знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации,
Календарно-тематическое планирование по технологии (мальчики) 6 класс на 2017-2018 учебный год.
№ урока
Тема. Домашнее задание
Характеристика
деятельности учащихся
Планируемые результаты
Планируемые личностные результаты
Кол
час
Домашнее задание
Дата для 5 кл
План
Факт
Предметные результаты
Коррекционные цели и задачи
знать
уметь
1, 2
Древесина. Пиломатериалы. Древесныематериалы.
Коррекция знаний и способов действий.
сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; основные древесные материалы; основные профессии в деревообработке
распознавать лиственные и хвойные породы древесины
Развитие смысловой опосредованной памяти
Экологическое сознание. Любовь к природе. Устойчивый познавательный интерес и станов-ление смыслообразующей функции познавательного мотива.
2 ч
§ 3, вопр. стр 15, рабочая тетрадь
3, 4
Графическоеизображение деталей и изделий.
Комплексное применение ЗУН и СУД.
: виды графических изображений; сущность понятия масштаб; основные правила оформления эскиза, чертежа
Умеют: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали; оформлять чертёж простейшего одно-детального изделия
Стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)
Позитивная моральная самооценка. Устойчивый познавательный интерес и станов-ление смыслообразующей функции мотива.
2 ч
§ 4, вопр. cтр 20рабочая тетрадь, интернет
5,6
Рабочее место и инструменты
Комплексное применение ЗУН и СУД.
назначение и устройство столярного верстака, правила размещения ручных инструментов на верстаке.
: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту
Развитие смысловой опосредованной памяти
Устойчивый познавательный интерес и станов-ление смыслообразующей функции мотива.
2 ч
§ 5 вопр. стр 24 Инструменты для разметки
7,8
Последовательность изготовления изделий из древесины
Комплексное применение ЗУН и СУД.
основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции.
определять последовательность изготовления детали по технологической карте
Стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
2 час
§ 6,вопр. стр28 раб.тетр. Интернет
9,
10
Разметка заготовок из древесины
Комплексное применение ЗУН и СУД.
правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины.
выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала
Развитие смысловой опосредованной памяти
Практический навык
2
§ 7, вопр. стр 32 рабочая тетрадь
11
12
Пиление заготовок из древесины
Комплексное применение ЗУН и СУД.
инструменты для пиления, опиливания и зачистки; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции.
выпиливать заготовки столярной ножовкой; выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; контролировать качество выполненной операции
Развитие и коррекция речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, грамматика и т.д.)
устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании; порядок выполнения контроля размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.
выполнять разборку, сборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением правил безопасной работы; контролировать качество операции
Стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)
выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями
2 ч
Строгание заготовок из древесины
15, 16
Сверление отверстий в деталях из древесины
Комплексное применение ЗУН и СУД.
виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; последовательность действий и правила безопасной работы при сверлении.
размечать отверстия; закреплять свёрла в патронах дрели и коловорота; просверливать отверстия
Овладевать навыками общения в коллективе.
Устойчивый познавательный интерес и станов-ление смыслообразующей функции мотива.
2 ч
§ 10,вопр. стр 49 раб.тетр.
.
17, 18
Соединение деталей гвоздями, шурупами, саморезами, клеем
Комплексное применение ЗУН и СУД.
назначение и устройство основных узлов сверлильного станка; последовательность подготовки станка к работе; правила безопасной работы при сверлении.
закреплять свёрла в патроне станка; закреплять деталь в машинных тисках; просверливать отверстия
Развитие и коррекция речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, грамматика и т.д.)
выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями
2 ч
§ 11,12.13 вопр.стр 55,60 раб.тетр.интернет
19, 20
Зачистка поверхностей древесины.отделка изделий.
Комплексное применение ЗУН и СУД.
виды гвоздей; правила выбора гвоздей для соединения деталей; правила расположения гвоздей при соединении деталей; виды шурупов и саморезов; правила выбора шурупов и саморезов для соединения деталей; правила расположения шурупов и саморезов при соединении деталей; виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем.
выбирать гвозди, шурупы и саморезы для соединения деталей; правильно располагать гвозди, шурупы и саморезы при соединении деталей; выполнять соединение деталей из древесины
Развитие смысловой опосредованной памяти. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выбора оптимальных технологий изготовления и оказания услуг.
Устойчивый познавательный интерес и станов-ление смыслообразующей функции мотива.
2 ч
§ 14, 15 вопр. стр 66 раб. тетр.
21.22
Выпиливание лобзиком
традиционные виды народных промыслов и декоративно-прикладного творчества народов России; виды орнамента
различные приёмы выпиливания по древесине;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями
2
§16,вопр. стр74,75 раб тетр.
