Рабочая программа по технологии для 5 класса соответствует ФГОС. Учебник "Индустриальные технологии" А.Т Тищенко, В.Д.Симоненко. "Вента-Граф" 2012г.
Особенность программы-разработана для сельской школы. Календарно-тематический план на 68 часов /два часа в неделю/. Разбивка на практические и теоретические занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Технологии 5кл »
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, на основе УМК (Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. А.Т. Тищенко .В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2012), на основе положения МОУ СОШ с. Елизаветино «Рабочая программа педагога»
Рабочая программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—12 лет, и составлена с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий, характера рынка труда.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели и ставит задачи учебного предмета «Технология»:
-формирование представлений о технологической культуре производства;
-развитие культуры труда;
- становление системы технических и технологических знаний и умений;
- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации.
В 5 классе основной школы учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Исходя из учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках направлений: «Индустриальные технологии» и «Сельскохозяйственные технологии».
Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура и эстетика труда;
• получение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся 5 класса познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием и нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• технологической культурой производства;
• с рекламой, ценой;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов;);
• с устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
• начальными навыками чтения и составления технической и технологической документации, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, объектов природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений. В программе предусмотрено выполнение школьниками проектных работ.
Основным дидактическим средством обучения технологии в 5 классе основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. При этом возможно проведение интегрированных занятий.
Особенности реализации программы по технологии - присутствие направления «Сельскохозяйственные технологии». В школе сложилась практика комбинированного изучения технологий как промышленного, так и сельскохозяйственного производств. Рабочая программа составлена с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. В связи с перераспределением времени между указанными разделами уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии.
Методические особенности организации учебного процесса.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы;
-Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Предполагаются следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый контроль.
Формы контроля: тестирование, письменная контрольная, зачет, практическая работа, лабораторно-практическая работа.
В основе организации деятельности учащихся лежат практические занятия, реже - лабораторные, выполнение творческих, проектных работ, презентаций, сообщений, выполнение домашних заданий, письменная контрольная, контрольное тестирование.
В работе используется дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении с каждым учеником.
Место предмета «Технология» в базисном учебном образовательном плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность — профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный план МОУ СОШ с. Елизаветино на этапе основного общего образования включает 68 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология» в 5 классе, из расчета 2 ч в неделю.
Результаты освоения предмета.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатамиосвоения учащимися основной школы курса «Технология» в 5 классе являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном и сельскохозяйственном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатамиосвоения учащимися 5 класса курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатамиосвоения учащимися 5 класса основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
«Технология» в 5 классе.
№
п/п
Содержание
Общее количество
часов по разделу
1
Растениеводство /осенние работы/
10
2
Животноводство
6
3
Создание изделий из конструкционных и
поделочных материалов
23
4
Технология ведения дома
3
5
Творческая проектная деятельность
16
6
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур./весенние работы/
10
Итого
68
Технологии растениеводства/10часов+10часов/
Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур
Растениеводство и его структура. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего села, на пришкольном участке. Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах.
Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Размножение семенами, подготовка семян к посеву.
Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посевов и посадок.
Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Основные приемы ухода за растениями. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.
Учет урожайности. Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки почвы. Подготовка к зиме теплолюбивых растений. Способы хранения урожая овощей, клубней и луковиц многолетних растений, семенников двулетних овощных культур.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Весентай период
Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, выбор культур, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фенологических наблюдений. Подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, посевы и посадки овощей, цветочно-декоративных растений, уход за ними.
Осенний период
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, осенняя обработка почвы с внесением удобрений.
Технологии животноводства/6часов/
Основы птицеводства. Выращивание молодняка сельскохозяйственной птицы
Птицеводство. Биологические и хозяйственные особенности основных видов сельскохозяйственной птицы: кур, уток, гусей, индеек. Новые виды птицы для продуктивного разведения: японские перепела, цесарки, страусы. Требования к условиям содержания молодняка сельскохозяйственной птицы, способы поддержания оптимальной температуры, необходимые корма, организация кормления.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Изготовление кормушек и поилок, устройств для обогрева цыплят.
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов /23часа/
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической документации. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта и ее назначение. Использование ПК для подготовки графической документации.
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке.
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Технологии изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках. Исследование твердости древесины и древесных материалов.
Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической документации.
Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение, область применения, способы работы.
Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов, автоматизация процессов производства.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при сверлильных работах.
Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Виды, способы получения и обработки отливок из металла, проката. Исследование технологических свойств металлов.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов в машиностроении. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.
Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Применение компьютеров при проектировании и разработке графической документации.
Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.
Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных технологиях обработки металлов и искусственных материалов.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Способы лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов. Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проката и проволоки и искусственных материалов. Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической документации.
Организация рабочего места.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Понятие о композиции.
Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной и металлами в России.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей. Выполнение подготовительных работ по созданию изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Отделка и презентация изделий.
Соблюдение правил безопасности труда.
Технология ведения дома./3часа/
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт.
Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту.
Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели, восстановление лакокрасочных покрытий и сколов. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.
Творческая проектная деятельность/16часов/
Исследовательская и созидательная деятельность
Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.
Методы поиска научно-технической информации. Применение ПК для поиска информации и формирования базы данных.
Методы определения себестоимости изделия. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Примерные темы практических работ
Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ПК.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием компьютера, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Изделия из древесины и поделочных материалов:
• предметы обихода и интерьера, головоломки, настольные игры, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т. д., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок, раздаточные материалы для учебных занятий, оборудование для лабораторных и практических работ, спортивные тренажеры и др.
Изделия из сплавов металлов и искусственных материалов:
• ручки для дверей, головоломки, блесны, элементы интерьера, инвентарь для мангала или камина, наборы для барбекю, коптильни, багажники для велосипедов, подставки для цветов, макеты структур химических элементов, наглядные пособия, оборудование для лабораторных работ и др.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Программно-методическое обеспечение:
ФГОС по технологии, примерные программы по технологии, рабочие программы.
Справочные пособия по разделам и темам программы
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).
Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских.
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.
Электронные информационные источники:
Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам технологии, в том числе с элементами автоматизированного обучения, тренинга, контролирующие.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по технологии.
Интернет ресурсы: 1. http://vsekonkursy.ru/?p=1344
Дидактические средства, в том числе разработанные учителем:
Рабочие тетради для 5 класса
Комплект дневников наблюдений за развитием сельскохозяйственных растений.
Дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся. Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
Раздаточные контрольные задания
Презентации к урокам.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
библиотечный фонд :
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) для ООУ.
При комплектации библиотечного фонда учебников включены по несколько экземпляров учебников из других УМК по основным разделам предмета технологии. Эти учебники используются учащимися для выполнения практических работ. Имеются образцы учебных проектов, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным разделам и темам.
Научно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов содержаться в кабинете технологии и в фондах школьной библиотеки. Имеется научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы, нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки
Учебники:
-"Технология" 5 классТищенко А.Д., Симоненко В.Д. и др. / "Вента - Граф" 2012г
-"Технология" 5 класс Правдюк В.Н., Самородский П.С., Симоненко В.Д. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. Технология Под редакцией Симоненко "Вента - Граф" 2007г
-"Технология" 6 класс Елисеев Е.В. Под редакцией Симоненко "Вента - Граф" 2013г
-"Технология" 6 класс Елисеев Е.В. Под редакцией Симоненко "Вента - Граф" 2010г
-"Технология" 7 класс Елисеев Е.В. Под редакцией Симоненко "Вента - Граф" 2010г
-"Технология" 8 класс Елисеев Е.В. Под редакцией Симоненко "Вента - Граф" 2010г
Дополнительная литература:
- Е.М Муравьев "Слесарное дело " Москва "Просвещение" 1990г,
Сергеев "Справочник слесаря" 1995г.,
Е.Г. Курдюков "Столярно-плотницкие работы "Высшая школа" 1988г., А
.Г. Дубов "Занятия по техническому труду в школьных мастерских" Москва "Просвещение" 1981г. Н.Л. Дерендяев Поурочные разработки 5-8кл. Москва "ВАКО" 2009г.,
Д.И. Трайтак С/Х труд "Просвещение" 1994г, Д.И. Трайтак С/Х работы "Просвещение" 1989г.
демонстрационные печатные пособия:
-Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки
-Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
экранно-звуковые пособия:
-Видеофильмы по основным разделам и темам программы
-Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг.
-Таблицы-фолии по основным темам разделов программы
технические средства обучения:
-Телевизор с универсальной подставкой.
-Цифровой фотоаппарат.
-Мультимедийный компьютер.
-Сканер.
-Принтер.
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-Верстак универсальный - 12
-Набор для выпиливания лобзиком
-Набор столярных инструментов
-Наборы сверл по дереву и металлу
-Прибор для выжигания
-Набор инструментов для резьбы по дереву
-Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу
-Стусло поворотное
-Набор слесарных инструментов
-Набор напильников
-Набор резьбонарезного инструмента
-Ножницы по металлу
-Наковальня 10кг
-Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов
-Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий
-Электроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева и металла
-Электроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование)
-Комплект инструментов для санитарно- технических работ
-Машина швейная бытовая
-Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке
-Комплект малогабаритной сельскохозяйственной техники (мотоблок с комплектом навесных орудий)
-Демонстрационный комплект электротехнических материалов
-Демонстрационный комплект проводов и кабелей
-Набор инструментов для выполнения электротехнических работ
-Провода соединительные
-Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске
-Комплект инструментов и оборудования для выполнения проектных работ по профилю обучения
-Модели (или натуральные образцы)
-Модели сельскохозяйственных орудий труда и техники
-Модели электрических машин
-Комплект моделей механизмов и передач
-Модели разъемных соединений
-Натуральные объекты
-Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизы, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ и т.д.)
-Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ
-Комплект образцов материалов для ремонтно-отделочных работ
Пришкольный учебно-опытный участок.
Планируемые результаты изучения предмета «Технология».
В результате обучающиеся научаться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
При получении технологического образования обучающиеся:
• научаться сформировывать целостное представление о техносфере, умениях и способах деятельности;
• получат опыт разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• сформируют ценностные ориентации в сфере созидательного труда и материального производства;
• получат представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• появятся системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• учащиеся приобретут опыт созидательной и творческой деятельности, опыт познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Личностные результаты, учащиеся должны:
• проявлять познавательные интересы и активность в данной области предметной технологической деятельности;
• выражать желание учиться и трудиться в промышленном или сельскохозяйственном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развивать трудолюбие и ответственности за качество своей деятельности;
• овладеть установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• проводить самооценку умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознавать становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планировать образовательную и профессиональную карьеры;
• осознать необходимость общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам;
• быть готовым к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявлять технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты, учащиеся должны:
• проводить алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определять адекватные имеющиеся организационные и материально-технические условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• проводить комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявлять инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• проводить поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• осуществлять самостоятельную организацию и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• осуществлять виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• уметь приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявлять потребность, проектировать и создавать объекты, имеющие потребительную стоимость;
• выбирать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовой деятельность с другими ее участниками;
• уметь объективно оценивать вклад своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты,учащиеся должны:
В познавательной сфере:
• рационально использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда;
• оценивать технологические свойства сырья, материалов и областей их применения;
• ориентироваться в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владеть алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• проводить классификацию видов и назначение методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавать виды, назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владеть кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применять общенаучные знания по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• применять элементы экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планировать технологический процесс и процесс труда;
• уметь подбирать материал с учетом характера объекта труда и технологии;
• проводить необходимые опытов и исследования при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбирать инструменты и оборудование с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• освоить проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдать нормы и правила безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдать трудовую и технологическую дисциплины;
• уметь обосновывать критерии и показатели качества промежуточных и конечных результатов труда;
• проводить подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документировать результаты труда и проектной деятельности;
• проводить расчет себестоимости продукта труда;
• давать примерную экономическую оценку возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивать свои способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• осознать выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• уметь согласовывать свои потребности и требования с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознавать ответственность за качество результатов труда;
• иметь стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• владеть моделированием художественного оформления объекта труда и оптимальным планированием работ;
• уметь разрабатывать варианты рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• владеть навыками эстетического и рационального оснащения рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• знать рациональные способы опрятного содержания рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формировать рабочую группу для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• проводить выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформлять коммуникационную и технологическую документацию с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• проводить публичную презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разрабатывать варианты рекламных образов, слоганов и лейблов;
• проводить потребительскую оценку зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• освоить развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достичь необходимую точность движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдать требуемые величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• применять сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур.
п1
1. ОТ на уроках технологии. Многообразие с/х растений и продолжительность их жизни.
1
+
п2
2.Лук репчатый. Морковь. Свекла столовая. Технология их уборки.
1
4
п4
3.Обработка почвы под овощные растения. Подготовка к осеней обработке почвы.
1
3
2
Животноводство. Выращивание молодняка птицы.
6
1. Правила безопасности труда при работе с с/х птицей
1
+
1
2.Особенности и ценность кур, уток, гусей, индеек.
1
1
3.Требования к условиям содержания молодняка птицы
1
1
3
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
20
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей
10
п22
1. Правила поведения в мастерской. Рабочее место. Крепление заготовок в верстаке.
1
п23
2. Технологическая карта
1
+
п24
3. Чтение графического изображения изделия
1
+
п25
4.Разметка изделия, деталей.
1
п21
5. Древесина. Породы, пиломатериалы.
1
+
п26
6. Пиление.
1
п27
7. Строгание. Строгание рубанком.
1
п28
8. Сверление.
1
п29
9. Соединение деталей./шурупами, гвоздями, клеем
1
п30
10. Отделка изделий. Зачистка заготовок
1
Технология изготовления изделий из тонколистового металла и п проволоки
11
п31
1.Технология ручной обработки. Свойства тонких листов металла и проволоки. Безопасное проведение работ.
1
+
п32
2.Оборудование рабочего места и планирование работ.
1
п33
3. Правка листа и проволоки.
+
1
п34
4. Разметка деталей из листа и проволоки.
+
1
п35
5. Приемы резания листа и проволоки.
1
п36
6. Зачистка лис та и проволоки
1
п37
7. Гибка листа и проволоки.
+
1
п38 39
8. Соединение листа фальцевым швом, заклепками
1
+
2
п40
9. Устройство сверлильного станка. Приемы безопасной работы на нем.
1
4.Технология ведения дома
3
п41
Интерьер, кухня
1
+
п42
Уход за кухней
1
п43
Уход за одеждой
1
5
Творческая проектная деятельность
16
1. Что такое проект? Этапы выполнения. Определение проблемы.
1
+
2. Выбор темы. Обоснование необходимости изготовления изделия.
1
+
3.Выбор вариантов конструкции изделия.
1
+
4. Определение требований и конструкции изделия и материалов.
1
+
5. Составление плана работы, анализ имеющихся материалов
1
+
6. Разработка графической документации. Выполнение технического рисунка изделия.
1
+
7.Выполнение эскизов деталей изделия.
1
+
8. Разработка технологической документации, технологических карт на изготовление изделия.
1
+
9. Определение стоимости изделия.
1
10. Изготовление деталей изделия по разработанным технологическим картам. ТБ при выполнении работ.
1
11. Изготовление изделия
4
12. Защита творческого проекта.
2
+
6
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур./весенние работы/
10
п44
1. Выращивание овощных культур. Правила безопасной работы.
1
+
2
п46
2. Внесение удобрений. Подкормка капусты.
2
п45
3. Выращивание однолетних овощных культур.
2
п47
4. Защита от вредителей и болезней. Безопасная работа .
1
+
2
ИТОГО
68
27
39
Приложение 1
Направления проектных работ учащихся
Растениеводство.
Уход за растениями, проведение наблюдений за развитием растений, заполнение дневника сопутствующих наблюдений проводятся во время летней трудовой практики, уборка и учет урожая. Анализ проблем, оценка эффективности выращивания плодово-ягодных культур.
Животноводство.
Корма, поилки, кормушки для цыплят, утят, гусят, поросят, кроликов. Устройства обогрева, Приспособления для приготовления и раздачи кормов. Изготовление гнездовых ящиков для крольчат. Портрет домашней свинофермы. Пути реализации молока. Бизнес- план домашней фермы.
Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов.
Предметы обихода и интерьера, шахматы, головоломки, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т.п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок.
Технология создания изделий из металлов, пластмасс и поделочных материалов.
Весы, ручки для дверей, головоломки, блесны, инвентарь для мангалы, наборы для барбекью, коптильни, украшения, спортивные тренажеры, багажники для велосипедов, подставки для цветов, приборы для проведения физических экспериментов, макеты структур химических элементов, модели машин и механизмов.
Электротехнические работы.
Рациональное использование электричества, рациональное размещение электроприборов, подсветка классной доски, электрифицированные учебные стенды, электрические щупы для поиска обрыва цепи, указатели поворота для велосипеда, автономные фонари специального назначения, электротехнические и электронные устройства для автомобиля, игрушки с имитацией звуков, модели автомобилей или механизмов с электроприводом, антенны для удаленного приема радиосигналов, металлоискатель, электрозажигалка для газовой плиты.
Технологии ведения дома.
Уход за вещами, занятие спортом в квартире, выбор системы страхования, оформление помещений квартиры, произведения искусства в интерьере, декоративная отделка дверей, планирование ремонта комнаты, подбор материалов для ремонта квартиры, обустройство лоджии, учебные стенды: «виды покрытия стен», «виды половых покрытий», «водоснабжение дома» и т.п.; реставрация мебели из ДСП. Обоснование предпринимательского проекта, создание бизнес-плана под выбранный товар.
Современное производство и профессиональное образование
Выявление рейтинга профессий в регионе, разработка структуры предприятия определенного вида деятельности, слайд-фильм о своей будущей профессии, совмещение учебы и работы, «Школьная биржа труда», исчезающие профессии, новые профессии, сравнение возможных траекторий получения образования.