23,24
Выжигание по дереву
различные приёмы выжигания по древесине; инструменты для такой обработки; устройство электровыжигателя; правила безопасной работы
выполнять выжигание на поверхности изделий из древесины с соблюдением правил безопасной работы
выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. Позитивная моральная самооценка.
Устойчивый познавательный интерес.
2 ч
§ 17,вопр. стр 79 рабочая тетрадь
25,26
Отделка изделий
различные
сборка, оформление
2ч
приёмы окрашивания и лакирования древесины; инструменты для такой работы; правила безопасной работы.
Умеют выполнять окрашивание и лакирование изделий с соблюдением правил безопасной работы
выполнять окрашивание и лакирование изделий с соблюдением правил безопасной работы
выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
27 28
Что такое творческий проект. Этапы.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
сущность понятий проект, проектирование; виды учебных проектов; этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов; способы презентации проектов.
выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями
Развитие и коррекция речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, грамматика и т.д.)
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Позитивная моральная самооценка.
2ч
§ 1,2, вопр. стр 9
29 30
Стульчик.Обоснование. Выбор варианта.
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Комплексное применение ЗУН и СУД.
способы выявления потребностей; требования, предъявляемые к различным изделиям; способы выдвижения идей и их анализа.
выявить требующую решения проблему; кратко и чётко формулировать задачу; выдвигать и анализировать идеи; обосновать свой выбор темы, конкретной идеи и технологии изготовления изделия
Развитие смысловой опосредованной памяти. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выбора оптимальных технологий изготовления и оказания услуг.
Экологическое сознание. Умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
2
пояснительная записка, интернет
31 32
Разработка чертежа и технологии изготовления.
Комплексное применение ЗУН и СУД.
основные принципы конструирования изделий; правила разработки и выполнения графических документов.
конструировать простейшие изделия; составлять эскизы и кинематические схемы простейших изделий
Овладевать навыками общения в коллективе
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
2ч
чертеж, технологическая карта
33 34
Сборка изделия, расчет стоимости, оценка, защита.
Коррекция знаний и способов действий.
: основные составляющие себестоимости изделия; цены применяемых материалов, деталей, электроэнергии.
: рассчитать количество использованных ресурсов и их стоимость
Развитие смысловой опосредованной памяти. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выбора оптимальных технологий изготовления и оказания услуг.
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
2
пояснительная записка, презентация.
35 36
Понятие о машине и механизме
Коррекция знаний и способов действий.
основные этапы развития техники; наиболее выдающихся изобретателей.
Овладевать навыками общения в коллективе.
Знание основных этапов и событий в развитии техники и технологии.
2ч
§18,вопр. стр 96 раб тетр.
37
38
Тонколистовой металл и проволока. Рабочее место.
Комплексное применение ЗУН и СУД.
способы получения проволоки; области применения проволоки; правила безопасности труда.
Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы
Развитие и коррекция речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, грамматика и т.д.)
Устойчивый познавательный интерес.
2 ч
§19, 20вопр. стр 101, 106 раб тетр.интернет
39 40
Графическое изображение деталей из маталла
Представление результатов самостоятельной работы
основные принципы графического изображения изделий;
Разрабатывать чертежи для изготовления деталей из металлов и искусственных материалов
Развитие: умений планировать свою деятельность; навыков самоконтроля, самооценки, взаимооценки;
Устойчивый познавательный интерес. Знание основных правил создания чертежей
2ч
§21,вопр. стр 109 раб тетр.интернет
41 42
Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов
Коррекция знаний и способов действий.
: Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки
Утилизировать искусственные материалы
Развитие и коррекция речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, грамматика и т.д.)
Устойчивый познавательный интерес
2ч
§22,вопр. стр 115 раб тетр.
43 44
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Представление результатов самостоятельной работ
: способы получения проволоки; области применения проволоки; правила безопасности труда
Развитие смысловой опосредованной памяти. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выбора оптимальных технологий изготовления и оказания услуг.
45 46,
Разметка заготовок из тонколистовогое металла, проволоки. Пластмассы
Коррекция знаний и способов действий.
: способы разметки тонколистового металла и проволоки; правила безопасности труда
Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
.
Коррекция знаний и способов действий.
: способы зачистки деталей из тонколистового металла; правила безопасной работы.
: выполнять соединение деталей фальцевым швом и с помощью заклёпок
Развитие смысловой опосредованной памяти. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выбора оптимальных технологий изготовления и оказания услуг.
способы получения отверстий в изделиях из металла; инструменты и приспособления для этого; правила безопасной работы
выполнять сверление .
Развитие: умений планировать свою деятельность; навыков самоконтроля, самооценки, взаимооценки;
Устойчивый познавательный интерес.
2 ч
§28,вопр. стр 141 раб тетр.
55 56
Устройство настольного сверлильного станка
Комплексное применение ЗУН и СУД.
способы получения отверстий с помощью сверлильного станка, инструменты и приспособления для этого; правила безопасной работы
выполнять сверление .
Развитие смысловой опосредованной памяти. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выбора оптимальных технологий изготовления и оказания услуг.
назначение и свойства применяемых материалов; назначение и устройство инструментов и приспособлений; правила безопасной работы; виды проектной документации и правила её оформления.
правильно выполнять все технологические операции; грамотно оформлять проектную документацию
Развитие: умений планировать свою деятельность; навыков самоконтроля, самооценки, взаимооценки;
порядок проведения презентации проектов; критерии и порядок оценивания проектов.
публично представить свой проект; дать самооценку своего проекта; оценить проект по заданным критериям
Развитие: умений планировать свою деятельность; навыков самоконтроля, самооценки, взаимооценки;
Позитивная моральная самооценка.
2ч
пояснительная записка, презентация.
63 64
Интерьер жилого помещения
Коррекция знаний и способов действий. Комплексное применение ЗУН и СУД.
понятия интерьер, эргономика; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон; правила уборки помещения,
Разбираться в интерьере жилого помещения
Развитие: умений планировать свою деятельность; навыков самоконтроля, самооценки, взаимооценки;
Устойчивый познавательный интерес.
2 ч
§32,вопр. стр 168 раб тетр.интернет
65 66
Эстетика и экология жилища
Коррекция знаний и способов действий. Комплексное применение ЗУН и СУД.
понятия благоустройство, экономическое обоснование, себестоимость
; анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики
Развитие: умений планировать свою деятельность; навыков самоконтроля, самооценки, взаимооценки;
Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
7. Контрольно-измерительные материалы.
Контрольный срез знаний по технологии за первое полугодие 5 класс (мальчики).
I вариант
Назови три основных среза древесины:
А) поперечный, радиальный, тангенциальный
Б) пробковый, поперечный, тангенциальный
В) пробковый, серединный, овальный.
2. К основным признакам при определении породы древесины относят:
А) блеск, прочность, электропроводность
Б) влагоустойчивость, вес, цвет
В) блеск, цвет, запах, текстура, твердость
3. К порокам строения древесины относят:
А) наклон волокон, смоляные кармашки и прорость
Б) поражение грибами, обдир коры, сколы
В) червоточины, вмятины, дефекты обработки
4. Изделие, выполненное из однородного материала без сборки, называется:
А) технологический элемент
Б) деталь
В) припуск
5. К масштабу увеличения относят:
А) М 1:3
Б) М 1:2
В) М 3:1
6. Процесс нанесения на поверхность заготовки линий и точек, определяющих согласно чертежу контуры детали или места, подлежащие обработке, называется:
А) разметка
Б) рисование
В) раскрой
7. Ручные инструменты для пиления:
А) ножницы, ножовка, рубанок
Б) лучковая пила, ножовка, наградка
В) наградка, рубанок, стусло
8. Для каких целей используют шерхебель, рубанок, фуганок?
А) для выполнения полировки
Б) для разрубания заготовки
В) для строгания древесины
9. Какие движения выполняет сверло во время сверления?
А) вращаясь, снимает стружку и двигается сверху вниз
Б) вращаясь, снимает стружку и двигается снизу вверх
В) снимает стружку и двигается справа налево
10. Вставьте пропущенное слово. Способность древесины удерживать металлические крепления (гвозди, шурупы, скрепы) относится к _____________ свойствам древесины.
II вариант
На поперечном (торцевом) срезе древесины можно увидеть:
А) ядро, годовые кольца, сердцевинные лучи
Б) рисунок, годовые кольца, сердцевинные лучи
В) рисунок, годовые кольца, солнечные лучи
2. Недостатки, снижающие ее качество и ограничивающие использование, называются:
А) особенности древесины
Б) волокна древесины
В) пороки древесины
3. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, называется:
А) деталь
Б) операция
В) припуск
4. Чертеж, выполненный от руки, без применения чертёжных инструментов, без точного соблюдения масштаба с сохранением пропорций всех элементов изделия, называется:
А) эскиз
Б) чертеж
В) технический рисунок
5. Этим инструментом наносят параллельные линии при обработке пластей, то есть поверхностей и кромок заготовки:
А) транспортир
Б) угольник
В) рейсмус
6. Основные режущие инструменты для зачистки древесины:
А) рашпиль, напильник, надфиль и шлифовальная шкурка
Б) рашпиль, ножовка, надфиль и шлифовальная шкурка
В) стусло, ножовка, надфиль и шлифовальная шкурка
7. Процесс резания древесины на части с образованием пропила – это:
А) отделка
Б) сборка
В) пиление
8. Для чернового строгания заготовки из древесины применяют:
А) шерхебель
Б) фуганок
В) надфиль
9. Процесс сверления вручную можно выполнить при помощи: